Озорная лекция по вопросам стандартизации, метрологии и качества.
3. Порядок разработки документации.
Существуют и ежегодно переиздаются указатели ГОСТов.
Прежде чем выпускать какое - то изделие, необходимо обратиться к ГОСТу на
данное изделие при изготовлении своего. Но прежде чем выпускать и изготовить
изделие, необходимо подготовить документацию, а именно:
а). Разработка эскизного проекта, куда входит:
описание, цель, назначение, технические требования,пояснительная записка,
смета, прочностные расчёты, характеристика изделия,
б). Разработка конструкторско - технологической документации,
в). Получение сертификата изделия.
Всё это подвергается тщательной проверке на соответствие ГОСТ и утверждается
на соответствующем уровне, в том числе:
на данном предприятии - изготовителе, затем в области, затем в министерстве.
Если предприятие не в состоянии изготовить по ГОСТу, то
обращается к отраслевому. Если же и в этом случае не хватает возможностей,
то вынужден разработать технические условия, соответствующие данному
предприятию, которые также проходят проверку и процесс утверждения во всех
соответствующих инстанциях, где всегда имеется ввиду, что разработка
коллегиальная, а ответственность - персональная!
Особое внимание, при разработке всей документации, обращается на
соблюдение техники безопасности, для сохранения жизни и здоровья человека.
Всвязи с этим условием, как в строительстве действуют СНИП - строительные
нормы и правила, на железной дороге, на автострадах и в городах действуют
правила дорожного движения, с которыми знакомы все водители и пешеходы, так
и в машиностроении действуют свои правила.
4. Разработка документации в машиностроении.
После утверждения эскизного проекта
начинается разработка конструкторско - технологической документации и
другой сопутствующей, такой как - сертификат, патент, если это
усовершенствованное или совершенно новое изделие.
Если предприятие ограничивается
техническими условиями, где указывается: используемая литература и
перечень действующих ГОСТов, ОСТов и все отступления от них, которые
обосновываются и утверждаются, то после утверждения, вновь разработанные
технические условия вступают в законную силу.
При разработке конструкторско -
технологической документации используется действующая единая система:
ЕСКД, ЕСТД, ЕСТП и СЭВ - единая система допусков и посадок в Международной
системе (СИ) в сообществе иностранных государств.
Здесь в полную силу проявляет себя
ещё одна система - это система взаимозаменяемости. Это значит, что где бы
и кто бы ни изготавливал какую - то деталь, например, маленький болтик или
узел, или даже целый мотор, или ещё что - либо другое, чтобы производитель
мог подойти к новому изделию, или получить возможность купить или совместно
изготовить, или выпустить целый агрегат в сообществе с другим каким - то
предприятием в своей стране, или получить его из - за границы, что облегчает
процесс изготовления и уменьшает разработку и изготовление ассортимента
деталей или даже целых узлов.