Как мы ездили на кукурузу Запрещенный детский труд

Зера Черкесова Новеллы
В 5 классе в такой же пригожий солнечный сентябрьский день нам объявили:всем в актовый зал, на линейку. Мы выстроились в зале и ждали директрису.
 Она вышла, в то время красивая дородная женщина, русская, мы ее немного боялись и втайне чуть восхищались.
Она пришла и начала речь, своим низким грудным голосом. Она сказала, что мы должны помогать своему краю. Это наша обязанность и почетное право. И еще что-то в этом духе. С послезавтра все с 5-го класса едем в колхоз. На кукурузу. В скобках замечу. что колхозы в 90-е еще кое-где сохранялись, как и гос.овощебазы, плодопитомники. Развал шел постепенно, фермерские хозяйства еще были в диковинку.
И до нас десятки лет школьников каждой осенью снаряжали в колхозы и на поле.
Мы были и на полях, ползая по полю собирали остатки урожая. И в колхозном саду в промозглый осенний день с ящиками. Собирая яблоки и выполняя план по количеству ящиков яблок. И на овощебазе - перебирая гнилые овощи, помню, капуста уже почти почерневшая, склизкая.
Но все это были почти экскурсии, легкой и даже интересной работой и прогулкой - в сравнении  с "кукурузой". Я училась в нескольких разных школах - и из всех нас возили на кукурузу. К школам подъезжали автобусы, погружали нас и везли "на горток". В автобусе было шумно, стоял гвалт, ребята высовывали в открытые окна руки, учителя за это их ругали, некоторые даже флажки высовывали в окна, они красиво трепыхались(что американский флаг на луне, кхе кхе, но у нас по- настоящему) и водитель рычал:уберите флажки из окон!! И Римма повторила за водителем:вас сказали, убрать флажки. Так что ехали мы с ветерком, с флажками.
  Но вот мы приехали в колхоз, точнее на ток. На большом дворе стоят агрегаты, по конвейеру скользят кукурузные початки, на току.
На верху где-то сохранившийся с советских времен(возможно и даже поныне)огромный транспорант:НАШ ТРУД РОДИНЕ!
И это задавало тон:мы пришли помочь Родине.

Сначала мы носились по двору, играли, болтали, пока не появлялся дядя агроном или зам председателя колхоза, который должен был назначить нам планы.  Учителя с ним долго переговаривались, возможно, торговались чтобы поменьше.
Затем агроном с учителями шли мимо пирамид с кукурузой, они и верно были пирамидальной формы, сужающиеся к верху, или похожи на шалаши. Каждая куча представляла из себя наваленную комбайном кучу кукурузных початков с зелеными листами и кукурузными волосами. Каждому классу давалась одна такая куча, и мы следили, чтобы другим классам давали не меньшие кучи. Поровну чтобы.
Наша задача состояла в том, что мы должны были в полдня перебрать кукурузу, отрывая листья с волосами и кидая початок за початком за спину. Работать возможно было только стоя и нагнувшись. Сидя работать запрещалось, это замедляло процесс. И к тому же параллельные классы работали вместе в одной шеренге и соревновались, кто быстрее закончит. Стахановское соревнование типа. Начинали мы в 9, 9:30 утра, заканчивали не ранее 14 часов. Работали около 4 часов непрерывно, не садясь, согнувшись лицом в асфальт, не имея воды, не отлучаясь никуда ни на минуту. И еще и соревнуясь в скорости с рядом работавшими классами.

Всё это время светило яркое южное солнце, у нас в это время еще лето. Мы были одеты легко, наши учителя тоже в легких халатах и рубашках. Только наша историчка, классная рук., щеголяла в брюках.
С нами работали наши учителя точно так же и еще следили, чтобы никто не садился отдыхать или присесть даже запрещалось, и чтобы не баловались. Сейчас я думаю, как это выдерживали учителя, мы-то были дети, но учительницы, часто грузные, наверняка многие "с давлением", такой труд на солнце в нагнутом виде(как и на грядке на огородах) запрещен взрослым людям Минздравом. Но работали.
Початок за початком летел в кучу рядом, за спинами, всё прирастая, и когда уже оставалось по маленькой кучке, мы ускоряли, подобно спринтерам, скорость, чтобы во-первых, выти в соревновании победителями, азарт, во-вторых, скорее закончить, потому что все валились от усталости, жажды, и т.д.
Когда всё закончилось, мы кричали Ура! Учителя докладывали о завершении работы и отправляли нас ждать автобуса, и мы впервые за несколько часов падали в изнеможении на травку. Автобус часто не ехал по часу и даже бывало, и больше часа, заставляя нас дополнительно испытывать теперь муки ожидания и постоянного выглядывания на дорогу:не едет ли? Но дети есть дети, тонус возвращается быстро, опять гвалт, крики, жалобы учителям друг на друга и т.д. Наконец автобус:едет! Ура! Возня у дверей, чтобы "захватить место получше", ближе к водителю почему-то, а "плохие места" в конце салона, мест также не всем доставалось и неудачники-не захватившие-места - ехали стоя, держась за поручень. Поскольку я никогда не расталкивала локтями у дверей, а садилась в числе последних, то обычно ехала стоя...

Продолжалось это не менее месяца, а нередко и более-вплоть до того, что первая четверть полностью забиралась "на кукурузу" и потом учителя нам "навёрстывал упущенное" и все повторяли, что мы должны успеть наверстать к новому году.

Потом многие годы "кукуруза" была мне камертоном - нет худа без добра, и рабский без преувеличений труд детьми - задал лично мне, и возможно, и другим - некий камертон. Когда мне встречалась тяжелая работа, или срочная с большими объемами(сессии, например, или физический труд) - я неизменно вспоминала кукурузу. Возможно ли что-то тяжелее этого? Но справлялись же. И даже наши учителя, которые в основном были немолоды. Почему-то молодые учительницы ловко уклонялись, брали больничный и т.д. И только старшее поколение, воспитанное Советской властью, честно пахало...И не отлынивало. А ведь могли сослаться на здоровье, труд не из легких, на жарком солнце. Но ехали с нами...

До сих пор в Средней Азии детей везут на хлопковые поля, и ООН и правозащитные организации ставят вопросы о "запрещенном международными конвенциями детском труде". Мы не подозревали, что наш труд на кукурузе был запрещенным какими-то конвенциями. Не знаю как другие, за всех не скажу, но хочется верить, что и другие тоже молча в душе, как и я, возвращались страшно уставшими, но с важной мыслью:НАШ ТРУД РОДИНЕ!

Замшелый транспорант, с выцветшими буквами, снять который никто не думал, но и не обращали давно никакого внимания взрослые, - в душу ребенка ложился чистыми сияющими словами возвышающими душу и придававшими смысл ... Смысл. Ради чего.

Очень скоро всё это было втоптано в бессмыслицу окончательно, на дворе стояли новые времена оголтелого индивидуализма, собственничества, хозрасчёта, когда уже хозяева частных фермерских хозяйств(бывшие председатели колхозов, скупившие "в аренду" бывшее колхозное имущество) платили школам и даже дети уже получали на руки грошовые суммы, "стимулируя рублем".

Знаете, я бы не поехала пахать на "дядю-фермера" и в моей душе не было бы гордости, что мой труд-Родине. И за трудодни-рубли не стала бы. Уже наши учителя говорили, что из нас, всего общества, хотят сделать "батраков". Но и по сей день я вижу у школы, в которой училась - стоят по осени автобусы и дети в спортивной одёжке, уже не в халатиках, как мы, а в джинсах и футболках, с граблями, вениками, ведрами. Их опять куда-то везут на трудовые работы. К частникам, потому что государственного уже ничего не осталось.
А транспорант тот наверняка давно сорван новыми хозяевами...