Мысли вслух 488

Александр Крапивин 2
Немало тайн хранят и подземелья Урала.

“…Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. Культура у них величайшая…” – так даже в 20-х годах XX века говорили о подземных обитателях Урала. А местные старожилы и сегодня расскажут тысячи преданий о подземном народе. В одних из них будут фигурировать светлоглазые и нежноголосые карлики, в других – высокие и красивые люди, а в третьих – даже богатыри. Но всех их, таких разных, называют одним именем – чудь. Русские историки давно спорят об этом таинственном народе, упоминавшемся еще в Лаврентьевской летописи (1377 г.), но к единому мнению пока так и не пришли.

Начало уральским легендам положили землепроходцы и первые русские переселенцы, услышавшие доносящиеся из-под земли голоса и звуки ударов металла о камень: то чудь добывала драгоценные камни и металлы. Богатства, якобы собранные чудью за многие века, не одну сотню лет не давали покоя искателям сокровищ. Но все попытки проникнуть в тайну подземных жителей заканчивались неудачами. А многие кладоискатели просто не возвращались, сгинув в запутанном лабиринте таинственных пещер. В общем, кладовые с драгоценными камнями и золотом не нашли, зато в недрах гор были обнаружены старинные шахты, а в них – настоящие шедевры металлургического производства. И тут сказка уступает место реальности – правда, еще более загадочной.
Дело в том, что практически все месторождения руды, обнаруженные в Уральских горах, оказались помечены специальными знаками. В свое время Никита Де-мидович Антуфьев – родоначальник заводчиков Демидовых – разыскивал такие метки и исключительно по ним определял места для строительства металлургических заводов. В наше время месторождения ищут иначе, но на разведанных участках, как правило, рбнаруживаются знаки, оставленные чудью…
Выходит, не сказки, была все же чудь? Была, да пропала: следы ее, в 1940-х годах еще заметные в Пермской, Екатеринбургской, Челябинской и Курганской областях, вели к Алтаю, но именно там они потерялись окончательно.

Народные предания предлагают две версии исчезновения подземного народа. Первая – протестов самопогребение целого народа:
“…испугавшись русских, чудь живьем закопалась”. Вторая – его уход “тайными подземельями” в неведомую страну. “Только не навсегда ушла чудь. Когда вернется счастливое время, и придут люди из Беловодья (русский аналог Шамбалы . – Ред.), и дадут всему народу великую науку, тогда и придет чудь со всеми добытыми сокровищами” . То есть, по сути, эта версия предполагает существование чудской подземной цивилизации и в наше время. Поверить в такое, кажется, совершенно невозможно…