Роль антитезы в лирике Натали Самоний

Поэты Прозаики Приднестровья
Роль антитезы в лирике Натали Самоний  Л.Кабанюк, М. Брыжко

Когда мы говорим об искусстве, литературном творчестве, мы ориентированы на впечатления, которые создаются при чтении. Они во многом определяются образностью произведения. В поэзии выделяют особые приемы усиления выразительности.
Н.Самоний в своей лирике использует богатейшую палитру из троп и фигур речи. Но мы наблюдаем явное преобладание такой стилистической фигуры как антитеза, которая помогает выразить чувства, переживания и мечты поэтессы.
По мнению С.В. Тураева антитеза (греч. antithesis) – противоположение, приём противопоставления понятий, явлений, образов.
По структуре антитеза может быть простой (одночленной) и сложной (многочленной). Пример простой:
Я как минус без плюса...
Даже в счастье не верится.
(«С тобой и без тебя»)
В сложную антитезу вовлечено несколько антонимических пар или три и более противопоставленных понятий:
Если кончилась зима,
Дни за днями жарче,
У весны – узоров тьма,
Дней орнамент ярче!

Чередует мрак и свет –
«Пасмурно» и «ясно»…
Это всё – изопредмет –
То, что распрекрасно!
(«Природные узоры»)

Солнце зиму испугало,
Холода умчались прочь,
Оттого – весна  настала…
День длинней, короче ночь!
(«Сбежавшая зима»)


Также стоит отметить особый вид антитезы - внутри синонимической пары: утихнуть, но не замолчать, прохладненько, но не студено (не морозно) и т.д. Подобные фигуры производят сильное впечатление и провоцируют образное развитие сюжета:
Баю-бай – тихий час,
Так прохладненько у нас.
За окном – ужасный зной...
Лучше мы поспим с тобой.
(«Летняя колыбельная»)
Существует и противопоставление двух грамматических, залоговых или падежных форм одного слова. Чаще всего противополагаются падежные формы слова. Такая антитеза характерна для кратких форм красноречия, носящих афористический характер: «Человек человеку брат», «Человек человеку волк», «Война - войне». По аналогии построен и девиз «Миру - мир»; где слово «мир» употребляется в разных значениях.
Ещё чуть-чуть… Отстукивает время,
Что близок час ухода лета в Лету.
(«Еще чуть-чуть…»)

Благодаря параллельности конструкции антитезы мы можем выделить ритмообразующую функцию антитезы, а также сопоставительную, множительную и объединяющую. Эти функции реализуются, часто, вкупе, но, как правило, антитеза выделяет одну функцию над другими.
Антитеза часто используется в «малых жанрах» народного творчества, которые Н.Самоний умело вплетает в свои стихотворения:
Любовь прощает??? Но в ночи от  слёз не спится...
Живи и помни: что посеешь, то пожнёшь!
(«Любовь прощает, но…»)

Делает стихотворение насыщенным и ярким метафорическая антитеза – это антитеза, усиленная метафорой:
Лучезарность солнца колким тёрном,
Как души израненной венец.
Белый день отныне чёрным дёрном,
Слёзы – боль, пронзительный свинец.
(«Облака – безликие иконы»)
Лексической основой антитезы являются антонимы, которые характеризуют разные объекты при их контрастном противопоставлении.
Термин «антонимы» греческого происхождения и переводится как «противоимя».
Антонимы — слова с противоположным значением, выражающие его с помощью парадигматических связей.
Антонимы — это очень интересное явление языка, т.к. в сознании человека хранятся в виде антонимической пары.
Несмотря на то что антонимы противопоставлены друг другу всем своим содержанием, их смысловая структура является в высшей степени однородной. Как правило, антонимы различаются одним дифференциальным признаком:
Взрослым надобно трудиться, –
Объяснял мне старший брат.

Взрослым некогда лениться:
Бегать в гости, из гостей…
(«Делу время, потехе час»)
Например, пара антонимов  «трудиться - лениться»  имеет общие семантические признаки (глаголы социального действия) и только один дифференциальный (положительное и отрицательное действие).
Благодаря однородности смысловой структуры антонимы имеют почти полностью совпадающую сочетаемость.
Виды антонимов
Выделяют 2 вида антонимов:
1) разнокорневые и однокорневые.
Однокорневые антонимы обычно образуют бесприставочное и приставочное слова. Примеры: друг — недруг; плохо — неплохо; войти — выйти; вдох – выдох.
Без тебя – жизнь без-ликая,
Без тебя – без-дыханная,
А с тобой – многоликая,
А с тобою – желанная.
( «С тобой и без тебя»)

Вдохновение – вдох,
Стих рождённый – как выдох.
(«Я стихами живу»)
Разнокорневые антонимы полностью отличаются по своему вешнему виду. Примеры:  горе - счастье, горький – сладкий:
Почему берёзы в крапинку?
След кручины:
Память горя счастьем не унять.
(«Почему берёзы в крапинку?»)

Чтобы юности чувство стало снова подвластным,
Был не горьким, а сладким аромат хризантем.
(«Разбуди память сердца»)
2) градуальные, неградуальные и векторные антонимы.
Градуальные антонимы выражают противоположность, которая предполагает существование между двумя крайними точками промежуточных ступеней. Примеры: тяжкое бремя – безжалостный, безрадостный -… - славное - сладостный – главное.
Как без-жалостно время,
Без тебя – жизнь без-радостна,
Словно тяжкое бремя...
А с тобою – так сладостно:
А с тобою – всё славное,
Потому что Ты – главное!!!
( «С тобой и без тебя»)

Неградуальные антонимы называют понятия, между которыми нет и не может быть промежуточной степени. Примеры: истинный — ложный; живой — мертвый;  настоящий – игрушечный:
А слабых стыдно обижать –
Всем надо помнить это, знать…
Лишь настоящий тигр злой,
Ну а игрушечный – ручной!"
(«Злые игры»)
Векторные антонимы обозначают противоположную направленность действий, признаков, качеств и свойств. Примеры: забывать — вспоминать;  сторонник — противник, тут и там:
Серебрят беспощадные годы
Зодчих рук кружевные картины.
А в домах – запустелости всходы:
Тут и там, там и тут – паутины.
(«Деревенская грусть»)
 Выразительность, художественность и сила воздействия произведения определяется тем, как художественные средства были использованы и насколько они способствуют передаче содержания.
Не перестает удивлять многогранность любви поэтессы: к Родине и людям, которых взрастил этот благодатный край, к маленьким детям, детству и семье; это и любовь к природе во всех ее проявлениях и, конечно, любовь к мужу.
  Для Н. Самоний  любовь включает в себя разные чувства, понятия, настроения. С одной стороны, любовь – это гармония, нежность, вечность, которая окрыляет, вдохновляет на творчество. С другой стороны, любовь – это измена, разлука, которая иссушивает болью, страданием душу и сердце. То есть приднестровская поэтесса воспринимает любовь как единство противоположных чувств.
Лирический герой в произведениях Н.Самоний  предстает перед нами как живой человек, сохранивший поэзию чувств, очень тонко воспринимающий игру красок природы и любви. Переживания, запечатленные в лирике, обладают необычайной притягательной силой.

Л.Кабанюк, М. Брыжко.