живое тепло

Никоф
Сегодня  по народному календарю -
Аврамий Овчар и Анастасия Овечница

Святую Анастасию на Руси считали заступницей овец,
а святого Аврамия — покровителем овчаров,
которые в этот день справляли свой праздник.
   С этого дня крестьяне наших северных мест начинали стричь овец. Овечью шерсть пряли, а из ниток вязали тёплые носки и варежки либо ткали ткани для зимней одежды.
   Помните детскую загадку: «По горам, по долам ходит шуба да кафтан»?     Преемственность в одежде из натуральной овечьей шерсти очевидна каждому, а для непонятливых и поговорка имелась: «Руном с овцы одевались и отцы». В век синтетики овечья шерсть в спросе, а значит, в цене не потеряла.
   Мои родное село Истобенское основано на высоком берегу реки Вятки первыми русскими переселенцами в эти края, легендарными новгородскими ушкуйниками и называлось поначалу, как в сказке - Ново-град ушкуев. И знаменито оно не только огурцами, но и своей - "Истобенской породой" коров. А овец и коз здесь считали мелкой подсобной домашней живностью вроде кур и гусей. Я ещё до школы помогал взрослым пасти коров на наших заливных лугах. И козу бабкину к колышку на верёвку привязывал (кстати, козье молоко, которое бабушка Лиза заставляла силком пить, лучше всяких лекарств исцелило меня тогда от многих болезней и оздоровило на долгие годы вперёд). В младших классах лошадей в ночное водил. А вот овец не пас.
Потому, как по старинному обычаю потчуют овечих пастухов на Аврамия не помню. Там, где овцеводство в чести больше, чем у нас,  говорят, угощали их всей деревней. Женщины приносили овчарам гостинцы — пироги из свежей муки.
   Я сам бы что-нибудь испёк и что-нибудь налил бы тем овчарам, что пасли овец, из шерсти которых связали толстый свитер. Который купил я в незапамятные советские времена дружбы народов на базаре за болгарские левы, когда умудрился попасть в бесплатную поездку по Болгарии и Румынии как журналист областной молодёжной газеты по линии БМТ "Спутник". Свитер этот много чего повидал, поскольку ходил я в нём тогда и направо, и налево и стаскивал с себя не только дома...
   Сейчас, в другую эпоху - через три с лишним десятка лет, этот свитер домашней вязки из овечьей шерсти не выброшен, а увезён в мою вятскую глубинку. Где многократно залатанный, растянутый и выцветший, до сих пор, уже в качестве рыбацкой одежды для утепления под камуфляжку, служит мне исправно. Жалко выбросить - какое-то живое тепло от него. Не только овечье.
Но и от Аврамия и Анастасии.
И от незабытой наивной убеждённости в вечную дружбу братских народов...

Понимаю всё без переводов:
в свитер радость вплелась и печаль,
словно память о дружбе народов -
потому и выбрасывать жаль...
Погодите с застольною речью -
то, что было, давно утекло...
Неужели лишь пряжа овечья
сохранила живое тепло?