Нарымская шкатулка

Ирина Белышева
           Как-то присутствовала я при интереснейшем разговоре двух почтенных сибиряков.  Издалека затевался тот разговор, но обещал быть крайне интересным и волнующим.
           «Все вещи – говорящие, - раскуривая трубку, заговорил первый, - надо лишь разгадать их язык.  В детстве всё кажется значительным, а шкатулки - обязательно с секретом. Та, что была у моего  деда - деревянная,  с выразительной точёной резьбой,   хранила настоящую тайну.  На шкатулке значилось посвящение:  «Другу нашему М.Д.С.».  И ниже надпись, составленная на трех языках: "Beaucoup merci - suficientli - просветили"*.   Кто же этот друг-просветитель, - гадали мы, и как шкатулка оказалась в нашем доме?  Дед не знал, или не хотел говорить. 
            Много чего закодировано  было  в её резьбе.  На крышке изображалась острожная усадебка. Над  ней развивался  горизонтальный  вымпел с надписью НАРЫМ,  внизу дата – 17 июля 1866 г. На одной из боковых сторон была изображена жилая комната.  За роялем женщина,  вокруг несколько мужчин, одетых как разночинцы.  Один из них будто только что прикурил папиросу и  уединился,  расположившись  на кушетке.  Здесь же надпись: "Тут мало отрады - это правда, но ведь и везде всяко живут",  а ниже слова из песни поэта-декабриста Рылеева: "Умрешь, похоронят, как не жил на свете".  На торцевой стороне -  дорожный  экипаж  с четвернёй  лошадей, запряжённых цугом. Возничий гонит плетью, а в санях расположилась одинокая хрупкая  фигурка. Здесь же прощальное  напутствие:  "Любовь да хранит вас везде" и дата - 7 февраля 1867 г.  На другом торце -  берег реки, трое мужчин смотрят на удаляющийся дымящий пароход. Наверху надпись: "Сбудется ли наше искреннее желание". Больше всего меня привлекала  сцена из неизвестного спектакля на фронтальной стороне шкатулки. Казалось, именно она переводила те события в загадочную плоскость.  Участники - в театральных костюмах, на даме платье с кринолином.  В складках занавеса  дата:  29  января 1867 г.,  а снизу та,  упомянутая мной,  надпись на трёх языках,  и наверху, как раз то посвящение. По углам на каждой стороне вырезаны инициалы -  всего одиннадцать. 
          Кто же запечатлел, с такими точными подробностями, эти сценки из жизни реальных людей,  – думал я, часами разглядывая шкатулку. В каждой,  почти скульптурной,  фигурке  угадывался  живой в прошлом человек. Кем могли быть эти люди?   
          Шло время.   Дед давно умер.  Бабушка совсем состарилась, и в 1954 году  решили мы передать  шкатулку историческому музею в Москве.  Долго простояла она  в хранилище,  но поиски разгадок всё же начались. Медленно разматывался  клубок шифров и подсказок. Деревянная резная коробочка указала научным сотрудникам место и время.  Оставалось установить фамилии по инициалам. Ведь тогда шкатулка приобрела бы особую ценность. 
          Со временем, все одиннадцать  ярких судеб,  раскрылись, в своём неслучайно-случайном переплетении, и теперь даже не верится,  что без малого сто лет шкатулка молчала.   
          А я ведь был в Нарыме-то.  Так в музее у них есть та шкатулка-то. Копия, правда…»
          «Как-же, как-же! Слыхивали!  - промолвил собеседник, с интересом слушавший до сих пор. Довелось и мне держать в руках эту шкатулку. Резную, из морёной древесины. Уж больно занятная вещица.
          По углам - одиннадцать инициалов, по сторонам - сцены событий и даты.
И место указано – Нарым.  Говорят: «Бог создал рай, а чёрт — Нарымский край», в аккурат для ссылки политзаключённых.  Стал и я тогда гадать, кому могла принадлежать столь памятная вещица, вроде подарочной «марочки» у зеков. И вот что мне удалось разузнать.
Были это инициалы девяти ссыльных поляков и двух российских революционеров-народовольцев. Вслед за ссыльнопоселенцем Яковом Сулиным, последовала добровольно в Нарым, его спутница, выкупившая себя у законного мужа, Мария Сошальская. Сулин имел в С-Петербурге вкладочный капитал в бывшей библиотеке Василия Яковлева, перешедшей затем во владение князя Голицына. С библиотеки высылались Сулину в Нарым дивиденды по 600 рублей серебром в год, на которые он жил, как привык, проводя время в кругу ссыльных поляков. Эпизоды этой дружбы и пребывания в ссылке Марии Сошальской и были запечатлены по сторонам шкатулки.
         За роялем Мария Сошальская,  в окружении польских друзей.  Яков Сулин тот, что в домашней пижаме, это он будто только что прикурил папиросу и  уединился,  расположившись  на кушетке.  На другой стороне шкатулки - сцена из неизвестного спектакля. А участники – наши герои в театральных костюмах, дама в кринолине – опять же Мария Сошальская.  И посвящение: «Нашему другу М.Д.С.» - очевидно, адресовано ей же  - Марии Дмитриевне Сошальской.  На торцевой стороне -  в дорожном  экипаже её же фигурка.  Это сцена её отъезда из Нарыма. Здесь же прощальное  напутствие:  "Любовь да хранит вас везде". На втором торце шкатулки -  крутой берег Оби, с утёса трое мужчин смотрят вдаль на уходящий колёсный пароход.  Наверху надпись: "Сбудется ли наше искреннее желание"… 
         «Так и есть,» - удовлетворённо подтвердил первый собеседник, при этом щурился, вытряхивая трубку, и кивал головой.
         «Ощупывал я тогда шкатулку и размышлял, - вздохнул второй.  - А ведь это ими, сплочёнными в своих мечтах людьми, формировалось будущее России, но стоило ли оно того, ради той ли жизни, что теперь мы имеем, прозябали они на каторге. Да так ничего и не надумал».
         "Стоило, мой друг, стоило" - ободряюще пророкотал первый. 
   Затем оба поднялись с кресел, крепко обнялись, с дружеским похлопыванием по спине, и разошлись по игорным столам. 
       
      
* - «большое спасибо – достаточно – просветили»