опасности формиров. совр. русской лит-ры

Август Май
опасности формиров. совр. русской лит-ры
заметка
05:35
Публикация номер 4618

поскольку смысл современной поэзии в том, что читатель перестаёт быть пассивным участником творческого процесса автора, в том смысле, что он отвечает уже онлайн, а часто к тому же формой собственных сочинений, диспозиция автор - читатель перестает быть жёсткой, становится симметричной, меняющейся.
в этом бурлении ещё главенствует инерция прежних представлений о профессионализме автора, утвержденная в советскую эпоху системой образования, правда, только высшего - ведь не созданы были ни школы литературы, ни техникумы, но, тем более, ПТУ - представление о не профобразованности классиков русской литературы, не получивших базовое высшее и даже среднее специальное образование по литературе, в отличие, скажем, от живописцев, для которых были училища и академии, до сего дня, сохраняется.
но как бы ни было такое представление общепринятым, вместе с ним существует некое по умолчанию признание фактической системы литературного самообразования, материал этого вида искусства - речь - имеет ту особенность, что она общеупотребима в большей мере как бытовое явление, тогда как материалы иных видов искусства - изображение, даже музыка, ролевая игра и т.д. - по сути в быту являются довольно определённым надбытовым явлением, как правило смотрятся, как выход за рамки быта, тогда как речь, скажем, в виде монолога рассказывания, трудно вопринимаема, как нечто внебытовое, настолько прочно входит в корпус человеческого общения.
пользование речью каждым человеком и создаёт иллюзию и основу общепринятых представлений о литературе как расширенном общении, и тут диспозиция говорящий-слушающий естественно становится диспозицией беседующие, несколько ущемленной при переходе литературы от устной к письменной и, далее, тем более, к печатаной.
теперь, когда эпоха печати подошла к закату, возвращается диспозиция беседующих, и, возможно, даже традиционные жанры, которые были монологами (даже диалоговые, вроде драматургии, это лишь имитации диалога методом монолога) теперь трансформируются в формы собственно диалоговые, фантазируя, предположим, что это будет диалог "автор" - "читатель", при уровне таланта и профессионального владения художественной речью -фиксируясь, становясь художественным произведением.
сегодняшние весьма симпатичные диалоги здесь, на Стихире, возможно, являются прототипами будущих форм, когда-нибудь утвердятся как первые опыты.
с этой позиции нынешняя среда, многих раздражающая многими своими свойствами, представляющимися исключительными недостатками, на самом деле незаменима, как замена прежней читательско-писательской среды, дающей автору-сочинителю аристократические преференции, заслуженные для классиков, не заслуженные для писателей дипломированных и членов традиционных творческих союзов.
если добавить, что популярность авторов и произведений имеет подобно монете две стороны, - без неё нет признания, обязательного для получения произведением и автором статуса реального художественного явления, но - особенно в новое время попсухи - исключительно потакания низкому уровню художественной и общей культуры потребителя, читателя, - так что, как и в эпоху печати, современная литература будет состоять из реально массовой и элитной, становящейся общественным явлением либо со временем, либо в случае резонансного звучания.
как и прежде, неграмотная речь, вообще говоря, исключает возможность сделать некое произведение художественным, так что самодеятельным сочинителям необходимо по прежнему читать тестовые тексты, то-есть, в правую очередь классику, обращаться не только к словарям, но и к учебникам, в том числе не только по языку, но и по литературе, конечно, понимая, что среди последних много профанаций,  - само по себе мнение, что представление текста "а, как бы, ну, фиг, гоп" - в качестве некоего "авангарда" принесет автору разочарование и вызовет отчасти более серьёзное неприятие, в лучшем случае  - в форме невнимания.

второй опасностью современной литературы я считаю официозность, представление произведений, рассматривающих ситуацию с позиций официальной, действительно или мнимо, причудливо себе представляемой, в том числе и обывательски и дилетантски, основываясь на откровенных предрассудках.
и, наконец, третья форма современной лжелитературы - это попса, тексты, произведения, которые привлекают читателя исключительно по причине простоты, когда от читателя не требуется ни минимальной культуры, ни усилий для понимания, представляющая ему банальности и констатации, лишь умничания вместо идей, лишь называния чувств вместо их выражения.

именно современная эпоха после печатной литературы делает эти опасности ещё более серьёзными, чем в эпоху печати, которые будут препятствовать как общественному влиянию самой литературы, так и дальнейшему её развитию.

                28 апреля 2019 года примерно 06:43

***


© Copyright: Август Май, 2019
Свидетельство о публикации №119042801318

Рецензия

Замечательная заметка о заметном и незаметнрм как таковом, а так же необязательном
Исусе Воскресе! :-) :-)

Елена Константиновская   28.04.2019 07:18 

Воистину воскресенье!
Да будут наши мысли и слова о важном и светлом, против мрачного и тёмного

Август Май   28.04.2019 07:21 

Воистину воскресе
(У меня редактор в планшете хотя и верующий, но, всё же, по нашему, по-русски)

Август Май   28.04.2019 07:22