Смерть Поэта

Петя Абраменко
Полную версию этого материала, включающую все иллюстрации, подтверждающие мои слова, вы можете прочитать по ссылке:
vk.com/@waltzp-smert-poeta


Смерть «Поэта»

Вступление

Публикую это уже во второй раз, так как первая публикация была просто удалена. Если данный материал пропадёт снова, значит его опять удалила администрация, потому что я его удалять уж точно не буду.

С момента вручения премии «Поэт года» за 2019 год прошло три дня. День награждения не раз откладывался из-за пандемии коронавируса. В этом эссе я рассказываю, почему «Российский союз писателей» не торопится налаживать функции конкурса и соответствовать здоровым интересам литературного сообщества, а скорее пытается собрать с участвующих поэтов деньги, при этом в как можно больших объемах.

В апреле 2019-го я начал публикацию своих стихотворений на stihi.ru. Разумеется, моё внимание привлекло объявление о конкурсе на соискание премии «Поэт года», которое было почти невозможно не заметить, пользуясь сайтом. Поначалу у меня сложилось положительное мнение об этом мероприятии. А почему бы и нет? Ведь вроде его учредители освещают хорошие стихи и дают шанс новому, никому не известному имени перенестись из пропасти забвения на книжные обложки (главный (и единственный) приз — издание авторской книги за счёт РСП)? Я решил отправить свои работы и вскоре мне пришло уведомление о том, что меня номинировали. Но оказалось, что всё далеко не так просто. В какой-то момент я понял, что данная премия является лишь экстрагированием из участников денежных средств. Однако, я всё же решил пойти до конца, оплатить все взносы и полноценно проучаствовать, чтобы увидеть всё изнутри.


Почему моя номинация ничего не стоит

Если лауреатство ещё может что-то значить, то номинация не предполагает какого-то признания ваших работ. На то есть несколько причин.

Первая — номинирует вас на конкурс какая-то редакционная комиссия, о которой мы ничего не знаем; это абсолютно неизвестные никому люди и непонятно, какими знаниями о поэзии они обладают и какое имеют образование и/или признание в качестве литературных критиков. Просто какая-то редакционная комиссия и всё. Больше нам ничего скажут. Смиритесь. Да, есть список экспертов, которые выбирают финалистов и лауреатов, но до него мы дойдём позже. Это будут уже совсем другие люди.

Вторая — номинируют почти всех и каждого. Видимо, отсеивают лишь самых начинающих, откровенно бездарных и тех, кто не проходит по цензуре.

Третья — список произведений, за которые вас номинируют, может не соответствовать списку произведений, который вы в итоге отправите на конкурс. Остановимся на этом поподробнее. Дело в том, что вы можете отправить заявку хоть со всеми своими стихами, после чего идёт второй этап — печать и публикация альманахов с номинированными работами. Чтобы попасть на эту ступень, вы до Нового года должны отправить свои стихи (по крайней мере, таковы были правила на 2019 год). За одну страницу в 35 строк (в каждой строке до 50 символов) вас попросят заплатить 1000 рублей. При этом вы можете отправить совершенно другие стихотворения. Интересно, как бы отреагировали кинолюбители, если бы на «Оскар» номинировали одни фильмы, а на церемонии говорили бы об абсолютно других лентах. Ну, да ладно до этих американцев, которые только извращают нашу священную культуру. Вернёмся к «национальной» премии. Короче говоря, произведения в номинациях и произведения, представленные окончательному жюри могут разниться, потому что организаторы прекрасно понимают, что для их зарплаты им нужно номинировать как можно больше людей с целью увеличения количества потенциальных плательщиков, а вот заплатить сможет не каждый и далеко не за все свои работы, поэтому приходится делать такое раздвоение.


Печать и доставка альманахов

После редакционного отбора от той же (или не той же) призрачной комиссии, дабы убедиться, что в новых стихах нет слова из трёх букв, организаторы печатают произведения, за которые мы всё-таки решили отдать свои деньги, в альманахах. Поздравляю, это второй этап. Ещё это можно назвать номинированием №2, но на самом деле это никак не называется. Альманахи разделены на серии, соответственно каждой номинации (которых сейчас — шесть). Одна из номинаций — «Дебют». Именно на неё я подавал свои стихотворения. И количество этих альманахов невероятно огромно, но я говорю не о тираже, а о десятках, десятках томов в каждой номинации. На момент публикации данного материала в графике выхода альманахов на stihi.ru (stihi.ru/
На стадии формирования договора вам также предлагают купить альманах, в котором напечатают ваши произведения. Один экземпляр стоит 400 рублей + 300 рублей за доставку по России + ещё 50 рублей за доставку каждой книги по России. То есть, если вы хотите получить хотя бы один свой экземпляр с доставкой, вам придётся заплатить 750 рублей, при заказе двух с доставкой — 1200 и так далее. А если не хотите платить за доставку, то можете прилететь в Москву к ним в офис и забрать альманах(и) оттуда. И да, я в курсе, что у них есть региональные отделения. Но нет, они не собираются доставлять их даже до собственных филиалов. Извините меня, что снова возвращаюсь к необразованным палеоантропам, но мне также было бы интересно посмотреть на лицо Ридли Скотта в 2001 году, когда Американская академия присылает ему письмо, с уведомлением о том, что для того, чтобы ему посмотреть собственного «Гладиатора», который они номинировали на «Лучший фильм», ему теперь надо платить. Кстати да, уважаемые организаторы премии «Поэт года», вот вам хорошая идея, — в следующем году выставляйте участникам ваших конкурсов счета за электричество, которое вы тратите на обработку их заявок.


Определение победителей

Переходим к экспертному составу, который выбирает победителей. Это — так называемое, «Большое жюри». Надо отдать должное, в нём заседают довольно уважаемые люди. Но ещё бы, за 1000 рублей за страницу. Как говорится: «С миру по нитки...» Они просматривают всю эту писанину и выбирают финалистов (количество номинантов периодически меняется, за 2019-ый их было 200; вроде как все финалисты имеют право на посещение церемонии; разумеется обычным номинантам туда не попасть, ибо, наверное, людей было бы больше, чем на концертах The Beatles). Финалисты, при голосовании набравшие наибольшее количество баллов становятся лауреатами. Будем надеяться, что призрачная комиссия хоть немного отфильтровывает для финального жюри произведения, потому что материал, который печатается в этих альманахах часто оставляет желать лучшего (в том числе мои стихи). Конечно же, по той причине, что организаторы снова решили подумать о своей зарплате и напечатать всё, что только возможно напечатать.

А теперь о самом главном. Выпускается всё это для того же «Большого жюри». На старых обложках так и писали: «Специальное издание для членов Большого жюри национальной литературной премии “Поэт года”». Теперь эту фразу перенесли во внутреннее описание альманахов: «Специальное издание для членов Большого жюри национальной литературной премии “Поэт года” в номинации (название номинации) для Большого жюри». То есть не остаётся никаких сомнений, что главное предназначение напечатанных книг — только в том, чтобы наши стихи прочитало «Большое жюри». И действительно, кому они ещё нужны? Тогда где-то вдали, сквозь туман на горизонте проявляется небольшой вопрос: «Зачем?» Только для того, чтобы их оценило «Большое жюри»? Серьезно? То есть в электронном виде это сделать нельзя? Ладно, пойдёмте дальше.


О качестве работы над альманахом

Скажу несколько слов о качестве редактуры альманахов. В томе, который я получил, в моём стихотворении «Табу» было такое предложение: «Очевидно остается, что мы вдвоём — я и/или дом — недвижимая ничем земля». Редакторы решили заменить мою пунктуацию на следующий вариант: «Очевидно остается, что мы вдвоём — я и (или) дом — недвижимая ничем земля», что смотрится куда банальнее и примитивнее, более того, для этого даже нет весомых оснований.

Ещё один момент из стихотворения «Возвращение в дождливый день» (кстати, оно ужасно), который в отредактированном варианте привёл меня почти что в бешенство: «С известных (не тебе, но, возможно, хотя бы ангелу или богу) пор». В версии альманаха слово «богу» решили написать с большой буквы, то есть «Богу». Я ничего не имею против религии, но почему меня не предупредили, что редакторы живут в мире дореволюционной России? Разумеется, я понимаю, что многие до сих пор считают это необходимым и единственным правильным написанием. Но ведь там работают профессиональные редакторы (я надеюсь). Почему же они делают подобные правки в наше время?

А вообще, если редактор при выполнении своей работы не связываются с писателем и не работает с ним сообща, то это просто несерьёзно. Но тут же просто конвейер. Соответственно требовать от конвейера особого отношения, как минимум, наивно.


О медали Ахматовой

Отдельного внимания стоит ежегодное награждение медалью, названной в честь какого-либо великого поэта. 2019-ый не стал исключением (на этот раз была избрана Ахматова). Вот только когда дело дойдёт до получения медали, появиться одно «но». Для медали из нейзильбера вам потребуется заплатить 5000 рублей, а если хотите медальку из серебра 925-ой пробы с золотым покрытием, вам нужно 15000, — слава небесам, что всё ещё, — рублей. Знаете, лучше было бы, если бы наш замечательный «Союз российских писателей» просто и забесплатно наградил медалями финалистов. Но не тут-то было. Эту медаль может получить любой номинант, если заплатит. Надо ли мне объяснять, почему организаторы избрали именно такой путь? Думаю, что не надо.


Поддержка государства и где ещё взять денег

Можно много рассуждать о том, имеют ли какое-либо право организаторы позиционировать обсуждаемую здесь премию «национальной» или не имеют. И я, конечно, взялся порассуждать. Можно сказать, что это частная организация, которая мало как связана с государственными организациями. Можно ответить, что премия вручается под эгидой Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ. Но если так, пусть эта премия будет государственной, федеральной; но для этого ведь надо заручиться настоящей поддержкой государства, делать что-то хоть на какой-то минимальной планке качества и прочие заморочки — зачем всё это, если можно назвать премию «национальной»? Только вот в чём её национальность? В том, что за всё платит народ?

На сайте премии гордо висят письма хвалебного характера относительно данного мероприятия с подписями «С.Е.Нарышкин», «З.Ф. Драгункина» и «В.Р. Мединский». Почему я не удивлён тому, что ни один из этих людей не знает, что после точки ставится пробел?

Некоторые могут воскликнуть: «Да, участие платное, но где же по-другому взять денег на работу над премией?» Я попытался ответить хотя бы для себя. В голову полезли какие-то варианты. Можно идти за помощью к государству, но вероятно, никакое вменяемое государство уже не даст денег на работу над премией, репутация которой уже настолько потеряна — ведь я далеко не первый, кто пишет критический материал в её сторону. Можно издавать нормальные книги с достойными номинантами и продавать их в магазинах (разумеется не по 50 томов, а хотя бы, пусть и по большой, но приличной книге на номинацию). Однако, судя по настроениям редакции с их «Богом» с большой буквы, они скорее нацелены продавать книги не в книжных сетях, а в церквях или прицерковных лавочках (если Иисус в своё время изгнал из храма торговцев, обменщиков монет и покупателей, то представьте, чтобы он сделал во время второго пришествия, увидев эти книги (тем более, если бы открыл и прочитал хотя бы одну из них)). Можно идти на телевидение, но для этого нужно делать интересными церемонии награждения, а хоть и название очень впечатляющее — «Поэт года», — на самом деле видимо уже самим организаторам лень делать что-то для всего этого.

Знаете, когда в нашей стране или в мире происходит какой-то трэш, прежде, чем расстраиваться, я нередко стараюсь отнестись к этому с юмором. Так что потом я подумал ответить на это какой-то шуткой, но всё это было не очень смешно. Может, потому что я плохой шутник, а может, потому что смеяться не хотелось. И в конце концов я понял, что не нужно вообще на это отвечать, потому что премия вполне устраивает и организаторов, которые уже много лет ничего принципиально не меняют, и большинство пользователей stihi.ru, которые номинируются из года в год. Первые зарабатывают сумасшедшие деньги, а вторые хвастаются, тешат своё тщеславие с гордынью и пишут на своих страницах, что они номинанты этой Великой Национальной Премии.


Заключение

И так, организаторы из РСП почти никак не стараются проработать премию на достойном уровне. Вместо этого нам предлагают платить за получившуюся муть самим. При этом нигде, ни на официальном сайте премии, ни на портале stihi.ru нам не говорят ни о том, что нам нужно платить за печать никому не нужных альманахов, ни о том, что все эти игрушки-медальки тоже изготавливаются за наш счёт. И оно понятно, ведь скажи об этом сразу, — и было бы просто стыдно и уже не так прибыльно.

P. S. Единственные, кому можно со спокойной душой радоваться в этом мраке, — это финалистам и лауреатам. Их выбирали настоящие профессионалы и этих людей я искренне поздравляю.