Соэль Карцев. Читательский обзор. Октябрь-2020

Большой Литературный Клуб
Обзор октябрьского лонг-листа БЛК

«Чрезвычайно странно применять аналитический метод к синтетическому явлению»
                Иосиф Бродский, эссе «Сын цивилизации».


ЖИЛЬ ДЕ БРЮН «недавняя мышь»
http://stihi.ru/2017/02/06/7517 квота ГР за редактирование отборочного тура

Англицизм Insomnia обозначает бессонницу. Завёрнуто, однозначно, хорошо, вот наcчёт причины я немного не согласен, но это, наверное, мелочь... А вообще Жиль, друг мой, почему не бессонниц просто, тем более, по ритму идеально подходит? Зачем нужны эти инсомния/ шмисомния, а? Чтоб лишний раз загнать читателя в гугл? Также немного напрягла непроизносимая мысль. Т.е. думать её можно, а вот произнести? Как-то образ здесь подмывается, нет? C другой стороны, «Silentium» Тютчева вспоминается и оно как-то уравновешивается.
В целом, привычно высокий уровень, финал на загляденье, композиция выстроена с удивительной нежностью, я бы сказал.


ЭМКЕЙ «Аниме»
http://stihi.ru/2020/06/09/4780 квота ГР за редактирование отборочного тура

Отсутствие звука эль настроило, было, на минорный лад =). Аляскинский маламут- порода ездовых собак аборигенного типа. Приятный такой сейшн, в остальном, мне сказать, практически, нечего, поскольку просмотром анимаций не увлекаюсь. А стиш написан явно под влиянием одной из них. Или я не прав? Должен заметить, уважаемый Эмкей, что для меня Норштейн на первом плане и, скажем, «норштейновский туман» небезысвестной Лины Л. написан, мк, более круто, но против Sailor Moon ничего не имею. Просто не на всё есть время.
По-настоящему мне понравился этот момент, где их нашли безнадёжно замершими, хотя, я понимаю, что это один из эпизодов аниме, здесь есть вещество поэзии. Я бы сказал типичное стихотворение 21 века, вроде, хаос, но с глубинной логикой.


АЛЕКСАНДР КРУПИНИН «В моём саду пурга и хаос…»
http://stihi.ru/2020/10/06/4572 номинатор журнал "Тропы"

Вот только сказал про хаос, а он тут как тут с крупным поэтом Крупининым)
„Хаос лиц и не видно тропы
В Вифлеем из-за снежной крупы.“
Но тут, я бы сказал, видно... Не всю, но местами...
Гоплит - древнегреческий пехотинец, тяжеловооружённый, куда он мчаться-то  может, Александр? Насчёт фанатов тоже слегка сомневаюсь, музыка- всё- таки не футбол, скорее, ценители. Про Стикс в конце мне не очень приглянулось. Слишком минорно для общего мажорного настроя и больно эта речка поюзана. Вообще этот фирменный юмор Александра в финале, не знаю, насколько он здесь уместен... Вот пещера это сильно. «Я блуждал в игрушечной чаще и нашёл лазоревый грот»
Видите, там тоже эманация Стикса появляется дальше в цитируемом четверостишии, но там Автор ещё антитезой прихватывает, да так,  что дышать становится трудно. А здесь да, однако/мрака, и стало немного тревожно за текст... Хотя, и что-то от Бродского в этом однако послышалось...


ИНГА СТАШЕВСКА «Eats shoots and leaves»
http://stihi.ru/2020/08/08/4419 квота ГР за редактирование отборочного тура

Дословный перевод названия «есть побеги и листья»
Тут из текста вытекает, что не их есть, а они есть, как констатация факта. Философский такой текст... И по сути он очень грустный. Речь, насколько я разобрался в косвенной речи, о смерти матери этой самой Кати...
Правда, я не до конца разобрался,  что на занавески падает, может какой- то странный отсвет от летящего в темноте снега? А, Инга? Или это человек в инсульте падает на занавески, срывая их? Тут безличное написание,  нмв, не к месту, поскольку нет завязки вразумительной. Насчёт сестрички тоже непонятки. То ли медсестричка, то ли сестра этой самой Кати. Хотя, вряд ли, сестра сестре будет в антисанитарных условиях что-то зашивать... А может мама живая и ей расквасил бровь папа по пьянке? Может такое быть? Истинная любовь в кавычках, чьи это фантазии? А?
Асадов, я думаю, не обрадовался бы, когда б ему такой ребус предъявили. А читатель нервничает: нравится, но шарада ваша слишком сложная)). Невнятица.
По финалу. Кому принадлежат последние слова про Китай, девочке Кате или автору?
Короче. Touchdown пока не засчитываю, я уж не знаю, может в Австралии какие-то свои правила)
Прошу простить мне, если в стихотворении есть, действительно, трагический подтекст. Значит, я просто не смог разобраться. Да…  по названию не исключено, что это что-то из англоязычной поэзии, не знаток, увы мне, увы…


АЛЕКСЕЙ БУРКО «Случится вдруг...»
http://stihi.ru/2020/10/19/5914 номинатор "Термитник поэзии"

В столыпинском вагоне перевозят арестантов. Посыл таков, что все мы немного арестанты у Всевышнего, а он, типа, надзиратель и судья одновременно: он нас ловит с поличным, читает наши характеристики с места работы, подсчитывает и взвешивает наши немногочисленные добрые дела, гирька туда, гирька сюда...
У меня вопрос к Алексею: если всё заранее так ясно расчерчено, может, не стоит стремиться к лучшей награде и собирать в кубышку хорошие поступки? Наверное, это типичный текст 20 века, что само по себе и неплохо, но настораживает уже качеством эпитетов и своей назидательностью, что ли...
Алексея знаю давно, солидный автор, надеюсь, ничем не обидел... Не зашёл мне текст, такое бывает.


АРСЕНИЙ ЗАГАЕВСКИЙ «Nascentes Morimur»
http://stihi.ru/2020/05/25/8302 номинатор Наталья Матвеева 5

Латинское изречение, вернее, его начало, обозначает, если целиком привести, что в тот момент, когда мы появляемся на свет, мы уже движемся к смерти. Тут дружественная лента анучек подсказывает мне, что название переводится, как запах появления на свет. Я думаю, моя версия точнее, но пускай... Вообще, если судить по первым текстам лонга, у меня складывается впечатление, что мы на «Голосе»)
Но к тексту. Мне вот нравится, когда холостыми строчками, я же пацифист)
Я всё прочитал внимательно и с интересом и везде у меня плюсы. Оно вневременное, а то, что сильно не заморачивает голову, так даже и лучше. Пожалуй, быть ему в моём шорте...
Респект номинатору и отборочной комиссии!


РИТА БАЛМИНА «Воспоминание»
http://stihi.ru/2017/05/20/5710 номинатор журнал "Витражи"

Очень симпатичное, а косинусов жуть над ратным подвигом, прям, улыбнула. Классное ЧЮ! «Через годы, через расстояния... » Финал хорош. Многовато, правда, союзов «а» на единицу текста, но это, скорее, придирка, поскольку текст, довольно, плотный. Тема возвращения в своё прошлое, конечно, одна из немногих вечных тем поэзии. Я думаю, Рита не открыла здесь что-то новое, но сделан стих  умело. После «Пора забыть верблюжий этот гам» или «Помнишь свалку вещей на железном стуле» тут, меня наверное, трудно чем-то удивить, но это всегда так. Почему-то захотелось  спросить Риту, как она относится к анжамбеманам. Возрастное это у меня, наверное.)


ИГОРЬ ДЖЕРРИ КУРАС «Как сиротливо смотрится»
http://stihi.ru/2018/02/27/9775 номинатор журнал "Витражи"

Вот ещё одна вечная тема: жизнь и смерть.
Вместо наглухо я, может, начисто бы написал...
Перестали или перестал? Вроде бы мелочь, но смотрится небрежностью. Про порядок красоту не понял. Там тире надо и, вообще, кто те, если это родственники этого старика, скорее всего, дети и родители этого мальчика?? Опять сиротливо по второму кругу...  Опять про то, что всё убрано по второму кругу в финале. Есть повторение, как приём, но тут просто автору, нмв, не хватает поэтических средств выражения. Финал неплох, но в общем сами понимаете... 


НИНА БАЛАНДИНА «Монолог тополиного листа»
http://stihi.ru/2020/08/13/5348 квота ГР за редактирование отборочного тура

Снова та же тема и немного ещё подмешивается «о поэте и поэзии». Т.e. Нина пытается говорить и о своём предназначении тоже. Проводятся какие-то параллели между листком дерева и автором. Во второй строчке инверсия. Лист врачует жизнь и насыщает пламя. Наверное, допустимо. Врачует, немного сомнительным показалось, я бы, скорее, подобрал глагол связанный с дыханием. Во втором катрене в A4 вступает автор. Именно ему везёт, что невдалеке фонарь, благо, листу фонарь не нужен. Заманчивый финал нужен тоже автору, вот мы с вами и добрались до третьего катрена в А4. У автора есть какая-то давняя надежда, что это, мы не знаем, но точно не покоя хочется.
«Покой нам только снится» правильно? Эх, не зря мы учили советских поэтов в школе!
Что это за надежда, мы, конечно, не узнаем, поскольку тайна сия велика  и не одна, а много тайн  обрывками бродят где-то рядом. Одна из таких тайн в том, что человек снова перерождается в лист и быть ему листом уже до конца этого весьма интересного текста. Этакое колесо Сансары. Вообще параллели интересные, здесь есть хорошая философская прокладка. Про надежду я, правда, не совсем понял, но самое главное, что она есть. Наверное, надежда писать такие стихи и дальше. Дай Бог, как говорится, сил и здоровья!
Ровное стихотворение. Может, оно не сильно трогает эмоционально, но авторская мысль и логика здесь, если не восхищают, то точно заставляют следить за ходом повествования. Спасибо,  Нина!


СЕРГЕЙ ЗОТКИН «Три дня»
http://stihi.ru/2018/12/07/4306 номинатор Ильдар Харисов

Снова А4 нагоняет тоску... Хм... А неплохой анапест получился=) Если четыре, как vier произнести... Любопытно, насколько это дадаистски?
Тристан Тцара- это псевдоним Самуэля Розенштока. У меня смутное предчуствие сразу появляется, что стихотворение будет очень хорошим, поскольку автор похоже осчастливлен филологическим образованием. Поль Элюар- это французский поэт. Тоже имел отношение к дадаизму. Эклоги- это,  как правило,  любовная лирика. Ну скажите,  где бы ещё я это всё узнал?
Далее всё гладко, но зачем находить предлог в дороге, чтобы отдать долг, я не понял. Он же не предлог для жены ищет, чтоб завернуть к любовнице)) Как эклоги рифмуются с февралём тоже не догнал, впрочем, тут семистишие, вроде, и не важно. Хотя в первых трёх строчках внутренние рифмы...
Вот появившаяся второй раз дорога не на шутку напрягла, уж больно нарративненько. Сюрреалистов/ Бретону свистнуть увидел, дальше пропало желание разбираться в рифмах. Бретон, понятно, бросает мостик к сюрреализму.  Дуче, если честно,  показался надуманным. Но вообще сумбур в содержании и сумятица в рифмовке как раз характерны для дадаизма. Тцара даже предлагал нарезать газету и,  высыпая обрывки слов на бумагу,  создавать таким образом стихотворение. Кто-то из абстракционистов в 60-е заставлял натурщиц голыми валяться по холсту, предварительно вымазав их краской, потом продавал картины за нешуточные деньги. В современном искусстве многое, начатое в те годы, получило развитие.  C этой точки зрения первая часть- это бруитский стих, типичный для 60-х/70-х годов прошлого столетия, управляемый хаос, поток сознания, но сделано, я бы сказал, не так изящно, автор просто показал, что он этим стилем владеет. Финал, конечно,  потрясный: немного природы и с текстом чудо произошло) Появилась мысль, стало понятно, ради чего всё это затевалось, но всё-таки оно не очень, просто хорошее без превосходных степеней, наверное... Я больше к классике тяготею, но много нового узнал. Спасибо, Ильдар за номинацию.


НАТАЛЬЯ ВОЗЖАЕВА «НК»
http://stihi.ru/2020/09/24/6840 отборочный тур для резидентов

Название - это вероятно инициалы этой актрисы. Других версий у меня нет. Можно тогда было как посвящение сделать, а назвать всё же по-другому.
Молодые обидчивые, как дети? С одной стороны понятно, что метафора отстоит достаточно далеко, всё же звучит весьма странно... Совершенно меня выбила из моего читательского кресла цитата Маяковского, поскольку Лиля Коган, известная нам, как Лиля Брик, актрисой всё ж не была. Понятно, что НК не она, да и по инициалам не подходит, но пришлось не на шутку напрячься...  Надоело играть в Пинкертона.  Почему зацепились, когда из контекста явствует зацепилось? Если глагол писать в ед.ч., это идеальная, великолепная строчка. Если во мн. ч.,  образ разваливается на куски... Почему актриса во второй части превращается в поэтессу, почему она должна ощущать все те пертуберации, которые происходят со Словом, если никак не объяснена эта главная пертуберация с ней самой? Про муку спорная строчка. Ну и что,  что размолотые слова не мука,  разве это в какой-то степени важно, мололи-то явно не пшеницу, нам же сказали. Не кричи, не плачь - это, практически, одно и то же, тут бы разнонаправленный глагол поискать...      
  «Захлебнулась винтовка Чапаева: помоги, развяжи, раздели»
Вот где цепочка глаголов работает с дикой силой!
Век ёмких слов она носит в себе, Серебряный век, ну это понятно. Финал замечательный. Как по мне, этому названию нужна сноска, причём, чем скорее, тем лучше. Если речь идёт, например, о Ксении Некрасовой, почему бы не сделать нормальное посвящение? В конце поэтесса опять превратилась в актрису, а это совсем не то, что переродиться в лист... Не похоже,  что автор управляет сюжетом,  скорее,  наоборот.


ЮРИЙ СЕМЕЦКИЙ «Женщина приходит»
http://stihi.ru/2020/10/01/7984 отборочный тур для резидентов

Вот, иногда Юрий отвлекается от праймериз и пишет замечательные стихи. Очень цельное произведение, трезвый взгляд, великолепное ЧЮ, что ещё нужно уставшему критику, чтобы затушить наконец настольную лампу.))
И самое главное достоинство этого произведения, что не нужно, как пёс с высунутым языком,  рыскать по гуглу. Спасибо, Юрий! Стиш прямо просится в мой шорт.


СВЕТА ХОХЛОМСКАЯ «Фаик и его лошадка»
http://stihi.ru/2016/09/17/9904 отборочный тур для резидентов

Света, вряд ли Фаику привиделась именно беспонтовая лошадка. Ну откуда маленькому мальчику знать жаргон? Вот опять же высокое и чудесное никак не может быть беспонтовым. Может, в предгорьях Алатау у всех пальцы веером? Я не знаю... Для меня это стилистическая погрешность. Про чёрного альпиниста,  он же чёрный человек, рассказывали в 70/80-е годы во всех пионерлагерях СССР. А тут ещё помидоры должны почернеть. Света, откуда взялся чёрный альпинист, только честно? Это что-то подсознательное?
Дождь, уходящий в осенний рейс, как-то насторожил и за текст стало тревожно. Но морковки носом кверху вернули всё на свои места, сразу стало легко и уютно. Вторая часть, ну просто дивная. Я бы сказал, это стихотворение начала 20 века, где-то март 1901го))


АЛЕКС АМУР «Грани»
http://stihi.ru/2020/10/09/8529 отборочный тур для резидентов

Вот молодец! Вообще, какой русский поэт, а не только Есенин, не пил? Ну какой?!
Одно место всё-таки не догнал там, где и мёртвый ранен. Это про что и как, Алекс?
Друзья мои, это жутко талантливое произведение моего любимого 20-го века.


ТАМАРА ГАВРИЛОВА 5 «Парк»
http://stihi.ru/2019/11/05/6294 отборочный тур для резидентов

Про дыхание это точное наблюдение. Прекрасный текст с вереницей зримых образов, как будто мультик перед твоими глазами крутят. С осенней листвой трудно найти что- то новое,  но вот это догораю в конце,  на меня лично,  сильное впечатление произвело. Пейзажная лирика очень высокого качества. С Марсом я не поговорил, но и с этой планетой разговор дорого стоит.


РЕЧНАЯ НИМФА «Запишу в тетрадочку»
http://stihi.ru/2018/12/18/2673 отборочный тур для резидентов

Саше, конечно, известна эта строчка Галича: «Я в грусть по берёзкам не верю...»
Досталось этим чудесным деревьям и от меня в своё время. Правда, один товарищ советовал мне не цитировать самое себя, но обзор то мой, правильно, что хочу, то и делаю: «...То ли время убивает нашу память,  то ль серьёзные до одури берёзки».   
 Саша классно отожгла, нмв. Начало,  я так понял,  в соответствии с пословицей: « От сумы и тюрьмы... » ЛГ по сюжету находится всё-таки не в настоящем времени, а в недалёком советском прошлом. Очень хороша строчка про правду, затем лишние,  нмв,  две строки. Как и чем нобелевский лауреат образумит пьяного, если тот женится, осталось загадкой,  зачем автора «Двенадцати» было вставлять? Ну да,  поддерживал революцию,  но яблоня-то у него другая была. Под Фермопилами те 300 спартанцев бились. Не очень понял, зачем здесь спартанцы. В СССР,  понятно,  жизнь даже суровее была чем в Спарте. С этой точки зрения очень даже может быть. Молодцы отборщики,  достойный текст отобрали.


ПЕТРА КАЛУГИНА «Вибро»
http://stihi.ru/2020/06/09/5275 отборочный тур для резидентов

Тут меня ветка сходу смутила. Ею ( которой или которою) провели, я бы понял. Может, это опечатка? Иначе это ветка железнодорожная или ещё какая... Наверное, так и есть, но это, вроде, двусмысленность называется... Насчёт того, что кто-то даже во сне задаётся вопросом, зачем её провели именно под домом, я сильно сомневаюсь. Может это, конечно, быть какая-то инфернальная ветка, которая стучит своими неисчислимыми страстями и пятью стихиями этому кому-то по кумполу, открывая дорогу на Рюбецаль...
«Чтоб тоже знали все знали чтоб» разрыхляет текст, здесь повторение не функционально. Капсула пустоты, понятно, является тем местом, куда эта дорога, ветка, энергетический меридиан уходит, но я бы пожелал более жизнерадостной концовки, ведь пустота необязательна столь однозначна... И немного странно, что живой человек противопоставляется этому пути, как будто путь мёртвый. По тексту получается не совсем мёртвый или совсем не мёртвый. Так я ощутил.
Стиш цельный, глубоко продуманный и равнодушным не оставляет. Хороший выбор отборочной комиссии.


ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК «Эхо невозможного»
http://stihi.ru/2020/01/01/4301 отборочный тур для резидентов

Привет, друг мой, Дмитрий)
То есть, тощие ангелы старости сидят в мясорубке времени. Как по мне, так отличный образ. Типа андронного коллайдера. Я бы, наверное, не слабоумием,  а отсутствием разума написал. Тогда оксюморон в чистом виде выходит. А так уничижительный оттенок появляется... С морем удачный ход, ведь оно, по сути, бессмертно. Желание золотой пробки, наверное, выбраться из бутылки, в которую её загнали, а золотая она только потому, что так захотелось автору. Тут не про деньги и не про золотую рыбку. Спорный образ. Золотая пробка, что ли, умрёт, исчезнет. Заигрался с образами, по-моему... А может, это известная автору аллюзия на что-то из англоязычной поэзии. А, Дмитрий? Финал на ура. И хорошо, что в этот раз обошлось без овчарок)) Надоела уже эта брутальность.
Снова респект отборщикам и спасибо автору. Я бы сказал, типичный верлибр 21 столетия.


НИНА САВУШКИНА «Поэзия замечательных домохозяек»
http://stihi.ru/2020/10/17/9260 номинатор Елена Севрюгина

«Из тени в свет перелетая,» Наверное,  всё-таки стоило цитату закавычить... Или отметить знаком копирайта.  Хотя, косвенные цитаты,  вроде,  не кавычатся... За Блоком опять появляется Тютчев уже второй раз в этом обзоре. Потом Гамзатов. Кстати, к поэту в гости, это ведь тоже полуцитата Ахматовой. В финале Пушкин. Ну он не обидится. В общем с юмором написано и как цитатник великого кормчего сойдёт.  Сам тоже иногда таким балуюсь...


ЛИДИЯ КОВАЛЕВСКАЯ «На прощание»
http://stihi.ru/2020/09/19/2586 квота ГР за редактирование отборочного тура

Хорошее, но немного эклектичное. Что за окошко в кавычках, не разгадал. Интересный стиш,  аппелирующий к эмоциям читателя.


ДМИТРИЙ МАЛЬЯНЦ «Продаю жизнь. Недорого»
http://stihi.ru/2020/09/17/2626 отборочный тур

Жизнь, брошенная женщиной, сомнительным показалось. Т.е. , женщина самоубилась или она бросила мужчину? Похоже на двусмысленность. Не прожитую,  надо полагать,  до конца. Часть-то уже прожита. В ожиданье, а то ритмика сбоит в анапесте. Недоумеваю, почему к сожалению, если не жалко. Он же точно не сожалеет. Тогда кто жалеет, Дмитрий?
Иль меняю, не или,  там же анапест. Интересный замысел, но не без шероховатостей. И немного монотонное. Было бы,  на самом деле,  интересно увидеть покупателя,  этакого современного Мефистофеля. И как они торгуются. Это был бы сюжет! Да и простится кем, если он её продаёт? А так был бы и покупатель, и тот,  кто эту жизнь дал и прощает.


ЗАЩИТА ОТ ТРЕВОЖНОСТИ «Если море горит»
http://stihi.ru/2017/01/12/4980 отборочный тур

Перед если запятая потерялась. Бутылки и окна покрошенные это всё стекло. Зачем ставить в синтаксический ряд одинаковые по смыслу части речи? Что это за первичные и вторичные признаки пола? Похоже, знаете, как будто о Еве и Адаме стиш. Сущности дна тоже на людей похоже. Решительно, стихотворение 21 века. Надеюсь,  автор понимает , зачем оно написано? Я не спрашиваю о чём,  я спрашиваю зачем?


ЕЛЕНА ДОРОФИЕВСКАЯ «Так сходит свет…»
http://stihi.ru/2020/07/02/3226 квота Александра Спарбера за ведение рубрики «В гостях у...»

Начало хорошее, автор показывает, что она владеет и композицией, и сюжетом весьма уверенно. Эстетика и логика в одном флаконе- сильная штука. Далее идёт метономия, почти живопись: «а ты стоишь на крылышке пчелы» и т.д.  Елена пытается выйти за рамки обыденного и делает это здорово. Ретроспектива: люди, государство против огня. И стихия, понятно, побеждает. Опять в финале вечная тема жизни и смерти, но решена по-своему, историофосовски, хотя и природа, естественно, присутствует. Ну что, не зря Елена столько голосов набрала на ТП. Пожалуй, это нетипичный 21 век.


СВЕТЛАНА ТИМАШЕВА «до сих пор»
http://stihi.ru/2020/09/20/5220 номинатор Наталья Матвеева 5

Вот люблю я безличное написание.  Пропасть безумия- это вероятно наша планета,  что же ещё? Хотя по финалу понятно, что речь о прощании с близким человеком, а значит, перед нами любовная лирика. Я бы немного поспорил по поводу нарушенной непоправимым печати судьбы. Печать всё же не ломают,  а срывают,  а ломать,  конечно,  можно,  но непоправимое это ж не молоток. Оно неосязаемо, как будто... Потом я не пониманию целеполагание здесь. Зачем её ломать, если это мучительно больно. Только для рифмы мучась/текучесть? Понятно, что свою судьбу не дано никому узнать, но Светлана вкладывает другой смысл в эту строчку, что в жизни происходит что-то непоправимое. Так тогда и так испытываешь боль не телесную, так душевную. Может, стоит поискать другую метафору? От боли мучась - это рисовка, она не способствует доверительному разговору с читателем. Финал хорош. Прошу мне простить, если в стихотворении есть личный подтекст.


ВАДИМ СМОЛЯК «В лавчонку разных мелочей...»
http://stihi.ru/2020/10/12/10 номинатор Серёжка Попов

Мне было смешно по-настоящему. Но зачем здесь аллюзия на хит Сэлинджэра? Только для рифмы?


МАКС КАБИР «Вова»
http://stihi.ru/2020/10/11/7904 номинатор Серёжка Попов

Тут тема жизни и смерти переплетается с темой добра и зла, как спирали ДНК.  Произведение близкое к идеальному. Разве что инверсия во второй строке меня смутила слегка, но это мелочь. Вспоминаешь: «А потом мы овечьи шкуры с отцовской спины надели» и как- то легче становится. Вроде,  прямое высказывание без глубокомысленных рассуждений,  каких-то рюшечек в виде метафор. И это не про то,  что добро должно быть с кулаками,  это категорический императив Канта,  где идеал не отделён от своего носителя. Должок погашен и незримые чаши добра и зла в этом мире уравновесились. Причём о добре и зле ни слова,  даже намёком,  просто история из детства,  имеющая продолжение во взрослой жизни. Спасибо номинатору!


РОСТИСЛАВ ЯРЦЕВ «Обречённое на безупречь»
http://stihi.ru/2020/10/11/7838 номинатор Елена Севрюгина

Проча- это деепречастие, словоформа прочить. Седины, проступившие сквозь ЛГ и несущие в одичалую тьму горькую весть, показались спорными. Это ж не пигментные пятна на коже, это седины. Но авторская логика ясна, типа, как со стороны их видишь внутренним взором, ага? В третьем катрене началась игра словами. Мне она очень понравилась.  В финале ещё и слом речи, как приём. Крепкий текст. Мне он показался похожим на Монаду. Безусловно,  это текст 21 столетия.


ЕЛИЗАВЕТА 11 «Пока они селфи все делают с богом...»
http://stihi.ru/2019/09/03/6109  номинатор Ольга Озерова 3

Я сильно сомневаюсь, что в 19 веке в ходу был технический спирт. Свечами и лицами она уже согрета, раз светит, тем более. Почему б.в.? Также не думаю,  что в те времена были в ходу рекламные лозунги. Слоган- стилистическое упущение. И селфи также. Почему и верить, когда поверить? Могу представить, что взгляд из нашего времени на то оправдывает стилистические заморочки  и возможно это интересный ход. Остаются метил и верить. И раскоординированное время. Замысел весьма оригинален. Метафора молитва-селфи с Богом парадоксальна,  что составляет вещество поэзии.Типичное стихотворение нашего столетия.


АЛЕКСАНДР ПАХНЮЩИЙ «Короткая поэма без глаголов»
http://stihi.ru/2011/05/16/6935 номинатор Ольга Озерова 3

Замысел интересный, но на любителя, первая номинация Ольги поинтересней показалась. Здесь же сам замысел и автор, как личность, довлеют над текстом и над читателем. Такое впечатление, будто автор решил отшлифовать приём парцелляции на одной части речи, а для меня стихотворение интересно, когда применение поэтических средств несёт функциональную нагрузку. Потом поэты сейчас есть, стоит, хотя бы, этот лонг почитать.)


ВИКТОР КОЛЛЕГОРСКИЙ «Таёжные стансы»
http://stihi.ru/2020/05/03/9201 номинатор Елена Ительсон

Да,  профессионально написано. У меня здесь превосходные степени. Это больше о поэте и поэзии даже,  чем о тайге. И философская лирика здесь подмешивается... Тонкая работа. Про Шишкова не в курсе, только про Шишкина.


OLEN «Позову ветер»
http://stihi.ru/2020/09/12/8992 номинатор Елена Ительсон

Хороший заговор. Но не уверен, что это самое сильное стихотворение Ольги.


ИРИНА ПОЛЮШКО «Возвращение»
http://stihi.ru/2020/08/30/3089 номинатор Юрий Семецкий

"Два смысла верно вкладывал в «стволы»..."
Я не в восторге от этой строчки. Общий смысл прозрачен, а тут затуманен.  Ирина объяснила мне  в рецензии,  что речь идёт о деревьях и оружии,  но над строчкой я бы поработал. Она смотрится чужеродной,  громоздкой... Потом верно в значении точно/ наверняка здесь применяется. Но до этого тоже нужно 2 дня догадываться. При прочтении на первый план выходят значение веры и значение преданности.  Семью качало в понятии... Слишком тяжеловесно, нмв.  Дыба - стилистически неверно, это ж слово из другого столетия.  Текст сыроватым показался.
Прощение доносчика в финале далеко от толстовского всепрощения. Финал сильный. Тут всё как у Макса Кабира: добро и зло уже уравновесились на невидимых весах в конце. Типичное стихотворение 20 века.


СЕРГЕЙ БОГОМОЛОВ «Новый день, у плетня васильки»
http://stihi.ru/2010/06/28/6596 номинатор Юрий Семецкий

Милый пейзаж. Многовато нарратива на единицу текста, нмв. Слабым показалось место с взглядом ЛГ и его родни. Какое-то оно вялое, динамики не чувствуется. Далёкий, в значении космический. Тогда почему только у них? Если только в этом месте у людей такой взгляд , неплохо бы было, хотя бы, детей упомянуть. У них даже больше связь с космосом, чем у взрослых? Вдобавок на этом месте анапест рушится... Между взглядом и тёщей отсутствует слог.  Аллюзия на Фицтжеральда смотрится органично.


ВЛАДИМИР СОРОЧКИН «Без прикрас»
http://stihi.ru/2017/01/18/2 номинатор Александр Савостьянов

Тема возвращение к себе на фоне пейзажа. Философская лирика также подмешивается здесь. Собственно,  это,  по- любому,  философская тема. А домик-то почти сказочный, напомнил избушку с Бабой-Ягой). Счастье сидит простенько? Без прикрас? Или это простое счастье? Тогда без обид и тревоги лишнее, потому что счастье и так без обид и тревоги. Над финалом я бы поработал...  20 век,  безусловно.


ГОЛЬГЕРТС «Достучаться до небес»
http://stihi.ru/2017/06/27/9491 номинатор Александр Савостьянов

Здесь,  я думаю,  лексическая цепочка однонаправленных существительных оправдана. Придумать можно ничто. Ничего уже другой смысловой оттенок,  типа,  давай нафантазируй,  ничего страшного или плохого в фантазиях нет. Но небольшое напряжение здесь есть. Мне прекрасным и цельным показался этот текст. Но вот чем тем прекрасна душа? Стремлением к мечте. Очень может быть... Бродский весьма к месту. Хоровод невест - интересный образ, парадоксальный. Это место близко к метонимии. Мк,  стихотворение Олега вневременное,  как и произведение Арсения.


ИРИНА ВАЛЕРИНА «Смотритель эдемского сада...»
http://stihi.ru/2017/07/13/285 номинатор Ильдар Харисов

Послать Бога к чёрту мне показалось довольно смелым. Обратите внимание, как здесь обыгрываются три значения слова сад. Это показатель мастерства. Пишу тебе о мелочах. Пишу мелочи... Хм... Спорно,  мк. Весь текст- гимн энергии любви. Но из лонговых произведений на эту тему выделяется какой-то особой мощью. Пожалуй,  только текст Светланы Тимашевой я рядом бы поставил по этому параметру...


ПОСЛЕСЛОВИЕ

По всему обзору у меня развешены ярлычки для внутреннего пользования: текст 20/ 21 веков или вневременной. Мне кажется классическая поэзия  20 века продолжает господствовать в пространстве 21-го,  хотя и размывается им. Вероятно,  в ближайшие 20-30 лет вряд ли что-то изменится в этом направлении. Под классической поэзией я понимаю отнюдь не поэзию реализма. В первую очередь это поэзия Серебряного века. И дело не в хитромудрых названиях различных течений: акмеизм,  имажинизм,  футуризм и так далее, завершая абстракционизмом и постмодернизмом. В первую очередь это поэзия Великой пятёрки: Мандельштама, Цветаевой, Ахматовой, Пастернака, Бродского. Она, я думаю, ещё долго не утратит актуальность.