Венок сонетов. Художник

Юлия Зазимко
Магистрал. ХУДОЖНИК

Палитра словно пёстрый божий мир
Художнику для творчества вподмогу.
Чтоб труд и вдохновенье понемногу
Нащупывали точный балансир.
Художник уподоблен полубогу!
На холст, как скрупулезный ювелир,
Вкрапляет поле, лес, дома, дорогу,
И жизнь людей, и тайны черных дыр.
А краска без творца - лишь безделушка,
Её цена в базарный день - полушка.
Другое дело - тонкие цвета.
Летает кисть маэстро по картине,
И вот, среди мазков и робких линий,
Вдруг явно проступает красота.


1 ПАЛИТРА

Палитра, словно пёстрый Божий мир,-
Сосредоточие цветных корпускул,
Мишень, легко подвешенная в тир,
Где при стрельбе не дрогнет даже мускул.
Насилует палитру Казимир,
Она вот-вот не выдержит нагрузки,
Темна, как хвост беспечный трясогузки,
Едка, как стопроцентный нашатырь.
А в ней возможен микс, калейдоскоп:
(Тут и знаток слегка наморщит лоб)
Шаманство превращения, ей-богу.
Предмет простецкий - плоская доска.
А вот поди-ка, польза велика!
Художнику для творчества вподмогу.


2. ЭТЮДНИК

Художнику для творчества вподмогу
Порой сорняк на тонком стебельке.
И он разложит верную треногу,
И крепко кисть зажмет в своей руке,
И будет расположен к диалогу
На травяном каком-то языке
С былинкой от себя невдалеке.
Внимателен и чуток будет к слогу.
Подставив спину и верней коня,
Этюдник держит холст в теченье дня,
Чтобы сюжет дошёл до эпилога.
Пусть он треног, но стоек и упрям!
Была бы воля - поскакал бы сам,
Чтоб труд и вдохновенье понемногу.


3. ПОДРАМНИК

Чтоб труд и вдохновенье понемногу
Влились в тебя живительной водой,
Не торопись к фанфарам некролога,
Живи, твори и будь в ладу с собой.
И даже если больно от ожога,
Оставленного ветреной судьбой,
Твори! Наплюй, художник, на покой,
Изобрази дорогу от порога.
Лиха беда - начало, нет вопросов.
Начни с подрамника не собранного косо,
С подрамника, как с Гамлета - Шекспир!
Подрамник сбит - считай уже полдела.
Теперь и холст натягивай умело,
Нащупывая точный балансир.


4. ЭСКИЗ

Нащупывая точный балансир,
Поставленный меж вымыслом и бытом...
Любой эскиз картины знаменитой,
Порой в сомненьях вытертый до дыр.
В нём изначально мысль уже сокрыта.
Пусть он объект для всяческих придир,
Пусть он недолговечен как эфир,
Пусть даже где-то контуры размыты.
Осудит кто творца за черновик?
Сам черновик способен быть велик!
Смешно на зуб попасться демагогу.
Не торопись, отмерь ещё семь раз,
Правь свой эскиз! Ведь в этот самый час
Художник  уподоблен полубогу.


5.КАРТИНА

Художник уподоблен полубогу,
Раб и хозяин, он во всём един.
Так грустно было б в мире без картин,
Как без восьмой ноги у осьминога.
Смешаешь жёлтый и ультрамарин,
Как в детстве по указке педагога,
И пишешь травы призрачных равнин
И изумрудный хвост единорога.
Картина - квинтэссенция идеи.
В неё, как Эвридике за Орфеем
В мир параллельный выход из квартир.
А живописец без воды и хлеба
Вмещает города, моря и небо
На холст, как скрупулезный ювелир.


6. МАСТИХИН

На холст, как скрупулезный ювелир,
Мазки кладёт художник мастихином.
Мазки необработанно-лихие,
Как без огранки кварц или сапфир.
Краплак и кадмий выглядят рубином,
Белила - нерастаявший пломбир.
Всё наполняет кровь адреналином,
И в сердце льётся счастья эликсир.
Да, мастихин незаменим подчас!
Чтоб живопись смотрелась высший класс,
Не приторно-слащаво, не убого.
В пастозность слоя масляных глубин
художник (он и раб, и господин)
Вкрапляет поле, лес, дома, дорогу.


7. ПЕЙЗАЖ

Вкрапляет поле, лес, дома, дорогу
В себя наш незатейливый пейзаж.
В нём русский дух, любовь к жнивью и стогу.
Его писать - вот высший пилотаж.
Не спи, творец, покинь свою берлогу,
Почувствуй вдохновенье и кураж,
Пока не ссохлись масло и гуашь,
Пока ещё идей в запасе много!
Пейзаж - природы светлое молчанье.
И кажется, что крылья за плечами,
И кажется законченным клавир.
За скобками останутся предметы:
Скелеты, пистолеты, табуреты,
И жизнь людей, и тайны чёрных дыр.


8. ПОРТРЕТ

И жизнь людей и тайны черных дыр -
Всё в нём.  Вглядись! И он в тебя вглядится.
Ведь портретист не просто пишет лица,
Рассматривая прыщ или волдырь.
Портрет - загадка. Если и случится
Вам разгадать,  вы истинный факир.
Глаза в глаза смотреть, не шевелиться.
(Портрет, прошу простить, не сувенир).
Мгновение, застывшее навек!
И кажется, что каждый человек -
Секрет, произнесенный лишь на ушко.
И яркий образ, точный и цветной,
Художник создает своей рукой.
А краска без творца лишь безделушка.


9. НАТЮРМОРТ

А краска без творца лишь безделушка...
Но есть творец и краска есть! И вот -
Рождается под кистью натюрморт,
Выходит в свет улиткой из ракушки.
И пусть кувшин растрескан и потёрт,
И высохла от времени ватрушка,
Но как же классно, побери их черт,
Всё дополняет глянцевая кружка!
Натура мёртвая живее всех живых.
 Подсматриваем в мир чудесный их,
Таинственный. Такая вот петрушка.
А ваза с битым краем хороша,
Хотя давно не стоит ни шиша.
Её цена в базарный день - полушка.


10. КИСТЬ

Её цена в базарный день - полушка,
И многим даже даром ни к чему.
А я её так бережно возьму,
Как маленькую хрупкую пичужку
За тонкий длинный хвост. И потому
Она легко поставит завитушку,
Послушная желанью моему.
Так малышу послушна погремушка.
Кисть станет продолжением ладони,
Уверенным мазком картину тронет
И ну плясать по плоскости холста.
Ей  ни к чему малярные замашки.
Пускай иные стены краской мажут.
Другое дело - тонкие цвета.


11. ЖИВОПИСЬ

Другое дело - тонкие цвета,
Тон, колорит, воздушное сфумато.
Богиня-живопись вальяжна и богата,
Дородна и румянцем залита.
Она не уважает плагиата,
Ей не по вкусу китч и пестрота.
Как живописно таянье заката
И увяданье желтого листа!
Изобразить, смакуя как вино,
Цветной мазок, кладя на полотно,
Приглядываясь к самой сердцевине.
И потому, свободно и легко,
Самозабвенно испокон веков,
Летает кисть маэстро по картине.


12. ХОЛСТ

Летает кисть маэстро по картине,
Натянут барабаном крепкий холст.
За творчество! - звучит мой первый тост,
Ведь мы с тобой и творчество едины.
А этот холст, поверь, не так-то прост,
Нет на лице ни складки, ни морщины.
Есть 60 на 80 рост
И чуточку какой-то чертовщины.
Мы с чистого холста с тобой начнём!
Всё остальное будет ни при чём,
Нелепо так же, как перо павлина.
Терпения, фантазии чуть-чуть.
Ты не успеешь охнуть и вздохнуть,
И вот - среди мазков и робких линий.


13. ВЕРНИСАЖ

И вот - среди мазков и робких линий,
Среди толпы, пришедшей поглазеть,
Есть то, что вас заставит онеметь
И восхититься присно и отныне.
На вернисаже будут душу греть
И самому суровому мужчине
Шедевры, обречённые висеть
Так буднично, как прочие картины.
Чудесно побывать на вернисаже!
Ты натюрморты любишь, я - пейзажи,
Но никакого в этом нет вреда.
Смотри, смотри: на плоскости полотен,
Где красок слой воздушен и не плотен,
Вдруг явно проступает красота.


14. КРАСКИ

Вдруг явно проступает красота
Из лессировок нежной акварели,
Цветиста пряжа масляной кудели,
Гуашь неприхотлива и проста.
Без красок свет бы умер, в самом деле,
Все краски серы, коли темнота.
Белила пригодятся для метели,
А сажа: чтоб не видеть ни черта.
А в мастерской так густо пахнет краской.
И, как в восточной бесконечной сказке,
Глядит с небес в окошко Альтаир.
Спит старый живописец у мольберта.
И видится  во сне ему, что где-то
Палитра словно пестрый Божий мир.