Бунтарь во ржи

Натали Пахомова
 Фильм о жизни и творчестве  Джерома Дэвида Сэлинджера — автора знаменитого бестселлера «Над пропастью во ржи». 

                «Вы пишете, чтобы  показать талант или  чтобы выразить то, что в  сердце?»
                Цитата из фильма.
1939 год. Молодой Джером Сэлинджер, будущий автор всемирно известного бестселлера « Над пропастью во ржи»,  проводит свои дни как любой молодой человек того времени, не обремененный заботами о хлебе насущном: клубы, девочки,  выпивка.  За свой  острый язык и неуживчивый  характер  его выгоняют  из всех учебных заведений. Он  пробует писать  рассказы и его амбиции  простираются далеко: он хочет печататься.  Благодаря своей матери, которая первая разглядела в нем талант,  Джером поступает в  Колумбийский  университет на факультет короткого рассказа  к  известному  издателю журнала «Стори» и преподавателю  Уиту Бернету  (его играет Кэвин  Спейси).  Выведший в люди уже не одного известного писателя,  наставник слегка осаждает  писательский пыл и притязания пока молодого и малоопытного автора. Одновременно он пытается огранить  бриллиант,  передавая  свой  опыт и  азы  писательского  мастерства,  инструменты и технику, проверяя неофита на преданность тому пути, который он выбрал для себя.  Они становятся настоящими друзьями.  Это Уит  напечатает  его первый рассказ, вселив в него надежду и уверенность в себе как в писателе. Это он  подскажет  ему  идею  романа  о  Холдене Колфилде (вначале Селинджер писал только рассказы),   увидев за  разрозненными историями общее полотно и  нетривиальный характер главного героя повествования.
Но путь к настоящему мастерству  и успеху  не был усеян розами, и главный герой начинает со временем это понимать. Отказы  журналов печатать его, и  последующее за этим разочарование в себе, в своем таланте и призвании одновременно и угнетают его  и разжигают аппетит к творчеству. Тем более, что наставник преподал ему второй урок писательства: научись принимать отказы и самое главное, без чего  не может состояться писатель это  - писать, невзирая на то, признают тебя, будут печатать или нет. «Если человек готов на это, то он – писатель, а если нет, то нужно найти другое занятие».
И только  когда он оставил  позади  свои амбиции попасть в толстые журналы, мечту о том, чтобы его напечатали,  приняв это обстоятельство как данность, тогда он стал по-настоящему писать. Мимолетные впечатления, которыми так богата жизнь, вводили его в состояние вдохновения и  Джером уже не может не писать, безотносительно того, напечатают это или нет. И когда наставник убедился в том, что Джером не бросает своего  ремесла, несмотря ни на отказы, ни на  свои сомнения, ни на разочарования, он опубликовал его первый рассказ.
Его заметили, и не только издатели.  Дочь драматурга О Нила  Уна  обратила на него внимание и  стала первым серьезным любовным увлечением Джерома. Но и эта история  закончилась  не хэппи эндом,  таким привычным  и для американских писателей и для киношников Голливуда того времени. Жизнь с ее невыдуманными  сюжетами  была куда интересней  и драматичней  для Селинджера, чем пасторальные истории, которых вожделели читатели журналов того времени.  В разговоре с издателем «Нью-Йоркера» он предельно честно заявляет свое писательское кредо:  «Я не хочу писать так, как все остальные…Я хочу создать новую форму письма. Современную, о современной жизни, в которой боль нашего существования показана  предельно правдиво». Отображение прилизанной и  приукрашенной  для модных литературных журналов  действительности – не для него. Он хочет писать правду и только правду, хочет быть честен перед собой и своими читателями. «Снижать стандарты», только чтоб опубликовали – нет, Джером на это не согласен. Это право на то, чтобы писать правду, ему еще предстоит отстоять.  Потом,  когда правда сама постучит в ворота сытой и благополучной Америки, и не замечать ее будет уже нельзя.   
А пока и самому писателю, и его герою  в  недалеком будущем предстояли большие испытания на прочность. Впереди была война с ее невыдуманными жуткими историями,  и калечащими психику  реалиями.
Через пять лет в реабилитационном центре для ветеранов войны трясущейся рукой он, раздавленный физически и морально будет писать: « К прискорбием сообщаю тебе,  что Холден Конфилд умер…исчез навсегда…И я не знаю, спасет ли меня  что-нибудь».  Кто же такой, этот Холден Конфилд, который по словам его  бывшего наставника  Уита « изменил страну. И по всему миру молодежь чувствует,  что у них появился голос, которого не было». По словам другого, духовного наставника,  Джером  своей книгой  «захватил сознание целой нации, стал на путь, которые многие чувствуют и озвучивают».
Во  многом Холден  - это он сам, его подростковые комплексы и потаенные желания, его подростковый бунт  против скучной и размеренной жизни, навсегда  утвержденных правил:  наследственности бизнеса, невозможности сойти с этой раз и навсегда проторенной колеи  и стать самим собой – занимаясь тем, что нравиться и к чему душа лежит. Отсюда проблемы с родителями, с отцами, которые как будто чувствуют эту угрозу, исходящую  от своих собственных детей -  изменить этот уклад, думать по - другому,  иметь другие, кроме утилитарных, ценности.
 Ужасы войны, гибель  друзей подорвали психическое здоровье Сэлинджера. В 1946 он возвращается в Америку, женится.  Кажется,  что жизнь налаживается. Но его преследуют ужасы войны, он не может спать и кричит по ночам. Он перестает писать. В надежде избавиться от преследовавших его  днем и ночью кошмаров он обращается к  учению  Рамакришны. Что из этого получилось и как в дальнейшем сложилась  судьба писателя смотрите фильм…

Название: Rebel in the Rye
Год выхода: 2017
Актеры: Николас Холт, Зои Дойч, Кевин Спейси, Сара Полсон, Брайан Д'Арси Джеймс
Режиссер: Дэнни Стронг
Страна: США
Жанр: Фильмы, Биография, Драмы