- Бабушка, кто это? - спросила Ариша, разглядывая дулёвскую статуэтку на комоде.
- Аааа… это... видишь – дама… Дама с собачкой.
- Да вижу, вижу. Она наша родственница? Походит на мамину сестру. - Ариша наклонила голову набок и прищурилась. - Мне она нравится.
- Да, хорошая работа! – бабушка кончиками пальцев взяла лежавшие неподалёку пенсне и поднесла к глазам.
- Какая же это работа? Это променад! - собственные парирующие фразы забавляли Аришу. – Работа, ха, давить зевоту… - хихикнула она. - в берете на макушке, в шёлковых перчатках, с зонтиком от солнца, да ещё и со шпицем! Точно, тётка Матидьда!
- Ах ты, оса! – заулыбалась бабушка.
Матильда давно уехала в город С. и больше не возвращалась. Ариша знала о ней из рассказов бабушки, да на чердаке лежал старый, разбухший от постоянной влаги и периодического высыхания альбом с увядшими фотографиями. А тут, фарфоровая тётушка на комоде! Чудеса!
- Бабушка, ты слышишь? Сюда идут...
- Идём и мы, детка, нам пора.
И два призрака бесшумно скрылись в мезонине.
В гостиной «Белой дачи» раздались громкие голоса.
- Прошу Вас категорически, ничего не трогать, не касаться руками, дорогие экскурсанты. Ни-че-го! Умоляю, поклоняйтесь на расстоянии. А то у нас здесь любят передвигать, переставлять, прятать… непонятно кто…
- А это ещё что такое? – не унимался тот же голос. - Откуда взялась эта аппроксимальная реминисценция? - Смотрительница таращила глаза и озиралась по сторонам.
В нестандартных ситуациях она забывала человеческий язык и переходила на термины.
- Это же дама с собачкой, - тихо сказала девочка с белыми ресницами.
- Да-да… Прекрасная работа. Но не Антонпалыча! Это работа Асты. Она создала её спустя 67 лет, после написания рассказа. Рассказ был написан здесь, но как сюда попала эта статуэтка? – Смотрительница снова заговорила человеческим языком. Видимо, слова девочки-экскурсантки подействовали на неё успокаивающе. – Ишь ты, поди ж ты, - «фарфоровый народец»! Чудеса… Ладно, позже выясню, позже…
Экскурсия прошла без происшествий, благо, длилась сорок минут.
Когда всё стихло, статуэтка вдруг зашевелилась, создавая облако эфира, и сдвинулась с места…
- Ах, бабушка! Какую чудесную историю ты мне рассказала. И я очень рада, что не ошиблась в сходстве, - говорила Ариша, спускаясь в гостиную. Бабушка Аста шла за ней, шаркая музейными шлепанцами.
- Добрый вечер! А я уж заждалась вас совсем, - услышали они. - Так и хочется сказать: «Ах, скучно! Ах, пыль!» - Да-да, Вы обе не ошиблись. Я Матильда фон Дидериц, или, как называл меня Антон Павлович, Анна Сергеевна. Здравствуйте, мои дорогие...
Вы уже догадались, любезный читатель, что было дальше?
До самого утра Ариша играла с тёткой Матильдой и бабушкой Астой в фанты. Девочка
услышала от родственниц ещё очень много интересных историй.
А позже… позже, главный хранитель музея решил оставить статуэтку в числе экспонатов. Ведь с её появлением родилась ещё одна призрачная легенда.
* Аста (Августа) Давыдовна Бржезицкая (5 июля 1912, Москва — 7 января 2004[1]) — советский скульптор, мастер фарфоровой скульптуры. Автор Скульптуры "Дама с собачкой" (по мотивам одноименного рассказа А.П. Чехова).
15:15 16.06.2020