Творчество Павла Федотова. Анонсы к картинам

Дмитрий Суханов 4
Па;вел Андре;евич Федо;тов (22 июня [4 июля] 1815, Москва — 14 [26] ноября 1852, Санкт-Петербург) — русский живописец и график, академик живописи, родоначальник критического реализма в русской живописи. Академик ИАХ «по живописи домашних сцен» (1848).

**************************

Разборчивая невеста 1847 http://stihi.ru/2021/11/04/6555

Сватовство майора 1848  http://stihi.ru/2021/02/27/8738

Утро чиновника 1848  http://stihi.ru/2021/11/15/3444

Завтрак аристократа. 1850. http://stihi.ru/2021/11/16/6008

Вдовушка. 1852 http://stihi.ru/2021/11/15/3465

****************************

В 11 лет определён отцом в Первый Московский кадетский корпус, где хорошими способностями и примерным поведением обратил на себя внимание начальства. В 1830 году произведён в унтер-офицеры, а в 1832-м — в фельдфебели. В 1832 году окончил курс с отличием (его имя было внесено в список на почётной мраморной доске в актовом зале корпуса). В свободное от учёбы время кадет Федотов любил рисовать[2]. Первыми рисунками будущего художника были карикатуры на товарищей, самого себя, корпусное начальство.

После долгих раздумий Федотов, наконец, подал прошение об отставке, и 3 января 1844 года был уволен с производством в чин капитана и правом носить военный мундир.

**********************

Особенности творчества

Выйдя в отставку, в первое время Федотов избрал для себя батальный жанр как область искусства, в которой уже успешно попробовал свои силы и которая в николаевскую эпоху сулила почёт и материальное обеспечение. Поселившись в бедной квартире в одной из дальних линий Васильевского острова, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, он ещё усерднее принялся упражняться в рисовании и написании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах.

Остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность передать характер человека — все эти свойства таланта, ярко проявлявшиеся в рисунках Федотова, указывали на то, что истинным призванием художника была жанровая живопись. В этом выборе художнику отчасти помогло письмо баснописца Крылова, который видел некоторые работы Федотова и посоветовал ему заняться жанровой живописью. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Федотов написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).

В 1848 году Совет Академии единогласно признал художника академиком, и после выставки имя Федотова стало известно широкой публике, в журналах появились хвалебные статьи критиков.

Принципиальность художника наряду с сатирической направленностью его творчества вызвала повышенное внимание цензуры, от Федотова стали отворачиваться меценаты, ранее благоволившие ему.

************************

Болезнь и смерть

Заботы и разочарование вместе с постоянным напряжением ума, рук и глаз, особенно при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное воздействие на здоровье Павла Андреевича. У художника ухудшилось зрение, он стал страдать приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по годам, и в самом его характере происходила всё более заметная перемена: весёлость и общительность сменились задумчивостью и молчаливостью.

Друзья и начальство Академии поместили Федотова в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных, а царь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб. Несмотря на это, болезнь прогрессировала, и осенью 1852 года знакомые выхлопотали перевод Павла Андреевича в больницу Всех скорбящих на Петергофском шоссе. Здесь Федотов и умер 14 ноября того же года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей.