Аста Матильда

Ирина Белышева
- Бабушка, кто это? - спросила Ариша, разглядывая дулёвскую статуэтку на комоде.
- Аааа… это... видишь – дама…  Дама с собачкой.
- Да вижу, вижу.  Она наша родственница?  Походит на мамину сестру. - Ариша наклонила голову набок и прищурилась. - Мне она нравится.
- Да, хорошая  работа! – бабушка кончиками пальцев взяла лежавшие неподалёку пенсне и поднесла к глазам.
- Какая же это работа?  Это променад! - собственные парирующие фразы забавляли Аришу. – Работа, ха, давить зевоту… - хихикнула она.  -  в берете на макушке,  в шёлковых перчатках, с зонтиком от солнца, да ещё и со шпицем!  Точно, тётка Матидьда!
- Ах ты, оса! – заулыбалась бабушка.
Матильда давно уехала в город С. и больше не возвращалась. Ариша знала о ней из рассказов бабушки, да на чердаке лежал старый, разбухший от постоянной влаги и периодического высыхания альбом с увядшими фотографиями. А тут, фарфоровая тётушка на комоде! Чудеса!

- Бабушка, ты слышишь? Сюда идут...
- Идём и мы, детка, нам пора.
 И два призрака бесшумно скрылись в мезонине. 

В гостиной «Белой дачи» раздались громкие голоса.
- Прошу Вас категорически,  ничего не трогать, не касаться руками, дорогие экскурсанты. Ни-че-го! Умоляю, поклоняйтесь на расстоянии. А то у нас здесь любят передвигать, переставлять,  прятать…  непонятно кто…
- А это ещё что такое? – не унимался тот же голос. -  Откуда взялась эта аппроксимальная реминисценция?  - Смотрительница таращила глаза и озиралась по сторонам.
В нестандартных ситуациях она забывала человеческий язык и переходила на термины.
 - Это же дама с собачкой, - тихо сказала девочка с белыми ресницами.
 - Да-да…  Прекрасная работа.  Но не Антонпалыча! Это работа Асты. Она создала её спустя 67 лет, после написания рассказа.  Рассказ был написан здесь, но как сюда попала эта статуэтка?  –  Смотрительница  снова заговорила человеческим языком. Видимо, слова девочки-экскурсантки подействовали на неё успокаивающе. – Ишь ты, поди ж ты,  - «фарфоровый народец»!  Чудеса… Ладно, позже выясню, позже…
            Экскурсия прошла без происшествий, благо, длилась сорок минут.      
Когда всё стихло, статуэтка вдруг зашевелилась, создавая облако эфира, и   сдвинулась с места… 
- Ах, бабушка! Какую чудесную историю ты мне рассказала. И я очень рада, что не ошиблась в сходстве, - говорила Ариша, спускаясь в гостиную. Бабушка Аста шла за ней, шаркая музейными шлепанцами.
 - Добрый вечер! А я уж заждалась вас совсем, - услышали они. - Так и хочется сказать: «Ах, скучно! Ах, пыль!» - Да-да, Вы обе не ошиблись. Я Матильда фон Дидериц, или, как называл меня Антон Павлович, Анна Сергеевна. Здравствуйте, мои дорогие... 

     Вы уже догадались, любезный читатель, что было дальше?
До самого утра Ариша играла с тёткой Матильдой и бабушкой Астой в фанты. Девочка
услышала от родственниц ещё очень много интересных историй.   
А позже…  позже, главный хранитель музея решил оставить  статуэтку в числе экспонатов.  Ведь с её появлением родилась ещё одна призрачная легенда.


* Аста (Августа) Давыдовна Бржезицкая (5 июля 1912, Москва — 7 января 2004[1]) — советский скульптор, мастер фарфоровой скульптуры. Автор Скульптуры "Дама с собачкой" (по мотивам одноименного рассказа А.П. Чехова).

15:15  16.06.2020