Москва. В ожидании большого взрыва

Вит Уйманов
Сразу оговорюсь, что я не архитектор, не теоретик градостроительства, не экономист, а простой обыватель, москвич по рождению, интересующийся всем, что связано с Москвой. Чтобы уравновесить самоуничижительную характеристику, скажу, что у меня два высших образования, полученные в советские годы. Помимо этого, полторы тысячи стихов и прозы. И, пусть всего одна, но очень уважаемая мною поэтесса*, «советская» по судьбе и взглядам, живущая в сибирском городе, откуда мои корни, поставила мои работы в ряд авторов, чьи имена (из скромности и осознания несоответствия) не упоминаю, но чем внутренне горжусь. Надеюсь, что по совокупности, это даёт и мне право высказать мнение о моём городе.
Так, с представлением окончено. Теперь, по сути.
По необходимости, я раз в 2-3 месяца пересекаю значительную часть Москвы, от точки А (от дома) до точки Б и обратно, минуя исторический центр. Из-за сложной транспортной обстановки таксисты пользуются различными маршрутами, что позволяет мне увидеть современную Москву под разными ракурсами. Вот проезжаем Метромост – Лужники как на ладони. Новый дворец художественной гимнастики с крышей в виде огромной затухающей синусоиды, что символизирует гимнастическое упражнение с лентой (а, если бы, с булавой или мячом?). Вопрос, во сколько обошлась игра фантазии архитектора и как она увязана со всем комплексом  повисает в воздухе.
В другой раз едем по бровке Воробьёвых гор в сторону Мосфильмовской.  Дорога проходит через парк. За высоким каменным забором «в стиле барокко» видны правительственные особняки. Там другая жизнь и становится понятным, почему так трудно уходить из большой политики.
Прежде чем попасть на «Третье транспортное кольцо», петляем по улицам, переулкам.  Застройка вокруг производит странное впечатление конгломерата разнокалиберных домов и сооружений,  возведённых в разное время и, кажется, что они ни чем не связанны между собой и безразличны друг  другу. Может быть, я необъективен от того, что когда-то не поступил в МАРХИ (не жалею), но профессия «архитектор», порой, поражает несоответствием ожиданиям, дискредитируя себя безликими постройками.
Вот и «Третье кольцо» в районе «Москва-Сити». Жутковатое переплетение циклопического размера развязок, путепроводов, тоннелей, ж/д путей, где можно заблудиться без навигатора. А само название – «М.-Сити»! Ну, прямо как там, у «них»!  В пределах видимости от Кремля, на пятачке в квадратный километр собрано диковинное стадо небоскрёбов, различных по высоте и форме. Тут и подобие «сверла», и блестящей «пивной банки», и призмы, и...
Раньше, по определению БСЭ, существовали архитектурные ансамбли  –  «гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений». Глядя на «Сити» видишь, что это свойство утрачено. И ещё. При относительно «плоской» по высоте застройки города,  неожиданно возникает этот всплеск высотных зданий - небоскрёбов, как бы образно, графически иллюстрируя чудовищное социальное расслоение общества.
При приближении к конечной точке маршрута, опять, мало интересного, за исключением, пожалуй, Московского ипподрома (арх. Жолтовский) –  образца монументальной сталинской архитектуры.
Конечно,  этот разнобой связан с необходимостью отвечать на запросы времени. Были в Москве и строгий конструктивизм 30-х, и помпезные ансамбли, часто отдающие безвкусицей. Было и внешне бездушное жилищное строительство индустриальными методами, но это, хотя бы, ради обеспечения людей доступным, а чаще, бесплатным жильём. Стоимость 3-х комнатной кооперативной квартиры в СССР была сопоставим со стоимостью «Жигулей», теперь она приблизилась к стоимости нового Роллс-ройса.
Нет, за исключением исторического центра, не нравится мне хаотичный облик теперешней Москвы. Но дело не только в этом.
Наша дача расположена в километре от населённого пункта Клёново, что в 60 км. от МКАД в юго-западном направлении Московской области. Так было. Теперь и Клёново, и дача  –  это Москва!
Да, произошло заметное улучшение дорог, инфраструктуры и это хорошо. Но!
Рядом с Клёново проходит 20-ти  километровая кольцевая дорога, связывающая десяток небольших посёлков и садовых товариществ. Ах, какие здесь виды  –  когда проезжал, всегда жалел, что нет с собой фотоаппарата. Хвойные и смешанные «грибные» леса, перелески, обширные поля,  пастбища, небольшие речушки. В этом году леса ещё сохранились, но многие поля уже заброшены и заросли сорняками. Очевидно, местные власти извещены о намерении города использовать эти земли под новые дороги и застройку в связи с расширением Москвы. Интересно, подсчитали ли упомянутые экономисты и градостроители потери  в сельском хозяйстве, а увеличение транспортных расходов?  Раньше я доезжал на машине до дачи за час, а на днях из-за пробок добирались до Москвы два часа. Мне говорят: – Это что! Вот в воскресенье, возвращались из Смоленска и на преодоление последних 100 км. затратили 7 часов! Ведь, если только вдуматься,  сколько тысяч (или миллионов) человек вынуждены ежедневно часами «бесполезно» находиться в дороге?
Сейчас научились строить замечательные дороги, красивые  развязки, эстакады. Но мало того, что это очень затратно, так ещё приводит к  беспощадному уничтожению подмосковных лесов и полей. 
Раньше мы обходились, в основном, общественным транспортом, теперь приоритет за автомобилем с вытекающими отсюда проблемами (дороги, пробки, стоянки, обслуживание, не говоря уже о стоимости автомобилей). Обретённая мобильность оказалась и дорогой, и иллюзорной.
А то, что при огромных безлюдных пространствах, 10%  населения страны сосредоточены в одном месте, разве не вызывает тревогу?
Я понимаю поверхностность моих суждений на фоне углублённых, профессиональных знаний означенных выше специалистов. Но дело в том, что теперь эти знания не связаны между собой единой целью  («идеологией»).
В СССР такая цель была. Мы знали, что ставилась задача воспитания нового человека, проникнутого духом коллективизма, на основе всеобщего бесплатного образования, здравоохранения, планового хозяйства, осмысленной культурной политики. Известный политолог** считает, что этого достичь не удалось. Да, это так, – до конца не удалось! Но, не будь уверенности в правоте своего дела, разве наши деды и отцы смогли бы победить в 1917,  в Великой Отечественной Войне!
 «Рынок всё расставит по своим местам!».  Мы видим, что на деле, он привёл к социальному расслоению и деградации. Так, сравнивая культуру 19-го, 20-го и 21-го веков, опять, напрашивается аналогия с затухающей синусоидой.
Надо признать – здравый смысл проигрывает в соревновании с алчностью и эгоизмом. Недавно ООН выразила обеспокоенность тем, что 26 человек обладают половиной мировых богатств. Вот и мы идём в этом направлении.
 
Хотел, было, закончить эти заметки сентенцией, что следование таким курсом сделало Москву местом, малопригодным для жизни и привело к пониманию, что без опоры на здравый смысла дальше жить нельзя, но вспомнил эпизод, продолжительностью всего в несколько секунд, заставивший меня ещё раз задуматься, и вот о чём. Когда в тот раз возвращались в Москву, по дороге объехали небольшое ДТП с участием двух дорогих машин. Успел только заметить, как из правой передней двери машины, «в  которую», вышла красивая девушка (волосы до плеч, стройные ноги). Не проявляя тени озабоченности, она шла  посмотреть что произошло походкой и манерами демонстрируя заученный образ дорогой «модели».  И это всё, что успел рассмотреть. Но увиденное напомнило мне, «со всей очевидностью», что уже выросло новое поколение – они другие. Что есть слой (или класс?) самоуверенных до наглости хозяев жизни. Их всё устраивает, у них всё хорошо (даже, если ДТП). Там женщины или в роли «модели» (этих, как их...), или в роли «бизнес-леди» (не лучше). У них своя система ценностей. Как это увязывается с моралью, нравственностью? – да никак! Ради сохранения своего положения «эти» готовы на всё и ничего «просто так» не отдадут.

Ну, а Москва, подобно огромной  Галактике, очевидно, будет и дальше расширяться в ожидании большого взрыва (социального).
______________

*Аида Дружинина http://stihi.ru/avtor/aidadrug
** Н.Н.Платошкин


Август 2020,  Москва – Клёново.