В память о родных, ветеранах ВОВ...

Павел Апрель-Клевер
Раньше я скептически относился к подобного рода акциям, считая их показушными. Думал, что уж лучше просто и скромно возложить цветы к могилам, памятникам, мемориалам. Ведь о ветеранах ВОВ у нас только и вспоминали один раз в году – 9 мая. Живые не нужны никому, по сути, а что уж до мёртвых. Со временем моё отношение изменилось, и стал понимать, что это даже очень хорошо, что хотя бы раз в году вспоминают, и замечательно, что есть и остаётся такой важный, значимый праздник – 9 мая. В наши дни живых ветеранов ВОВ уже почти не осталось, жизнь не стоит на месте, а годы идут, и потому подобные акции делают память о тех людях живой, и это здорово!

В нашей семье, как и во многих, есть те, кто принимал непосредственное участие, как солдат. Воевали оба прадеда по материнской линии. Один из них – Ерёменко Пётр Никитович (1901 г.р.) ушёл на фронт в самом начале войны, семья у него была многодетной – 7 детей, а самым младшим на тот момент было 2 и 3 годика, в мирное время он занимал должность зампредседателя колхоза. Заканчивал войну в Берлине, после чего его полк перебросили на Дальний Восток, где он стал участником советско-японской войны. Его письмо с известием о том, что он задержится и не вернётся в мае 1945-го домой, затерялось в дороге. Письма с Дальнего Востока также, почему-то, не доходили, и родные уже считали его без вести пропавшим, а то и погибшим. Но каково же было их удивление и какова невероятная радость, когда их отец и муж возвратился осенью того года домой! За все годы войны он был лишь однажды легко ранен в руку. Прадед прошёл всю эту страшную войну, остался жив, но организм поизносился за то время, и в 1949 году он умер от обычного заболевания – воспаление лёгких. Имел много наград, одна из них – медаль «За Отвагу».

Второй прадед Лактионов (Локтионов) Ефим Андреевич (1899 г.р.) заканчивал войну в Германии, вернулся домой без тяжёлых ранений (был дважды легко ранен), но также после войны прожил недолго, скончался в 1953 г. Он был русским, родом из Курской губернии. Моя мама соответственно в девичестве Лактионова. Так что,  и во мне намешана кровь, как украинская, так и русская) Был награждён, одна из наград – медаль «За боевые заслуги». Кстати, его двое единственных детей – дочь и сын-подросток (мой родной дед, мамин отец) в 1941 году, были угнаны вместе со многими в концентрационные лагеря Германии (дед был в лагере Бухенвальд). Откуда и возвратились домой только в 1945 году после освобождения. Дед несколько раз безуспешно пытался бежать, был представлен к расстрелу в самом конце войны, но чудом повезло – на тот момент заключённых из лагеря в связи с отступлением перебросили в Чехословакию, и в день, когда его (и ещё других) вели на расстрел, их освободили чехословацкие партизаны.

И мой второй дед (уже по отцовской линии) подростком был угнан в концлагерь, который находился в Западной Германии, где оставил своё здоровье, и всю последующую жизнь промаялся с желудком и лёгкими. А в это же время его отец Перетятько Прокофий Артёмович (1898 г.р. – умер в начале 1950-х г.г.) вместе со своими родными братьями Василием (1901 г.р.) и Иваном (1907 г.р.) воевал на фронте, был награждён, в т.ч. медалью «За Отвагу».

У каждой семьи на этих землях своя память и своя история о том времени и о родных.

Павел Апрель-Клевер ©

11. 05. 2018