Фильм о жизни и творчестве Джерома Дэвида Сэлинджера — автора знаменитого бестселлера «Над пропастью во ржи».
«Вы пишете, чтобы показать талант или чтобы выразить то, что в сердце?»
Цитата из фильма.
1939 год. Молодой Джером Сэлинджер, будущий автор всемирно известного бестселлера « Над пропастью во ржи», проводит свои дни как любой молодой человек того времени, не обремененный заботами о хлебе насущном: клубы, девочки, выпивка. За свой острый язык и неуживчивый характер его выгоняют из всех учебных заведений. Он пробует писать рассказы и его амбиции простираются далеко: он хочет печататься. Благодаря своей матери, которая первая разглядела в нем талант, Джером поступает в Колумбийский университет на факультет короткого рассказа к известному издателю журнала «Стори» и преподавателю Уиту Бернету (его играет Кэвин Спейси). Выведший в люди уже не одного известного писателя, наставник слегка осаждает писательский пыл и притязания пока молодого и малоопытного автора. Одновременно он пытается огранить бриллиант, передавая свой опыт и азы писательского мастерства, инструменты и технику, проверяя неофита на преданность тому пути, который он выбрал для себя. Они становятся настоящими друзьями. Это Уит напечатает его первый рассказ, вселив в него надежду и уверенность в себе как в писателе. Это он подскажет ему идею романа о Холдене Колфилде (вначале Селинджер писал только рассказы), увидев за разрозненными историями общее полотно и нетривиальный характер главного героя повествования.
Но путь к настоящему мастерству и успеху не был усеян розами, и главный герой начинает со временем это понимать. Отказы журналов печатать его, и последующее за этим разочарование в себе, в своем таланте и призвании одновременно и угнетают его и разжигают аппетит к творчеству. Тем более, что наставник преподал ему второй урок писательства: научись принимать отказы и самое главное, без чего не может состояться писатель это - писать, невзирая на то, признают тебя, будут печатать или нет. «Если человек готов на это, то он – писатель, а если нет, то нужно найти другое занятие».
И только когда он оставил позади свои амбиции попасть в толстые журналы, мечту о том, чтобы его напечатали, приняв это обстоятельство как данность, тогда он стал по-настоящему писать. Мимолетные впечатления, которыми так богата жизнь, вводили его в состояние вдохновения и Джером уже не может не писать, безотносительно того, напечатают это или нет. И когда наставник убедился в том, что Джером не бросает своего ремесла, несмотря ни на отказы, ни на свои сомнения, ни на разочарования, он опубликовал его первый рассказ.
Его заметили, и не только издатели. Дочь драматурга О Нила Уна обратила на него внимание и стала первым серьезным любовным увлечением Джерома. Но и эта история закончилась не хэппи эндом, таким привычным и для американских писателей и для киношников Голливуда того времени. Жизнь с ее невыдуманными сюжетами была куда интересней и драматичней для Селинджера, чем пасторальные истории, которых вожделели читатели журналов того времени. В разговоре с издателем «Нью-Йоркера» он предельно честно заявляет свое писательское кредо: «Я не хочу писать так, как все остальные…Я хочу создать новую форму письма. Современную, о современной жизни, в которой боль нашего существования показана предельно правдиво». Отображение прилизанной и приукрашенной для модных литературных журналов действительности – не для него. Он хочет писать правду и только правду, хочет быть честен перед собой и своими читателями. «Снижать стандарты», только чтоб опубликовали – нет, Джером на это не согласен. Это право на то, чтобы писать правду, ему еще предстоит отстоять. Потом, когда правда сама постучит в ворота сытой и благополучной Америки, и не замечать ее будет уже нельзя.
А пока и самому писателю, и его герою в недалеком будущем предстояли большие испытания на прочность. Впереди была война с ее невыдуманными жуткими историями, и калечащими психику реалиями.
Через пять лет в реабилитационном центре для ветеранов войны трясущейся рукой он, раздавленный физически и морально будет писать: « К прискорбием сообщаю тебе, что Холден Конфилд умер…исчез навсегда…И я не знаю, спасет ли меня что-нибудь». Кто же такой, этот Холден Конфилд, который по словам его бывшего наставника Уита « изменил страну. И по всему миру молодежь чувствует, что у них появился голос, которого не было». По словам другого, духовного наставника, Джером своей книгой «захватил сознание целой нации, стал на путь, которые многие чувствуют и озвучивают».
Во многом Холден - это он сам, его подростковые комплексы и потаенные желания, его подростковый бунт против скучной и размеренной жизни, навсегда утвержденных правил: наследственности бизнеса, невозможности сойти с этой раз и навсегда проторенной колеи и стать самим собой – занимаясь тем, что нравиться и к чему душа лежит. Отсюда проблемы с родителями, с отцами, которые как будто чувствуют эту угрозу, исходящую от своих собственных детей - изменить этот уклад, думать по - другому, иметь другие, кроме утилитарных, ценности.
Ужасы войны, гибель друзей подорвали психическое здоровье Сэлинджера. В 1946 он возвращается в Америку, женится. Кажется, что жизнь налаживается. Но его преследуют ужасы войны, он не может спать и кричит по ночам. Он перестает писать. В надежде избавиться от преследовавших его днем и ночью кошмаров он обращается к учению Рамакришны. Что из этого получилось и как в дальнейшем сложилась судьба писателя смотрите фильм…
Название: Rebel in the Rye
Год выхода: 2017
Актеры: Николас Холт, Зои Дойч, Кевин Спейси, Сара Полсон, Брайан Д'Арси Джеймс
Режиссер: Дэнни Стронг
Страна: США
Жанр: Фильмы, Биография, Драмы