Читано и смотрено из дет. лит. 5 страница

Зера Черкесова Новеллы
Предыдущие страницы здесь:
http://stihi.ru/2020/11/09/9005
Внутри ссылка на Ч.2

Также см. отдельное эссе:
http://stihi.ru/2020/11/09/9819
Елена Ильина. Четвертая высота. О Гуле Королевой

https://litportal.ru/genre6/5/

1
Астрид Линдгрен
Малыш и Карлсон, который живет на крыше

2
Александр Куприн
Белый пудель (сборник)

3
Джеймс Барри
Питер Пэн

4
Анатолий Рыбаков
Кортик

5
Анатолий Алексин
В Стране Вечных Каникул

6
Марк Твен
Приключения Гекльберри Финна

7
Жуль Верн
П'ятнадцятирічний капітан

Эти 7пп. прочла до 9-10 класса.
"Пятнадцатилетний капитан" Жюля Верна, естественно, на русском, а не украинском языке:)) Но любопытно, что есть и на украинском переводы мировой классики. И смотрела по телевизору в детстве отличную ч/б довоенную экранизацию с очень интересным главным героем, в такого юношу обычно влюбляются:смелого, справедливого, бросающего вызов злу. Берущего на себя в критические моменты всю полноту ответственности за всех, как Пятнадцатилетний юнга - в силу обстоятельств взял на себя роль капитана судна, захваченного при содействии подлого провокатора Негоро - пиратами и работорговцами. Надо перечесть и пересмотреть.

То же "Кортик" А.Рыбакова - и смотрела много раз известную экранизацию, и читала томик из библиотеки. Хорошо, что я тогда не знала биографии исполнителя главной роли, не испортило впечатления от его несомненного актерского таланта и обаяния.
Интернет суёт нам много ненужной информации...Кстати, "Кортик", "Бронзовую птицу" и "Последнее лето детства" я видела только в ч/б версии, значит нужно теперь посмотреть цветную, если будет настроение пересмотреть. То же "Два капитана". Цветной телевизор у нас появился, наверное, позже всех, до последнего смотрели черно-белый телевизор, убеждая себя в том, что это полезнее. В общем, так оно и есть:меньше съедает времени, смотришь только то, что очень хочется и важно.

"Белого пуделя" Куприна я читала уже после школы, - как и "Каштанка" Чехова(с известным мультиком по рассказу), в одном ряду. Можно назвать еще "Рассказы о животных" Э.Сетон-Томпсона, канадского писателя, а из его произведений особенно "Домино"(история бурого лиса, есть австралийская экранизация, смутно помню, но повесть отличная, всем рекомендую) и "Королевскую аналостанку"(иронический рассказ о дворовой кошке, которую хитрый герой сумел выставить в качестве "очень редкой "королевской" породы" - на аукционе, но баснословно дорого проданная кошка сбежала от новых хозяев и ...путешествовала по всей Канаде).

Про Гека Финна см стр 3 Ч.2

А.Алексин входил в программу не школьного чтения, а внешкольного, на каникулах, в списках на доске, "для чтения на летних каникулах". Правда, по возвращении в сентябре, на первом же уроке литературы выяснялось при перекличке "кто что читал из списка" - что никто ничего не читал. Первый вставал и, заплетаясь, бормотал, что был в селе, пас коз у бабушки. Другой - "работал на сенокосе у дедушки". Третья - "уехала к тёте, там библиотеки нет в селе". Четвертый уже ничего не оправдывался, а молчал и т.д.

Я всё это время(5 класс) сидела, как на иголках и с ужасом ждала своей очереди отвечать. Я вставала и тоже, потупя очи долу, тихо отвечала, что я читала всё из списка, кроме одной книжки, в библиотеке её не было.
 Тут весь класс оборачивался на меня и с любопытством взирал, как на представление в цирке. Молодая учительница, только закончившая филфак, тоже с интересом взглянув, спросила, а какие именно ты читала?
Я перечисляла, снова подчеркнув, что той книжки что не читала - в библиотеке не оказалось, но я вместо неё прочла другое.
-Что именно?
-"Овод" Этель-Лилиан Войнич и еще..
-"Овод"?! Ты читала "Овод"?
-Да.
-А сколько частей в "Оводе", не скажешь?
-Кажется, четыре. Нет, три.
- Правильно, три. Молодеец...
  Тут в классе пробегал рокот и шёпоток. Кто-то громко и непосредственно выдавал:"ха, ничего летом не делала, только книжки читала!". Но учительница его тут же зашикала.

Это было сущей правдой, однако. Все летние каникулы я приносила из библиотеки книги, штук по пять(максимум за раз выдаваемое количество книг на руки)и поставив горкой на столе, с наслаждением предвкушала чтение. А читала, проглатывая том за томом, под раскидистой вишней в саду. Недалече шумная ватага ребят, моих сверстников, плескалась в речке, дети кричали, смеялись, дрались - всё как обычно у детей. Я с ними однако не играла, мои мысли уносились в далёкие миры и эпохи...Но фон этот воспринимала как нечто естественное. Так и осталось в памяти промчавшихся дней детства:вишня, или груша, яблоня - и книги, а фоном - дети плещутся и играют где-то в соседних огородах на грязной речке, протекающей летом через сады.

Почему одни дети ведут себя так, а другие иначе? Ведь меня никто не заставлял именно так проводить летние каникулы. Меня даже отвезли после пятого лкасса к родственникам в село, "чтобы развеяться".  Семья старой тети, как кажутся в детстве, старыми взрослые,  и еще какие-то дети во дворе. И невыносимая скука. Я выдержала вместо "пары недель" - менее трех дней. Хотя ко мне хорошо относились, ставили на стол всякие вкусности, "чтобы не говорила, что у тёти к тебе плохо   относились, невнимательно - вот ешь вот и вот, и ещё вот". Работать не заставляли, ни коз пасти, ни огород полоть. Просто делай что хочешь, каникулы, и ты у нас на отдыхе.

Но от такого отдыха я взмолилась забрать меня домой, как только приехали проведать. Никакие уговоры не помогли. Больше я не выказывала желания "развеиваться" - ни у родни, ни в лагере. Не скажу, что это правильно для всех, но меня общага всегда тяготила, уж такой я индивидуалист. И безделье. "Можно вынести всё, кроме безделья"(Маргарита Наваррская, королева-писательница). А "времяпрепровождение", как обычно понимается "отдохнуть", "оторваться по полной" и т.д. - это именно невыносимое безделье, пустота, ничем не заполненная.

Видимо, все мы приходим в этот мир уже с неким имеющимся багажом и только раскрываем его...


И, конечно, нам очень повезло, что в наших районных(муниципальных, гос.) библиотеках всегда был "очень бедный фонд". То есть ничего из того, чем завалены ныне книжные рынки и прилавки. Только золотой фонд мировой и русской классики и научная литература. Это мы сейчас можем оценить в должной мере:ограничения необходимы, пусть в данном случае по бедности выделяемой сметы и ещй и по причине расхищения "остродефицитной литературы", причем самими работниками на этапе поступления книг в библиотеку(детективы, приключения, фантастика, "любовные" романы). Многое оценивается, как благо, - позже.

10/11/2020 20ч 22 минуты.
Продолжение следует, 6 - 7страницы далее

На илл.:известная книжная серия "Классики и современники" В венецианской маске - обложка произведений Александра Грина, моего любимейшего в старших классах и потом - писателя.