Мой долг. Продолжение рассказа о роде мамы

Евдиния Юршина
Фото из архива семьи. Семья моего деда Александра. Александр Петрович сидит перед своим отцом, рядом с матерью слева.

Итак, приемные родители Клавдии Федоровны умерли, и ее судьбу решали на семейном совете. Как это происходило, я не в курсе. Итогом было то, что взяли сиротку в семью моего деда. Семья имела своих семерых (из выживших до взрослого состояния) детей, но жили они не нуждаясь, все дети имели гувернантов и гувернанток, получили великолепное по тем временам образование. Мальчики учились в школе Карла Мая в Питере, это элитное образование. Стоит только посмотреть список учащихся этой школы, и все становится ясно. Все достигшие совершеннолетия дети получили высшее (в современном понятии) образование. Девочки получали прекрасное надомное образование,позже становились курсистками.

Бабушка моя Клавдия переехала в свою новую комнату в новой семье.
Следует сказать, что семья моего деда были "толстовцами", было тогда такое "течение" в воспитании детей, да и образ жизни в быту . Все дети получали прекрасное образование, изучали три обязательных иностранных языка - французский, немецкий и английский (причем наиболее любим в семье был французский, дед мой знал его в совершенстве) но помимо этого все дети изучали практически все необходимые для повседневной жизни ( по мнению моих прадедов) ремесла. Мальчики и девочки обязательно умели обслужить себя, но кроме того все обязаны были не только уметь, но и систематически выполнять работы в поле - они все участвовали в покосах,

мальчики имели навыки столярного ремесла, слесарного, умели обходиться с лошадьми - запрягать, распрягать, ездить верхом, умели приготовить себе еду и многое другое. Обязательно все занимались спортом. Девочки были обучены швейному делу, кулинарному, обучены оказывать первую медицинскую помощь... И при всем при этом все дети умели вести себя в светском обществе, обучены танцам, были всесторонне развиты и начитаны, могли быть интересными собеседниками. Все это изучила и постигла и моя бабушка.

Но вместе с этим, все - таки ее статус был основательно ниже детей семьи.
Подразумевалось, что все же она из сословия прислуги.

Дед и бабушка, как я уже рассказала впервые познакомились в Ростове на балу у тетушек. Деду было 18, бабушке 8 лет. Забавно, но, эта встреча была знаковой.

Когда бабушке исполнилось 18, дед объявил в семье, что он намерен жениться на Клавдии Федоровне.

К сожалению, это не вызвало положительных эмоций у родителей деда. Не о такой партии они мечтали для своего талантливого и подающего большие надежды сына. Попросту они были категорически против. Вот здесь снова прозвучали те самые горькие для моей бабушки слова - жениться на кухаркиной дочке!?
Но надо знать характер моего деда...
Он молча перенес вещи Клавдии из ее комнаты в свою и поставил всех перед фактом. Он женился. Регистрация брака была крайне скромной.

А далее рассказ будет уже не о сиротке Клавочке, а о жене моего деда, матери моей мамы - моей бабушке, законной супруге Александра Петровича.