Олег Даль

Юрий Сенин 2
        Недавно была бессонница, пошел и включил телек, было часа три. Шел фильм «Женя, Женечка и «Катюша» (реж. Владимир Мотыль, 1967 г.). Начал смотреть, да так до конца фильма и просидел. Завораживающий фильм, я смотрел когда-то фрагменты лет сто назад, но сейчас все по-другому воспринимается, особенно Олег Даль. Помню, в свое время фильм ругали, за упрощение образа героя и неправильный показ великой битвы с фашизмом. Тоже думал, что это комедия чистой воды, но нет. Замечательный фильм, и неповторимый Даль. Кстати, фильм снят по повести Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр», он же соавтор сценария и принимал участие в съемках в качестве актера. «Капли Датского короля» - песня на его стихи, композитор Евгений Шварц.

       Олег Иванович Даль, 1941-1981, советский актер театра и кино, автор стихов и театральных постановок, народный артист УССР. Гениальный, легкий, бесшабашный и неподкупный. 57 фильмов, два месяца не дожил до сорока. Многие фильмы с его участием уж точно входят в Золотой фонд советского кинематографа.
       Дальше будут фрагменты, мне не принадлежащие, это для полноты восприятия. Все, кто вспоминает о Дале, твердят о его ранимости и невероятной, болезненной ответственности - а еще о презрении к тем, у кого этой ответственности нет. Он был изящен, весь его облик воспринимался юношески или даже отрочески хрупким, невесомым, воздушным. Даль ходил по земле и все-таки оставлял это необычное впечатление воздушности, невесомости, будто он Нуриев или Барышников. Но при этой внешности сказочного принца в нем угадывалась мужская сила, а порой и драматическое «угрюмство».
Он с презрением писал об актерском и режиссерском конформизме, ненавидел понятие «соцреализм», уходил из всех театров, как только что-то в них начинало казаться угодливым, пошлым или тривиальным. Он был в искусстве трагическим непоседой, непримиримым скитальцем, гордым бродягой. В его пленительном изяществе таилась властная, почти жестокая сила, что и делало его единственным и неповторимым.
Даль был чрезвычайно требователен к себе и разборчив при выборе роли. Режиссёры приглашали Олега наперебой, но он чаще отказывался, чем соглашался. Так, например, Олег Даль отклонил приглашение сниматься в фильме Рязанова «Ирония судьбы…», у Гайдая в «Инкогнито из Петербурга». В списке отказов Олега Даля: Динара Асанова, Олег Ефремов, Александр Митта («Экипаж»), Михаил Козаков («Безымянная звезда»). Очень отрицательно актёр отзывался о своей работе в фильме «Земля Санникова», хотя картина пользовалась огромным зрительским успехом.

     Еще один пример того, как воспринимался Даль коллегами, о его принятии в труппу «Современника» вспоминает Людмила Гурченко:
«Однажды, весенним вечером, в труппу Театра-студии «Современник» показывались трое. Два молодых актера, только что окончившие институт, и актриса кино, несколькими годами их старше, но уже успевшая побывать на вершине славы, а ко времени того показа уже понимавшая значение слова «забвение». Той киноактрисой была я. С одним из молодых актеров, Олегом Далем, в тот день испытанием и проверкой нас связала судьба. И сами собой между нами негласно сложились очень теплые отношения. И потом всегда краем глаза мы отмечали и успехи, и всяческие изгибы в нашей самой неангажированной в мире, грустной и прекрасной профессии. В тот вечер я так сосредоточилась на своем показе, что поначалу очень многого не заметила. Я даже не помню, что за отрывок и какую роль играл Олег Даль под восторженные взрывы аплодисментов всей труппы. Труппа обязательно всем составом голосовала и принимала каждого будущего своего артиста. И когда реакция была особенно бурной, я заглянула в фойе, где проходил показ. Худой юноша вскочил на подоконник, что-то выкрикивал под всеобщий хохот — оконные рамы сотрясались и пищали, — а потом слетел с подоконника чуть ли не в самую середину зала, описав в воздухе немыслимую дугу. Ручка из оконной рамы была вырвана с корнем. На том показ и кончился. Всем все было ясно. После такого триумфа мне оставалось только сделать тройное сальто и вылететь в форточку».

    Олег Даль умер в 39 лет. 3 марта 1981 года сидел за столом в киевской гостинице с коллегой, потом встал и отправился в номер со словами «Я иду умирать». Он так часто говорил о смерти, что коллега не обратил на это особого внимания. Но Даль поднялся в комнату, выпил и умер. По слухам, параллельно он принимал препарат для радикального лечения алкогольной зависимости - человек, который будет сочетать его с алкоголем, будет страдать и может умереть. Видимо, это и произошло. Правда, его вдова, Елизавета Апраксина, считала, что у него был сердечный приступ. (Даль был трижды женат, но детей ни в одном браке не было. В 1963 году женился на актрисе театра «Современник» Нине Дорошиной, второй его женой стала актриса Татьяна Лаврова. В третий раз он женился на монтажёре Елизавете Апраксиной.)

    Пролетел, как метеорит в сером небе, сжег себя, не оставил ни учеников, ни школы, ни детей. Только свое чистое искусство. Это характерно для поколения самоубийц: Высоцкий, Шпаликов, Даль.
1.10.2020