Заметки. Такое разное восприятие. Как я поняла Сол

Таниус
Образное мышление, в целом, работает по принципу визуализации. Память большинства людей представляет собой фото-видео альбом. А логические построения ума, схемы облачаются в картинки, для удобства восприятия и взаимодействия с миром: рассмотрение, анализ, оптимизация, выбор плана действий.
Основные инструменты: глаза и мозг.

Простейшая школьная задачка: у Пети было 3 яблока, у Васи - 5 апельсинов. Сколько всего фруктов у мальчиков?
Нарисовали в голове крепкие зелёные яблоки и пухлые оранжевые апельсины? Сложили их в рядок? Посчитали пальчиком? Написали ответ словами: 8 фруктов. Прекрасно!

А я, вот, - нет. Мне понятнее просто 3 и 5, в отрыве от любых картинок контекста.
Графика «фонит», мешает. Перед тем, как приступать к решению, приходится сперва расчищать «поле задачи» от лишних информационных шумов: от яблок, Петь, Вась и их продовольственных корзин, оставляя на бумаге исключительно «чистые» цифры. Далее считать. Писать ответ. А после, снова возвращаться к графической оболочке, - «а что мы там, вообще, считали?»

Все эти поезда, землепашцы, садовники, строители, мир флоры и фауны, в моем восприятии, - все это лишнее, если дело касается цифр.
Зачем терять время на бессмысленные сюжеты?

Обычный человек слышит музыкальное произведение, как нечто целостное, а музыкант, - как отдельные партии инструментов, последовательность отдельно взятых нот и их созвучий. Именно это «слышание» делает человека музыкантом, а не бабушкино пианино в спальне, и не 5 часов сольфеджио в день.
Способность «видеть и воспринимать» музыку в символьном виде, как партитуру, даёт возможность творить и слышать, даже будучи физиологически глухим.

Мышление текстом похоже на программирование. Люди видят фотографию, а ты видишь ее описание символами, как программный код.
Это происходит с любым образом. Сколько символов кода надо прописать в голове, чтоб в памяти осталась картинка... Почти вся моя память - буквами. Хочешь запомнить момент, - пиши изложение в уме, кодируй. ;

Зато цитаты, не привязанные к образам, поглощаются восприятием «на ура!». Лао Цзы, Эпиктет, Конфуций, Марк Аврелий, духовые чтива.
Бонусом, - уникальная память на слова песен. Могу спеть добрую сотню, практически безошибочно.
Щупаю мир ушами. Хотя нет, скорее, - подобно слепому, посредством шрифта Брайля.

Мне, пожалуй, и не особо нужны картинки, лично для себя. Однако, с помощью них весь мир общается друг с другом. «Квантовая психология» Уилсона рассказывает об этом весьма подробно.

Сложно передать чувственные, психические ощущения, например, через слово «ярость». А вот образ «разбитого кулаком стекла» позволяет быть точнее понятым окружающими.
И этот - «образный» подход, повсеместно, используется, как то - в телеиндустрии.
Равно как и формат притчи понятнее человеку с образным мышлением, нежели ее суть, сухо изложенная одним предложением, без привязки к каким-либо картинкам.

***
Касаемо своего понимания «Соляриса», использую образ, - я заглянула под крышку колодца, в бездну...
Еще вчера я видела лишь плоский круг на асфальте, - поверхность люка. А потом, этот круг исчез, и глубочайший тоннель открылся внутреннему взору.

Я вывела суть произведения, - насколько пусты, ничтожны и мертвы все наши мечты, желания, чаяния, конструкции психики и ума, - весь мир, находящийся у нас в голове.
Наши представления о жизни, - не более чем, декорации, муляжи; как «океан забвения», по сравнению с живой, бесконечно многогранной реальностью. Какой бы жесткой и неприемлемой, она нам, подчас, ни казалась.

Планета Солярис, - образ необъятного мира наших иллюзий.
Мира, где любимые, и всё, что нам дорого и близко «вроде бы» живое... Однако, по факту, - «живы» лишь пустые оболочки наших собственных представлений о себе, о других и о жизни в целом.

Языком символов:
«Солярис» - планетарный масштаб утопии субъективного восприятия.

Мощнейшее произведение человека, так же познававшего мир через текстовый формат.

И ещё, когда я пишу слово «любовь», - это не эйфорические прелести, не какая-то, струящаяся из груди или с небес, благодать.
Я осознаю любовь, как око... как глаза сердца.
Любить это - способность «видеть» не только умом. А значит, - способность воспринимать жизнь шире и глубже.
Неспроста, и в христианстве, есть термин - «Духовное око».

«Солярис» это - о любви и о жизни. Что, по сути, - одно и то же.

Tanius  Is 11/2020