Глаза осени

Виктор Попов 51
               
               
                Миниатюра   

                Середина октября. Еще не холодно и сухо. Еще на березах больше зелени, чем желтизны и, вопреки существующему мнению, желтеют они не снизу, а по всей березе, до самой макушки. Желтые чешуйки листьев соседствуют зачастую рядом с совсем зелеными живыми листьями. Еще пригревает солнце, правда совсем недолго - послеобеденные три-четыре часа и, если нет ветра и дождя, чувствуешь себя по-летнему и хочется скинуть с себя и свитер, и куртку. Еще порой голубое небо в легких как пелеринки облаках, но к вечеру оно сереет и как будто опускается ниже, оставляя меньше пространства. Да, и по календарю, и по природе ощущаешь дыхание осени.
            И это короткое  слово еще ассоциируется у меня с чем-то конечным, с близостью  скорого окончания, хотя должно быть наоборот: слово еще, будто зовет вперед, туда, где есть перспектива. Но у меня же  возникают мысли и ощущения скорого конца, хотя совсем недавно я видел в широко открытых  глазах осени радостные искорки, которые с задором рассыпались вокруг, оставляя неповторимые краски.
           Когда мне приходилось навещать и прощаться с тяжелобольными друзьями и близкими, я заметил, а может быть прочел в их глазах это слово еще. Оно не кричало, но и не таилось. Оно заслоняло и объединяло  в глазах все остальное: и эмоции, и желания, и боль, и безысходность, и чувство страха, и чувство безразличия. Все!  А глаза, как почти потухшие угли, даже не моргали малиновым цветом. Остывающее в них тепло уже было даже не грязно-желтого, а темно-серого, почти черного цвета. Да, еще теплилась жизнь, но больные понимали, что скоро уйдут и смотрели на тебя как-то с сочувствием, где-то с равнодушием, усталостью иногда с раздражением. Но зависти я не заметил. Мол, я ухожу, а вы остаетесь! С те пор это слово еще стало для меня бесконечно печальным. Ему было уже тесно в глазах, и оно обнимало человека кругом, как аура.
           Именно такими глазами сегодня на меня смотрел октябрь. Смотрел  с каждым днем все настойчивей и проникновеннее. «Мог бы и  шепнуть что-то»,- хотя я знал: октябрь чувствует, что я все понимаю. Именно так смотрят собаки. Порой такой взгляд вспоминаешь через много лет, а иногда во сне кажется, что кто-то смотрит на тебя как бы с мольбой, но не просит помощи, зная, что ты помочь не в силах.
        Все то, что рождено, хочет жить, невзирая на время. Последняя мысль, которая пришла в голову: «Хорошо, что для октября это только кратковременный сон!»
                Виктор Попов