О Достоевском

Елизавета Судьина
Это просто ряд заметок по прочтении Достоевского.

Давно я прочла все романы Достоевского и к сожалению не записала своих впечатлений. Помню только, что поразил его красивейший язык, точность изложения,  т.е. несомненные литературные достоинства. Помню еще, что меня трясло от рассказа  "Кроткая",  от невыносимой концентрации зла в душе мужа ее. И еще чисто физическая чуть не лихорадка от его стиля, иногда приходилось прерывать чтение. Особенно это касалось "Бесов".
Очень понравился "Сон смешного человека" это фундаментально и очень мне близко по теме Чуда, ангела и миссии.
Очень понравились "Белые ночи", особенно отношением автора к женщине, братским, отеческим, дружеским,  заботливым и самоотверженным. И очень большой нежностью стиля.
Огромное впечатление произвели "Записки из мертвого дома", точностью описания ужасов, правдой, смелостью автора. Как раз до этого я прочла Солженицына "Архипелаг" и если говорить о литераторском таланте, то Солженицын на фоне гения Достоевского выглядит очень блекло, как журналист с простым перечислением фактов.(хотя после чтения Архипелага я три месяца ходила в подавленном настроении, полностью разуверившись в людях вообще. Хотя Солженицын давал иногда в самые трудные моменты среди описания этих ужасов некоторые религиозно-духовные заключения, но это лишь чуть-чуть облегчало чтение дальше. Видимо, прав был Шаламов, который говорил, что лагерь ломает всех, и у него вообще все беспросветно).

Еще помню, что после чтения Достоевского мне почему-то буквально хотелось бежать в церковь. Не знаю почему, но я запомнила это общее впечатление очень хорошо.
Недаром говорят, что он приводит к Богу и церкви, и я лично слышала это от людей.


Недавно я взяла читать на английском его Братьев Карамазовых. Но смогла прочесть только 100 страниц. Нет, английский мне был понятен полностью, читать было легко с точки зрерия поримания текста. Дело в другом.

С первых страниц начинается чернуха российской жизни, с пьяными самодурами помещиками, с побоями и оскорблением женщин, с их бесправием,  невоспитанностью,  неуместным поведением в церкви,  даже просто неуважением,  безнаказанностью.
На десятой странице мне самой уже хотелось убить отца Карамазова. На пятидесятой - Ивана за оскорбление кучера. На сотой - это насекомое Дмитрия. И еще слуга их бил видите ли жену свою только один раз и это подвиг!

Об оскорблении смердящей Лизаветы я вообще молчу. Но ведь весь город ей помогал!
Это только эта семейка Карамазовых таких отборных. Или это картина помещичьей, привелигированной жизни в России? Картина в целом?
Просто у Доницетти есть опера "Рита". Там итальянсаая женщина, хозяйка кафе бьет своего мужа итальянца. И вдруг приезжает русский, для которого бить жену чуть ди не за правило.

Но стошнило меня на поведении Дмитрия, когда бедная женщина пришла просить денег в долг, и тут его грязные мысли о псевдовласти и т.д.
Просто я почувствовала, что моя душа реагирует так: помочь этой женщине, дать денег. И мне надо напрягать душу, представляя реакции и поведение Дмитрия. И моей душе не нужно это напряжение мыслей на зло.
Поэтому я перестала читать примеры плохого поведения образа мыслей.

Достоевский дает здесь сплошные патологические, испорченные типы людей. Зачем мне так грязнить воображение? Он и сам не советова жене своей Анне иногдм читать его ужасы.

Еще момент по поводу веры.
1. Достоевский ставит риторический вопрос, что первично: чудо или вера?
Мой ответ - чудо!
2. Достоевский спрашивает : должно ли государство стать Церковью? (На фоне желания Николая 2 стать патриархом - вопрос для того времени видимо актуальный).
Но метафизически, т.е. не формально, а реально, мой ответ - да.
3. Еще он ставит вопрос, не так опасен коммунист-атеист как коммунист верующий.
У меня есть эссе по Диалектике, где я разъясняю свою позицию.
4. Достоевский показывает веру Алеши как желание глотка воздуха, Света из этой тьмы. Достоевский видимо сам так пришел к вере: увидев столько мрака душа сжимается и восклицает: так далее невозможно, должен быть Свет!
Мой путь к вере другой. Он не от отвращения к тьме людских пороков и страстей, а от Встречи с Самим Светом, ангелом,  святым его, который и убедил и уВерил меня в том, что Свет есть, и это Христос через Иоанна Кронштадтского, у которго вся жизнь основана на Христе. И отсюда рождение моей веры.

Но я сама лично встречала людей, которые говорили, что Достоевский ответил на все их вопросы и привел к вере.