Смысл и бессмыслица

Елена Зернова
СМЫСЛ И «БЕССМЫСЛИЦА»
Некоторые заметки по поводу

Смысл и «бессмыслица»… В изобразительном искусстве это принято называть реализмом (в широком смысле слова) и абстракционизмом. Если мы говорим именно об искусстве, то у этих, казалось бы, очень разных подходов к изображению должны быть и, безусловно, есть как отличия, так и сходство.

Сначала об очевидном различии. Реалистическими изображениями принято называть такие, которые так или иначе фиксируют всеми узнаваемые объекты окружающего мира: людей, предметы, здания, объекты природы, которые придают некий смысл изображению. Абстракционизм – это точки, штрихи, линии, пятна различных цветов и тонов, очевидным смыслом не обладающие.
 
Теперь о сходстве. Как реализм, так и абстракционизм должны обладать определёнными, присущими и тому, и другому, качествами.
 
1. Композиция. Если изображение претендует на то, чтобы быть произведением искусства, это главное условие. Нет композиции – нет произведения искусства. Сюда входит очень много: соотношение частей и целого, уравновешивание частей, симметрия или асимметрия, ритмы деталей, тонов, цветов и много чего ещё. Как видим, всё это должно присутствовать и в реалистическом, и в абстрактном изображении. Важно знать, что человек по-разному воспринимает разные композиционные построения, они по-разному воздействуют на него, на его психику.
 
2. Существует и необходимость учитывать восприятие человеком различных тонов, цветов и их сочетаний. Ведь они производят различное эмоциональное впечатление на людей. Светлое и тёмное, яркое и приглушённое, многоцветное и сближенное по цвету, контрастное и умеренное – всё это воздействует на человека, на его чувства. Достаточно привести простой пример из реальности: небо на закате или восходе, при наблюдении одних лишь цветовых сочетаний человек испытывает эмоции, ощущая их красоту: тревожность или умиротворение и так далее.
 
3. Кроме упомянутых, есть и другие необходимые условия для создания полноценного произведения искусства. Не буду о них. Перейду к следующему. Все законы, правила и приёмы, существуют для того, чтобы передать нечто от художника зрителю. Как я уже сказала, на человека воздействуют не только несущие определённый, заведомый смысл изображения, но и сами по себе композиция, цвет, тон, ритм, размеры деталей и целого и прочее. А, значит, как реалистическая, так и абстрактная картина несёт в себе определённую информацию (и снова пример из окружающей природы: небо с облаками, всевозможные совершенно абстрактные формы которых привлекательны для наблюдающего как сами по себе, так и дают стимул его воображению).
 
4. Строго говоря, любая реалистическая картина состоит из тех же элементов, что и абстрактная, то есть, она создаётся при помощи точек, штрихов, линий, пятен тона и цвета. Из чего можно сделать вывод, что разница между абстрактной и реалистичной картиной не так уж и велика: абстрактным изображениям можно придать черты реальных объектов, а реалистичные изображения можно при помощи некоторых приёмов сделать вполне абстрактными (например, сильно размыть контуры изображённого). По сути же, и то, и другое является изображениями, несущими разную СТЕПЕНЬ информации. И то, и другое обращено к душе и разуму человека, к его (со)творческому началу.

                5 сентября 2020 года.