Роль антитезы в любовной лирике Натали Самоний

Натали Самоний
РОЛЬ АНТИТЕЗЫ В ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКЕ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ ПОЭТЕССЫ НАТАЛИ САМОНИЙ

Автор исследовательской работы: Нагорняк Ольга Викторовна,
9 – Б класс, МОУ «Бендерская гимназия №2».

Руководитель: Проник О.В., учитель 1  категории.

Бендеры. 2012

План:
I. Введение. Натали Самоний.
II. Основная часть.
1) Понятие антитезы
2) Примеры употребления антитезы
3) Примеры развернутой антитезы
III. Заключение.


Любовь, любовь — загадочное слово,
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?

      Эти слова принадлежат поэту В.Рождественскому, для которого любовь как «томленье» или «благодать».
      А чем является любовь для Натали Самоний, приднестровской поэтессы? Возможно, именно женщине подвластно раскрыть смысл этого великого чувства, которое бередит умы и сердца людей испокон века.
I. Введение.
     Самоний Наталья Анатольевна. Литературный псевдоним Натали САМОНИЙ. Родилась 25 марта 1977 года в Украине, в Одесской области (в селе Забары). В 7 лет переехала с родителями в Молдавию, в г.Бендеры, где окончила среднюю школу №17 и педагогический колледж. С 2003 года проживает в столице         Приднестровья - городе Тирасполь. Замужем, воспитывает двух дочерей.Образование высшее: окончила Тираспольский ПГУ им. Т.Г. Шевченко по специальности «Педагогика и методика начального образования».
     Стихи пишет с 1990 года. Ее первая серьёзная награда - диплом победителя радиофестиваля «БИС-2004!!!»,конкурсант номинации «Проба пера». Член двух тираспольских литературных объединений: «ВЗАИМНОСТЬ» (с 2005 г.) и «СВЕТОЧ» (с 2010 г.) В 2009 году - лауреат конкурса «Литературное Приднестровье», в номинации «Детская мозаика». В 2010 году – дипломант государственного конкурса «Родное Приднестровье».
       Печаталась в периодических изданиях Приднестровья: в газетах «Приднестровье», «Планета детей», «Дорожный меридиан», «Днестровская правда», «Правда Приднестровья», журналах « Государство и безопасность» и «Днестр», альманахах «Литературное Приднестровье», «Взаимность - 25 лет». А также в альманахе поэтов и прозаиков стран СНГ и Крыма «Планета друзей».  Н. Самоний является дипломантом  Ялтинского международного музыкально-поэтического фестиваля (март 2012 г.)
      Стихотворения настоящего поэта являются его дневником, отражением мыслей и состояния в момент создания очередного произведения. Ведь любое стихотворение настоящего поэта — это шедевр, который трудно написать так, чтобы он не соответствовал состоянию творца. В свои стихотворения поэт вкладывает душу, и быть поэтом — особый дар. Нужно уметь выразить состояние души и чувства словами, а это может не каждый. Но человек, обладающий даром писать стихи, не может иначе. Чем больше читаешь книги поэта, тем больше начинаешь понимать его как человека.
      Так, познакомившись с творчеством приднестровской поэтессы, я начала понимать Наталью Анатольевну как человека, как женщину, сумевшую выразить свои чувства, взгляды на жизнь в  творчестве. О лирическом герое стихотворений Н. Самоний в своей статье «Наталья Анатольевна Самоний. Стихами льется мысль» Л. Кабанюк так рассказала: «Лирический герой предстает перед нами как живой человек, сохранивший поэзию чувств, очень тонко воспринимающий игру красок природы и любви. Переживания, запечатленные в лирике, обладают необычайной притягательной силой». Что же помогает поэтессе придать своей лирике «притягательную силу»? Конечно, поэтический язык.
      Поэтический язык – язык особенный, язык красок, чувств, настроений, язык символов, тайны, гармонии. Поэт создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, - все это составляют художественные возможности слова. Для создания художественного образа и достижения большей выразительности, для выражения чувств лирического героя и основной идеи стихотворений поэты используют различные средства художественной выразительности.
      А так как в эпиграфе уже было заявлено понимание любви как единство противоположных чувств (томление и благодать), то предметом моего исследования станут особенности употребления антитезы (в том числе контекстуальной) в любовной лирике Натали Самоний.
Цель исследовательской работы:
    Выявить в стихотворениях Натали Самоний, посвященных теме любви, примеры антитезы и определить ее значение для понимания этого чувства поэтессой.
Задачи:
1. Определить круг стихотворений о любви для дальнейшего исследования.
2. Проанализировать стихотворения и выявить по возможности все примеры употребления антитезы (в том числе и контекстуальные).
3. Выявить примеры развернутой антитезы.
4. Сделать выводы на основе проведенного анализа употребления антитезы.

Методы работы:
1. Поисковый метод (нахождение в текстах стихотворений о любви примеры употребления антитезы).
2. Классификация выявленных лексических фигур.
3. Семантический анализ.
4. Метод герменевтики (истолкование слова в определенном контексте).
      Новизна моей работы определяется уже самим объектом изучения. Творчество Натали Самоний в Приднестровье мало изучено. Это и привлекло меня к исследованию ее любовной лирики.
     Актуальность темы очевидна. К теме любви поэты обращались испокон веков. Философ Конфуций так определил это чувство:
«Любовь – начало и конец нашего существования.
Без любви нет жизни. Поэтому любовь есть то,
перед чем преклоняется мудрый человек.»
А И.Тургенев отметил роль любви в жизни человечества:
«…Только ею, только любовью держится и
движется жизнь.»
     В творчестве многих поэтов тема любви занимает одно из главных мест. Например, в творчестве А. Пушкина, М. Цветаевой, А. Блока, А. Ахматовой и многих других.
II. Основная часть.
1. Понятие антитезы.
      Антитеза (греч. antithesis) – противоположение, приём противопоставления понятий, явлений, образов и т.д. Лексической основой антитезы являются антонимы, которые характеризуют разные объекты при их контрастном противопоставлении:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.
«Евгений Онегин», А.С. Пушкин.
Во всех литературных жанрах и бытовой речи нашли применение многочисленные вариации антитез (амфитезы, диатезы, акротезы, антиметаболы, антиметатезы и др.). Антитезам, в силу построения их на антонимах, свойственна симметрия, т.е. для антитез характерно чётное количество составляющих элементов. В симметричной антитезе её члены попарно находятся в несовместимом противоположении. Также фигура антитезы может служить принципом построения для целых поэтических пьес или отдельных частей художественных произведений в стихах и прозе. Описания, характеристики, особенно так называемые сравнительные, часто строятся антитетически. Среди разнообразия литературных приёмов антитеза является самой сложной лексической фигурой. Понятие противоположения заложено в природе диалектического мышления. Литературное утверждение антитеза получила в пифагорейские времена и, по-видимому, присутствовала в фольклоре более ранних эпох. Применение антитезы делает речь более веской и обоснованной.
2. Примеры употребления антитезы в стихотворениях о любви Н. Самоний.
       В ходе исследования лирики приднестровской поэтессы было проанализировано 136  стихотворений, посвященных теме любви. В данных стихотворениях лирический герой понимает это чувство по-разному: от нежного «пейзажа хрустальной любви» до «двух сердец окрыленность – это буйство из буйств»; от «цветы заплакали росой, когда сторонними мы стали» до «я ненависть острой стрелою пустила в любовь – да навылет…»
   Таким образом, тематически можно выделить четыре группы стихотворений, в которых поэтесса выражает различные чувства и настроения, вызванные чувством любви:
1) любовь как нежное, сладкое чувство, как гармония;
2) любовь как буйство чувств;
3) воспоминания о былой любви, разлука с любимым;
4) любовь – ненависть, обида, упрек.

   1)В первой группе стихотворений лирическая героиня понимает чувство любви как нежное, безгрешное, сладкое чувство, которое должно быть вечным (стихотворение «Вечная любовь»). Чтобы выразить чувства лирической героини, поэтесса употребляет прием антитезы.
   Например, в стихотворении «Пейзаж хрустальной любви»:
Ведь лужи – волшебный хрусталь,
А в венах - шампанская кровь.
    Здесь поэтесса противопоставляет хрупкости, нежности хрусталя кипящую игривость шампанского в крови, которую породила любовь.
   В стихотворении «Лепестковая нежность» есть такие строчки:
Растворились горячие звуки
В леденящем мерцании звезд.
   Холодному свету звезд противопоставляются горячие звуки любви.
    В стихотворении «Сорви с души моей печаль…» поэтесса призывает лирического героя раскрыть свои чувства и разбудить эти чувства в любимой.
…Ну, где же твой в кустах рояль?!
Меня молчаньем губишь.
___      ___      ___
Пусть зазвучит любви рояль,
Играя песнь надежды.
    Здесь же лирическая героиня просит любви, понимая ее как «грешно-сладкий рай» (противопоставление: грех – рай).
   В еще одном стихотворении данной тематической группы «Календарь моей любви», посвященном «Моему любимому мужу Вячеславу», Натали Самоний плодотворно использует антитезу для выражения различных оттенков чувства любви.
    Первые строчки каждой строфы и составляют данный прием:
Во мне весна благоухает,
___     ___     ___     ___
Во мне зной лета оживает,
___     ___     ___     ___
Во мне царит и дева-осень,
___     ___     ___     ___
Во мне царит и зим всех стужа.
    На примере противопоставления времен года она раскрывает различные настроения и оттенки любви к мужу.
      2) Также для Натали Самоний любовь – это страсть, буйство чувств, закипание крови в венах при одном взгляде на любимого, это «бокал адреналина». Такое видение любви можно отметить в стихотворении «Налей бокал адреналина», в котором можно выделить следующие антитезы:
Смешай же нежные объятья
И страсти мощные тиски.
___     ___     ___    ___
Пусть опьяневшая стыдливость
Безумной смелостью царит.
   А в стихотворении «Ненаставший май» лирическая героиня говорит о том, чем является для нее любимый человек:
Ты – мой май, что так и не настал,
Ты – мечта, мой грех несовершённый,
Ты – души цветущий краснотал,
Ты – мой нерв, что страстью оголённый.
Ты – небес нахмуренная бровь,
Ты – судьбы безмерная жестокость,
Юных грёз безгрешная любовь...
Боль моя и сердца одинокость.
   Лирический герой для нее – это и «мой грех несовершенный…», и «юных грез безгрешная любовь» (противопоставление: грех – безгрешная).
    В стихотворении «Жажда женского счастья» поэтесса противопоставляет понимание любви и ее выражение женщиной и мужчиной.
   Женщина - это прекрасный цветок.
                Её нужно поливать дождём из комплиментов,
                Иначе - завянет!
Её он любит для себя,
Как любят преданность овчарки,
А ей так жаждется огня –
Касаний, слов и взглядов жарких.

Её он любит по-мужски:
Люблю и всё! Без сантиментов –
Слова, как пули, сквозь виски...
- Лю-би-и-и-мый, жажду комплиментов!
   3) Следующая группа стихотворений проникнута грустным чувством ушедшей любви, приятными воспоминаниями о былой любви. Эпиграфом к данным стихотворениям можно взять строчки из стихотворения «Память и только?»:
«Мы» в контексте прошлых событий,
Всё отдельно теперь – «ты» и «я»
(противопоставление: «мы» - «ты» и «я»)
   В данной тематической группе также плодотворно употребляется антитеза для выражения грусти по былым чувствам. Например, в стихотворении «Душою пятимся назад»:
Всё также плачет звездопад,
Луна - в попытке улыбнуться.
Душою пятимся назад -
Вбылого реку окунуться.
А память - талая вода:
И снег, и зной одновременно…
    В стихотворении «Листвой осыпалась любовь…» поэтесса противопоставляет память и любовь и отмечает, что память вечна, а любовь может закончиться.
Мы разлетелись, кто куда, опавшею листвой.
И серооко небеса  уже глядят с тоской.
Но ничего не изменить, дождят небес глаза.
Вполне возможно разлюбить... Но позабыть - нельзя!
       А в стихотворении «Разучились верить в чудо…» лирическая героиня упрекает лирического героя в том, что остыли чувства в его душе, очерствел дух, жизнь потеряла без любви все краски. Что же это значит? Неужели «Это значит – разлюбили?» Н.Самоний, сравнивая жизнь прошлую, полную любви, с сегодняшним «существованием», использует прием антитезы:
Полдней алое светило
Стало стылою звездой
или
Солнце звездных изумрудов –
К счастью больше не мотив…
Жизнь без красок – негатив.
     В первой и завершающей строфе последние строчки одинаковы:«Май стал хладным декабрем»; в них поэтесса словно подытоживает свои размышления о жизни, полной любви, и о жизни, в которой остыло это чувство, противопоставляя теплоту мая хладному декабрю.
   Яркие антитезы можно выделить в стихотворении «Ах, эта школьная любовь…». Например:
Ах, эта школьная любовь –
И соль, и жженый сахар…
Из сердца колющую боль
Изымет время-знахарь.

Ах, эта школьная любовь,
Пыль пазлов чёрно-белых...
Но вспышки памяти вдруг вновь
Цветным рисуют мелом.

Ах, эта школьная любовь -
Бутон увядшей страсти.
Воспоминанья гонят кровь -
И сердце вновь на части...

Ах, эта школьная любовь!
     Лирическая героиня утверждает, что память (воспоминания) может пробудить былые чувства и «сердце вновь на части».
   4) Так как любовь – единство противоположных чувств, то бывают дни, мгновения, когда любящие друг друга лирический герой и лирическая героиня испытывают обиду, неприязнь и даже ненависть друг к другу. И здесь надо говорить о любви как обиде, упреке, ненависти. Например, в стихотворении «Спасти любовь» лирическая героиня, обращаясь к возлюбленному, просит его спасти любовь, все простив, и противопоставляет обиды церковному звону:
Обиды – бесовы потуги,
Пусть гонят их колокола…
(бес – колокола)
   Также поэтесса в данном стихотворении утверждает:
Грешно влюбленным отчуждаться,
Гордыни четки теребить.
Должны мы счастьем наслаждаться,
Коль нам судьбой дано любить.
     В стихотворении «Уйти» Н. Самоний использует антитезу, чтобы ярче показать, как легко потерять отношения, чувства и сложно их возродить.
Уйти, перечеркнув былое, просто.
Но как же трудно все было возвратить…
и
Уйти, перечеркнув былое, просто,
Куда сложней – любовь из пепла возродить…
      Еще один пример стихотворения данной тематической группы, в котором можно выделить антитезы. Это стихотворение «Жестокий роман»:
Распластался туман лебединою стаей,
Белым пухом ложась на рассветную кровь.
(белый – кровавый)
и
Чувства в пропасть летят… Ты
Был дороже всего – стал убийцей любви.
      В этом стихотворении лирическая героиня упрекает лирического героя в обмане, который сравнивает с «ножом с острейшей сталью», называет возлюбленного «коварным зверем», растерзавшим сердце до крови.               
      И хотелось бы отметить в этой группе последнее стихотворение «Книголюб», которое ярко демонстрирует чувства обманутой женщины, пытающейся защититься от «сверхкритичного отношения» лирического героя:
Меня читаешь, словно книгу,
А сам-то, кто? Простой журнал!
А может – вовсе газетенка:
Ты бабник, деспот и нахал!
3. Примеры развернутой антитезы.
      Анализируя любовную лирику Н. Самоний, я выделила примеры развернутой антитезы, а именно стихотворения, полностью построенные на примере антитезы. Это «А мне приснилось, ты мне изменил…», «Озябшее сердце», «Зачем до хрипоты кричать люблю…», «В разлуке».
     В стихотворении «Зачем до хрипоты кричать люблю…», которое относится к четвертой тематической группе, лирическая героиня утверждает, что истинную любовь доказывают не слова, не «красивые фразы», а «любовь должна деяньем оправдаться». Она противопоставляет «словам без дел» «безмолвные цветы», нежный взгляд, поцелуй. Можно выделить такие ряды антитезы:
Красивая фраза                «безмолвные цветы»
«слова без дел»                -       «нежным взглядом прикоснуться»
«глаголить-надрываться»                «поцелуем выкрасить зарю»
      А стихотворение «Озябшее сердце» относится к третьей тематической группе, в нем поэтесса рассказывает о своих чувствах во время разлуки, противопоставляя «озябшее сердце» страсти. Можно выделить следующий ряд антитез:
Озябшее сердце
Дрожащие губы
Мурашки по коже              -        «страстью спасаешь»
След едкий холод
Души волчий голод 
       В стихотворении « А мне приснилось, ты мне изменил…» лирическая героиня искренне любит лирического героя и поэтому посвящает ему стихотворение. Оно представляет собой некое послание к своему возлюбленному.  Композиция стихотворения – антитезы. Все стихотворение пропитано жгучей ревностью, обидой, страданием. Три строфы стихотворения и две строчки последней строфы противопоставлены двум последним строчкам всего стихотворения. Антитезы заключается в следующем лексическом ряду:
Душевная боль
Смысла жизни линия
В следах кровавых
Просыпаться не хотелось     -    «Но ты любовью, поцелуем разбудил -
Птицей раненой                Душа воскресла, и, по-прежнему, 
Летела в бездну                запела!!!»
Кровоточили мысли
      И последнее стихотворение «В разлуке», относящееся к третьей тематической группе, построено на антитезе «разлука – встреча».Лирическая героиня утверждает, что в разлуке чувство любви друг к другу сильнее, что любовь помогает превозмочь расставанье. Здесь можно выделить следующий лексический ряд противопоставлений:
Слезы дождя                страсти мед
Слова печальные                счастье льнет
Горечь расставаний     -            сплетутся руки
Разлука сакральная                вихрем в танце
Разлуки прочь                пурпурным глянцем
III. Заключение.
     Анализ стихотворений, посвященных теме любви, дает право утверждать, что Н.Самоний плодотворно употребляет такую лексическую фигуру как антитезу. Антитеза имеет художественное значение в любовной лирике приднестровской поэтессы. Она помогает выразить чувства, настроения, возникшие в сердце Н.Самоний к любимому мужчине, а также раскрывает сложный мир отношений между мужчиной и женщиной. На основе проанализированных стихотворений можно сделать следующие выводы:
1.   Из 136 стихотворений было выявлено 76, в которых поэтесса использовала антитезу. Всего можно насчитать 155 употреблений антитез.
2.     Стихотворения с выявленными антитезами были разделены на 4 тематические группы, в которых Н.Самоний видела любовь по-разному: 1 группа – любовь как нежность, гармония, вечность;  2 группа – любовь как буйство чувств, страсть; 3 группа – любовь как воспоминание, память, разлука;4 группа – любовь как обида, ревность, упрек, ненависть. Самой большой группой в количественном отношении является 2 группа.
3.     Исследовав любовную лирику Н.Самоний с  точки зрения употребления антитез, могу сделать вывод о том, как поэтесса понимает чувство любви.
    Для нее любовь включает в себя разные чувства, понятия, настроения. С одной стороны, любовь – это гармония, нежность, вечность, которая окрыляет, вдохновляет на творчество. С другой стороны, любовь – это измена, разлука, которая иссушивает болью, страданием душу и сердце. То есть приднестровская поэтесса воспринимает любовь как единство противоположных чувств.. Эту мысль подтверждает интервью с Н.Самоний, где она и отвечает на вопрос, чем является для нее любовь. Встреча с поэтессой произошла 20 октября 2012 года, результатом которой стала видеосъемка (диск прилагается). Беседа с Натальей Анатольевной была интересной, познавательной, она рассказала не только о своем творчестве, но и о личной жизни, о своей семье, которая создает ей все условия для творческого вдохновения.
4.     И последний вывод, который можно сделать, является, по моему мнению, самым главным. Литература Приднестровья прошла длительный и сложный путь становления, но в любой период ее представляли талантливые творческие люди. И особенно отрадно, что сегодня в писательское объединение входит все больше молодых, среди которых ярко выделяется одаренная поэтесса Натали Самоний. Я горжусь, что наш край богат такими людьми.