2020. 2 конкурс. Финал. Итоги. А. Савостьянов

Золотой Пегас
Итоги от Александра Савостьянова http://stihi.ru/avtor/17sad63

1. Ты придёшь

Я однажды засну в пышнотелой скирде,
От забот и невзгод отдохнувший вполне.
И пойду по траве, по земле, по воде
На мерцающий свет в приоткрытом окне.

Там, где корни уходят во влажный песок,
Сероглазую рыбу хранит стрелолист,
Где течёт по сосне янтареющий сок
На прибрежные выси приокской земли.

Где за каждым забором раскинулся сад,
В разнотравных лугах земляника растёт.
Где на листьях прозрачная зреет роса,
А на пчёлах гречишный и липовый мёд.

Озарённое светом, всё ближе окно,
И всё ближе и ближе бревенчатый дом.
Дом, как в детстве - большой, пребольшой и родной.
Дед и бабушка вышли встречать с рушником.

А за ними отец с безмятежным лицом,
Улыбается прадед в седые усы.
А за ними народ заполняет крыльцо
И весёлые песни невнятно басит.

Приглашают - входи. И в душевном ладу
Беспечальную вечность в любви проведёшь.
Я же, молча, сажусь у порога и жду.
Ты придёшь, ты придёшь, ты придёшь.

Добротно сделанная зарисовка. Придраться не к чему. Размер выдержан, рифмы присутствуют. Ничего необычного. Родная сторона, родной дом, родная семья. Всё вполне патриотично и буднично. И вполне предсказуемый финал ожидания встречи с любимой…
__________________________________________________

2. Озёрное

Я завтра пойму, что навеки не прожито что-то.
Уеду следить за порывами тёплого ветра,
Реакцию листьев ловить в чёрно-белое фото.
И чтоб фоторамка под ретро, конечно, под ретро.

Джинсовое небо за лето изрядно потёрто.
Вот так бы лежать и смотреть: что там слева и справа?
Мне белое облако утром покажется тортом,
А ближе к закату - повязкой на ране кровавой.

Когда всё не важно, становится трепетно важен
Оттенок воды, под лебяжьими крыльями тёмной.
И словно бы шепчут русалки, и верится даже,
Что мир - лишь жемчужная тень и сосновая дрёма.

Под вечер застелет туман камышовую заводь.
Случайные капли вина наследят на предплечье.
Я завтра пойму: не найти, не прожить, не исправить.
Но можно уехать туда, где становится легче.

Даже не знаю, что и сказать…
А, действительно, куда проще всего уехать не олигархам и не банкирам? Разве только в Черногорию, Аргентину, Таиланд… да и то не уверен.
Понравились разнородные рифмы: не исправить/заводь, на предплечье/легче, потёрто/тортом; однородная: ветра/ретро.
Да и писано всё вполне в духе Николая Гумилёва: «Мир лишь луч от лика друга, всё иное – тень его»
Мне так кажется.
__________________________________________________

3. Память подкараулит

Память подкараулит, словно врага чекист,
реки широких улиц сузятся в ручейки;

станет буравить сердце боль – под ребро копьё,
будет у ног вертеться летась* пропавший пёс.

Сдвинется ход событий и заскулит щенок,
прошлого не забыть мне – помнить запрещено.

...Если любовь, как допинг, – мне бы хватило чуть,
но захлестнёт, затопит паводок бурных чувств...

Врежется в невесомость острым клинком луна,
сдаст особистом совесть душу под трибунал,

и за твои визиты приговорит к расстре...
станет, как инквизитор, жечь меня на костре.

Выжжет до светлой грусти, до пол-прыжка за край.
Бог все грехи отпустит – душу пропишет в рай.

Там никуда не деться от предстоящих встреч.
Будет душа младенцем Богу в глаза смотреть.

Этот текст цепляет с самого начала. Яркий, образный, волнующий до глубины души. В нём действительно присутствет Жизнь и Дух Времени.
Точнее, борьба Жизни и Смерти. И очень сильный финал:
Будет душа младенцем Богу в глаза смотреть. (с)
В принципе, да. Ибо Спаситель сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»…
Будьте благословенны.
__________________________________________________

4. Карафуто

давай поедем
на Карафуто
вечерним скорым
два спальных места
нас покачают
всего семь суток
а москвитянам
порой полезно
стать дезертирами
вялых будней
забраться в логовище
муссона
сначала рельсами
сухопутно
потом проливом
бесцеремонно
но прежде будут
кресты да зоны
лесоповалов
барачный иней
и от Байкала
до Оймякона
кровить по клеткам
"тетради синей"
и что с того что
тайга редеет
там за Уралом
её богато
не ловкачи мы
не асмодеи
а только чуточку
азиаты
наш поезд выберется
с Транссиба
и понесётся
па-баммм
по БАМу
ты будешь думать
как я красива
в скупом подсвечивании
вольфрама
тоннели выйдут на нас
облавой
в тоннелях принято
целоваться
и ты не струсишь
с такою цацей
рождённой
временем волкодава
ключицы съёжатся
с непривычки
"вторая речка"
хлестнёт накатом
где гнулись лычки
на перекличках
затворы щёлкали
автоматов
а я всё помню
как тёрла мама
большие окна
газетой "Знамя"
и как мы жили
по Мандельштаму
страну нащупывая
ступнями
давай поедем
на Карафуто
динамик выдохнется
Вертинским
и мы увидим
другое утро
совсем другое -
по-сахалински.
..................

Родина айнов. И долгий путь туда через всю Россию… это впечатляет. И пугает одновременно временем волкодава. Ритмический рисунок в виде длинной ленты прекрасно ассоциируется с дорогой. Короткая строка всего в несколько слогов легко запоминается и фиксируется в памяти, что, несомненно, большой плюс. Шокирует почти полное отсутствие препинаков и заглавных. Впрочем, шок – это по-нашему, если начать ещё и препарировать с целью достижения нужного эффекта…

давай поедем
на Карафуто.
вечерним скорым…

два спальных места
нас покачают.
всего семь суток…

И т.д., и т.д.

Такое разделение в уме на 3-4-5 строк и обозначенная двухчастность выглядят естественно и вполне в духе хайку:

красота какая!
через дыры в стенке бумажной
светит Млечный Путь.
это я вилкой проделал однажды
(Исса)

Но это уже классика жанра на грани фола между хайку и танка…
Как говорили японские самураи: «Хадзимэмаситэ, ёросику о-нэгаи сим ас.»
__________________________________________________

5. Рисунок

Признаться не спеши. Не всё подчас
благоволит к признаниям поспешным.
Ведь миру не до смеха каждый раз,
когда он просто выглядит потешно.

А в нем и мы как будто бы смешны
И по-другому выглядеть не можем.
Мы старше необъявленной войны,
хотя друг другу кажемся моложе.

И сколько перемирие ни дли –
оно не станет выходом из боя.
Следы дождя отчетливей в пыли,
но пыль не помнит тучи над собою.

Поэтому признаться не спеши
в том, что лимит терпения превышен.
Пока к бумаге льнут карандаши,
рисунок застарелым чувством дышит.

Вникай в него, как в истинную суть
событий, обозначенных штрихами.
Быть может, он изменится чуть-чуть,
раскрашенный впоследствии не нами.

Но нам его не стоит превращать
в картину с заготовленным сюжетом,
пока не запрещается прощать,
не требуя прощения при этом.

Хорошее, нужное произведение.
Такое ощущение, что это писал фронтовик, который об ужасах войны знает не понаслышке:
Мы старше необъявленной войны,
хотя друг другу кажемся моложе.
И сколько перемирие ни дли –
оно не станет выходом из боя. (с)
Очень верно подмечено, точно сказано.
Только… нужно ли прощать тех, кто сам никогда не просит прощения?
Тем более, тех, кто сжигал родные хаты, или жёг напалмом и сбрасывал атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки? У подобных преступлений, кмк, нет срока давности, нет прощения. Интересный момент…
__________________________________________________

6. В городе листья

В городе листья,
в городе осень,
еду – вращаю педали!
Чудные мысли
гонят, уносят
в жёлтые, красные дали.

Еду по крышам,
клёнам и вербам,
золота – целые горы!
Выше и выше –
синее небо
стало оранжевым морем!

Где – не пойму я,
день или вечер,
но продолжаю движенье –
жму напрямую!..
В страннике встречном
вижу своё отраженье.

Вознесение, восшествие на небо?
Очень зримая и зрелищная картинка получилась в итоге.
И пограничное состояние между Небом и Землёй воистину завораживает…
Но почему именно осенью, а не в весенне-летний период?
В любом случае, когда человеческое естество возносится к бесконечной
божественной жизни – это впечатляет. И весьма.
Храни Вас Бог.
__________________________________________________

1 место –№4
2 место –№3
3 место –№6
4 место– №2
5 место –№5
6 место –№1