Первопроходцам своей колеи

Владлен Кешишев
Поэт ломает прутья в клетке,
В своей стране, в своей груди -
Не попугай на властной ветке
Он видит - Воля впереди.

Поэзия крушит барьеры,
Ведёт из полымя народ
Не укрощают флибустьеров
Ни спесь господ, ни эшафот.

Кто выиграл личный бой без правил,
Тот правит бал в моей душе -
Он обошёл на вираже,
Всех, кто лизал и кто лукавил,

Он выстоял на рубеже,
Свой Род и Родину прославил.
***
15.10.2020

Что за «Чёрный человек» приходил к Пушкину, Есенину и Высоцкому? Как поэты отреагировали на это
 
Литературный журнал "Ритмы вселенной" - с нами интересно!
 
Александр Пушкин первый из русских поэтов начал так называемую "эстафету", которую после него продолжили другие классики. А именно упоминание в своём творчестве некого «черного человека», который является то ли мистическим существом, то ли совестью автора. Дискуссии на эту тему ведутся уже третий век. Но понятно одно - он всегда предвестник огромных перемен или того, что твоя земная жизнь на исходе. У Пушкина:

Мой чёрный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третей Сидит.

Чёрный человек в трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери"
 
И действительно, после упоминания «черного человека» многие поэты уходили из жизни. По сути, это некое подведение итогов земной жизни каждого поэта, зашифрованное в том или ином произведении. Не важно от какого лица оно написано и какой поверхностный смысл вкладывает автор. Важно то, что настоящего «черного человека» может увидеть только гений. Многие пытались подражать Пушкину, но следующий кто встретил таинственного «черного человека» был Сергей Есенин.

Черный человек может принимать разные формы в зависимости от эпохи
Черный человек может принимать разные формы в зависимости от эпохи
Сергей Есенин посвятил этому явлению целую поэму, которую показал на суд читателей в 1925 году. Многие отмечают трагичность и безысходность этого текста и только Есенин мог читать его в нужной и правильной интонации. Никому после не удавалось повторить это чтение и уловить нужные моменты. В этом произведении Есенин вступает в прямой диалог с черным человеком, и мы до самого конца не понимаем кто это на самом деле. У Есенина:

Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
С. А. Есенин "Черный человек". Поэма
С. А. Есенин "Черный человек". Поэма
Чёрный человек Есенина пытается призвать поэта к ответу. Он вспоминает самые тёмные моменты жизни поэта как-бы напоминая ему «что время пришло». Есенин со свойственным ему бурным нравом вступает в конфронтацию с ним:

«Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай».
Споры о том, кто был этот чёрный человек идут до сих пор. Например, поэт и публицист Дмитрий Быков считает, что это Владимир Маяковский, который не раз взывал Есенина к совести и хотел его спасти через порицания (кстати, это Маяковскому свойственно). Но вывод сделает каждый сам для себя, когда прочитает поэму.

И, наконец, последний - черный человек Владимира Высоцкого.
Поэт знает о его существовании, но старается не обращать внимание.
Поэт знает о его существовании, но старается не обращать внимание.
Здесь всё по классике. Черный человек Высоцкого спокоен и хитёр - прямой диалог с поэтом не вступает. Они оба наблюдают друг за другом. Высоцкий в отличие от Есенина сам о себе всё рассказывает и сам подводит итоги своей жизни. Его не нужно просить или напоминать о чём-то. Высоцкий отлично понимает свой талант и ответственность возложенною перед ним. Пушкин говорил:

«Гений и злодейство вещи несовместимые».
И это правда, так как гению чуждо добро и зло – он к нему безразличен, а значит и подкупить его невозможно. Если нужно прийти к ответу, то творец, не замедляясь сделает это пусть и «допеть не успел». Вот так и Высоцкий, написавший это стихотворение в 1979 (или 1980) году никогда не пел его. И правильно сделал, ведь этот текст нужно только читать!

Мой черный человек в костюме сером!..
 
Он был министром, домуправом, офицером,
Как злобный клоун он менял личины
И бил под дых, внезапно, без причины.
И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья
И лишь шептал: "Спасибо, что живой".
Я суеверен был, искал приметы,
Что мол, пройдет, терпи, все ерунда...
Я даже прорывался в кабинеты
И зарекался: "Больше - никогда!"
Вокруг меня кликуши голосили:
"В Париж мотает, словно мы в Тюмень,-
Пора такого выгнать из России!
Давно пора,- видать, начальству лень".
Судачили про дачу и зарплату:
Мол, денег прорва, по ночам кую.
Я все отдам - берите без доплаты
Трехкомнатную камеру мою.
И мне давали добрые советы,
Чуть свысока похлопав по плечу,
Мои друзья - известные поэты:
Не стоит рифмовать "кричу - торчу".
И лопнула во мне терпенья жила -
И я со смертью перешел на ты,
Она давно возле меня кружила,
Побаивалась только хрипоты.
Я от суда скрываться не намерен:
Коль призовут - отвечу на вопрос.
Я до секунд всю жизнь свою измерил
И худо-бедно, но тащил свой воз.
Но знаю я, что лживо, а что свято,-
Я это понял все-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята,-
Мне выбора, по счастью, не дано.