Я - не Лорка...

Евгений Виноградов Юниор
   И прелести её
   секрет,
   Как тайна
   первого
   причастья.

     Музы приходят и уходят,
     а стихи остаются.


Я - не Лорка,*/
но для Лоры,
Одуревши от
восторга,
Я сложу
сонетов море,
Если не сдадут
на органы.

Море  синее,
не чёрное,
С желтой дыней
в небосводе...
Что то мысли нынче
вздорные,
Всё про секс, всё
о погоде...
 
Я - не Лорка,
но для Лоры,
Обезумев,
"оба-на!"
Крымские
свернул бы горы, Пожелала б коль
она.

Если бы, как
в несознанку,
С головой в меня
ушла,
Если бы
не перебранка,
Перебитых два
крыла,

Мне б хватило,
мне б хватило!
Ах, была б
такая порка,
Я б с небес
сорвал светило,
Если б разрешили
в органах

Внешних дел,
сношений
внутренних...
Им такое и не
снится,
Смелых,
до интима
в утренник...
И общений с
"заграницей!".

Не милиция -
полиция
Прописала нас
на г'оре...
Нам с балкона
до "Калипсо" -
Лунная дорожка
в море.

Не хочу, не буду
с Лорой
Бедняком быть
иль
богатым...
Стол бильярдный,
а не море,
Кий в её зрачках,
ребята...
 
Усмотрел в её
очах я,
Нас за это
не казните, 
Сполохи того
заката,
Что висит на
кромке нити...

Не Петрарка я,
не Лорка
И не Данте
Алигьери,
Я простой мужик
и только...
В счастье мне
откройте
двери.

Кто поймёт,
что
не Акрополь,
Симферополь
нас
рассудит...
Что важней тебе?
Наш тополь?
Солнце? Море?
Или люди?

Я- не Лорка...
Но...

_________
*/  Тайным любовником поэта Федерико Гарсиа Лорки в последние годы его жизни был испанский журналист и критик Хуан Рамирес де Лукас, пишет El Pais. Роман под названием "Темная любовь" (Los amores oscuros), посвященный их отношениям, будет опубликован в Испании 22 мая.

Тот факт, что у Гарсиа Лорки был любовник, которому он посвящал свои последние стихотворения, был известен, однако его имя назвали только сейчас. В книге, которую написал Мануэль Франсиско Рейна, рассказывается история отношений поэта и его любовника, которому в момент их знакомства было 17-18 лет. По мнению Рейны, именно Рамиресу де Лукасу поэт посвятил сборник "Сонеты темной любви".

Рамирес де Лукас и Гарсиа Лорка встретились в Мадриде в 1934 или 1935 году. К тому моменту Гарсиа Лорка уже был широко известен, в то время как Рамирес де Лукас только приехал в столицу Испании из Альбасете, мечтая стать актером. В 1936 году любовники решили уехать в Мексику, однако для этого юноша должен был получить согласие семьи, так как на тот момент ему еще не исполнился 21 год, то есть он не достиг совершеннолетия.

Чтобы получить разрешение, Рамирес де Лукас отправился в Альбасете, однако его отец, отличавшийся консервативными взглядами, отказал ему в путешествии и отправил учиться в Мадрид. Что касается Гарсиа Лорки, то он также уехал из Мадрида на родину в Гранаду в надежде скрыться от националистов. Через несколько дней после его отъезда в Испании началась гражданская война. В августе 1936 года Гарсиа Лорка был арестован и расстрелян.

Хуан Рамирес Лукас, впоследствии ставший довольно известным в Испании архитектурным критиком, до конца жизни хранил дневники и письма, свидетельствовавшие о его романе с поэтом. Незадолго до смерти в 2010 году он передал эти документы своей сестре, с тем чтобы она их опубликовала.

Гомосексуальность Гарсиа Лорки долгое время замалчивалась при содействии как испанского литературного истеблишмента, так и семьи поэта. Тот факт, что Гарсиа Лорка был гомосексуалистом, стал широко известен лишь в конце 1980-х годов благодаря исследованиям его биографа Йена Гибсона. Существуют теории, согласно которым Лорка был расстрелян франкистами не только за его приверженность взглядам республиканцев, но и за нетрадиционную сексуальную ориентацию.


Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Ссылки по теме
El amor oscuro de Garcia Lorca
El Pais
В Испании отметили 70-летие гибели Федерико Гарсиа Лорки
lenta.ru
Родные Федерико Гарсиа Лорки разрешили вскрыть его могилу
lenta.ru
Предполагаемая могила Гарсиа Лорки оказалась пустой
lenta.ru

Сонет — особая форма стихотворения, зародившаяся в XIII веке в поэзии прованских трубадуров. Из Прованса сонетная поэзия перешла в Италию, где достигла совершенства в творчестве Данте Алигьери, Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо.

Классический итальянский сонет состоит из четырнадцати строк и делится на две части — октаву (восмистишие), включающую два катрена (четверостишия), и секстет (шестистишие), распадающийся на два терцета (трехстишия). От итальянских поэтов форму сонета переняли в XVII веке испанцы, французы и англичане.
Своего высшего расцвета сонетная поэзия достигла в Англии в конце XVI-начале XVII века.
К форме сонета обращались Томас Уайет, Генри Хоуард, граф Сарри, Филип Сидни, Эдмунд Спэнсер.
В последнее десятилетие XVI века написал свои «Сонеты» и Шекспир. В то время была разработана другая форма сонета, которая получила название английской, или шексировской.
В шекспировском сонете тоже четырнадцать строк, но он состоит из трех четверостиший и заключительного куплета (двустишия).

С самого зарождения сонетной поэзии стихотворения посвящались, одному лицу.
Так
возникали циклы сонетов, связанные внутренним единством. Посвящения объединяют и «Сонеты» Шекспира. В подлиннике 126 сонетов обращены к другу, остальные —
к возлюбленной.
Однако в русских переводах некоторые сонеты, посвященные другу, обращены к женщине.
В ряде случаев это объясняется отсутствием в английском языке грамматической категории рода, что часто затрудняет однозначное определение адресата сонета.
Данте, великого поэта, которого называли последним поэтом средневековья и первым поэтом нового времени, создателем итальянского литературного языка. Он родился во Флоренции,
в дворянской семье. Девятилетним мальчиком на пышном майском празднике он увидел дочь своего соседа Беатриче. Она была его ровесницей.
Эта встреча и сделала его поэтом. Прошло девять лет, и Данте опять встретил Беатриче, теперь уже неотразимую красавицу.

Детская влюбленность превратилась в романтическую любовь. Беатриче вскоре умерла и навсегда осталась для своего возлюбленного идеалом любви и красоты. Первые циклы стихов Данте посвятил Беатриче.
В стихах он оплакивал и ее уход из этого мира.
В 1292 г. появилась первая в европейской литературе лирическая биография — «Новая жизнь» («Vita nuova»).

По форме «Новая жизнь» — сложно сконструированный текст, написанный вперемежку стихами и прозой, насыщенный сложно поддающимися трактовке символами и аллегориями. Это рассказ о влюбленности поэта в Беатриче — даму, которую он видел трижды в жизни — в алом платье, когда ей, ровеснице поэта, было 9 лет, в белом, когда им исполнилось по 18 — Бетриче ответила улыбкой на его поклон — и вскоре последний раз, когда Д. поклонился ей, но не встретил ответа. Красный цвет платья символизирует радость первых лет жизни, белый — чистоту и целомудрие. Цифры 9 и 18 также имеют символическое значение.

Любовь мыслится поэтом как стихийная сила, «проникающая через
взоры в сердце» и воспламеняющая его желанием той, «что с небес сошла на землю — явить чудо».
Согласно воззрениям Д. — любовь сродни науке, которая подготавливает душу человека к общению с богом. В «Новой жизни» Данте рассказал о своей великой любви к Беатриче Портинари, юной флорентийской даме, бывшей замужем за Симоне деи Барди и умершей в июне 1290 г., когда ей не исполнилось и двадцати пяти лет.

Данте написал «Новую жизнь» либо в 1292 г., либо в начале 1293 г. Эпоха напряженно искала новые пути в общественной жизни, поэзии, искусстве, философии. Говоря о «новой жизни», Данте имел в виду свою любовь, но любовь эта трактовалась им и как огромная объективная сила, обновляющая мир и все человечество. Основное ядро «Новой жизни» образуют стихотворения. Из своей юношеской лирики Данте отобрал для «Новой жизни» 25 сонетов, 3 канцоны, 1 баллату и 2 стихотворных фрагмента. Стихотворения «Новой жизни» симметрично сгруппированы вокруг второй канцоны «Младая донна в блеске состраданья», образующей композиционный центр книги.
Эпоха напряженно искала новые пути в общественной жизни, поэзии, искусстве, философии. Говоря о «новой жизни», Данте имел в виду свою любовь, но любовь эта трактовалась им и как огромная объективная сила, обновляющая мир и все человечество.

Основное ядро «Новой жизни» образуют стихотворения. Из своей юношеской лирики Данте отобрал для «Новой жизни» 25 сонетов, 3 канцоны, 1 баллату и 2 стихотворных фрагмента. Стихотворения «Новой жизни» симметрично сгруппированы вокруг второй канцоны «Младая донна в блеске состраданья», образующей композиционный центр книги.
///////

Франческо Петрарка (1304-1374) — первый европейский гуманист. Круг интересов Петрарки был необычайно широк. Он собирал и изучал древние манускрипты, прекрасно знал сочинения греческих философов и поэтов. Знаком был и с трудами отцов церкви. Подобно греческим мудрецам, он стремился к физ привлекательности.

Он написал «Письмо к потомкам», в котором обстоятельно рассказал о своем жизненном пути. Следуя заветам древних, считал, что тот не мудрец, кто не знает себя. Поэтому все его творчество основывалось на глубоком самопостижении, что помогало ему понять все человечество. Петрарка был коронован королем поэтов и был увенчан лавровым венком на римском форуме в 1342 г.

Однако основоположника итальянского гуманизма нередко мучили сомнения и терзал стыд. Не слишком ли он жаждет славы и поклонения? Не много ли забот он уделяет мирским делам, забывая о суде Божьем? Своими сомнениями он поделился в трактате «О презрении к миру», написанном в форме вымыш диалога, который ведут поэт и Блаженный Августин (353-430).

Христианский вероучитель упрекает автора за суетность, за забвение господних милостей, за увлечения телесной красотой, за страстную любовь к донне Лауре. Петрарка признает себя виноватым, но в оправдание вопрошает: «Разве не любовь правит миром»? Прижизненную славу Франческо Петрарка стяжал своей поэмой «Африка» (1342). Следуя за вергилиевой «Энеидой» он создает на латинском языке пространное повествование о войнах между древним Римом и Карфагеном.

Поэма осталась незавершенной, а с течением времени — забытой. В памяти потомков Франческо Петрарка остался автором «Книги песен», над которой он работал начиная с первой встречи с Лаурой вплоть до самой смерти. Поэт оставил такое свидетельство: «Лаура, именитая своими доблестями и долгое время прославленная в моих стихах впервые предстала моим взорам в лета моей ранней юности, в 1327 году, утром, 6 апреля в церкви св. Клары в Авиньоне; и в том же городе того же месяца и в то же день и час 1348 года этот светоч был отнят у нашего света, когда я был в Вероне, не ведая моей судьбы».

Лаура де Нов происходила из знатной семьи, в семнадцать лет в 1325 г. вышла замуж за Уго де Сада, была матерью одиннадцати детей. Умерла в страшный год, когда по всей Европе прокатилась эпидемия чумы. Она не ведала, того, что вдохновила гения поэзии и обрела бессмертие. По давней средневековой традиции это была любовь издалека. Как и Беатриче у Данте, Лаура в стихах Петрарки олицетворение духовного совершенства, мудрости, любви. Но образы возлюбленных у поэтов имеют одно существенное отличие. Беатриче — прекрасна, Лаура — красива.

У Данте мы не найдем описания внешнего облика, тогда как Петрарка замечает белизну ее рук, золото волос, легкую походку. Портрет Лауры реальнее и конкретнее, но главное внимание по-прежнему уделяется не страсти, а добродетели. «Книга песен» состоит из двух частей: «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры». В первой части звучат признания, сколь счастлив поэт, лицезреющий Лауру.

Во второй части поэт самочинно, подобно Данте, канонизирует возлюбленную, соответственно образ ее обретает черты святости. Уход Лауры из жизни — это не только горе поэта, но и сама природа продолжает скорбеть и хранить о ней память. «Книга песен» включает 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригала. Франческо Петрарка открыл лирику своего времени.

Заслугой его является то, что он продемонстрировал безграничные возможности сонета.. Многочисленные его подражатели и продолжатели — их обычно называют петраркистами — культивировали жанр сонета, варьируя в своем творчестве мотивы платонической любви.

/////////

Шекспир ( общ. свед. см. в 13 вопросе) В творчестве Шекспира выделяются три этапа. Первый — последнее десятилетие XVI в. В этот период Шекспир обращается к разным жанрам. Он выступает как поэт. На античные сюжеты он пишет поэмы «Венера и Адонис» (1593 г) и «Лукреция» (1594 г.), посвященные графу Саутгемптону и имевшие большой успех. Творчество Шекспира таит в себе много загадок, к числу которых относится и сюжет сонетного цикла, большая часть которого посвящена неизвестному другу.

Воздавая должное его духовному и физическому совершенству, Шекспир не раз говорит о том, что его долг оставить после себя достойное потомство. Затем появляется героиня, именуемая обычно «смуглая леди сонетов».

Поэт не идеализирует ее, но восхищается ее земной красотой: Ее глаза на звезды не похожи, Нельзя уста кораллами назвать, Не белоснежна плеч открытых кожа, И черной проволокой вьется прядь. С дамасской розой, алой или белой, Нельзя сравнить оттенок этих щек. А тело пахнет так, как пахнет тело, Не как фиалки нежной лепесток.

Шекспир полемически настроен по отношению к другим авторам сонетов, которые воспевали прекрасных дам, его возлюбленная реальная земная женщина и тем сильна ее привлекательность. Лирический герой в переживет двойную измену: друг и возлюбленная соединяют свои судьбы. Сонеты посвящены традиционным темам, Шекспир размышляет о дружбе, любви, творческом бессмертии. Порой он сравнивает себя с актером, а мир предстает театральным зрелищем.

Вечные образы в литературе Вечные образы — так называют образы мировой литературы, которые обозначены большой силой худ обобщения и стали общечеловеческим духовным приобретением. К ним можно отнести Прометея, Моисея, Фауста, Дон Жуана, Дон Кихот,...
Своеобразие немецкого романтизма Новалис (1772-1801) — псевдоним талантливого поэта, примыкавшего к иенскому кружку романтиков, Фридриха фон Гарденберга. Он происходил из обедневшей аристократической семьи и вынужден был зарабатывать на жизнь чиновничьей службы. Новалис был...
Роман в мировой литературе 19 века Роман — большое эпическое произведение, в кот. изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определенный период времени или целой человеческой жизни. Объемность романа — количественный признак, который связан с его...
Классический реализм в английской прозе 19 века В английской литературе критический реализм утвердился как ведущее направление в 30-40-е гг. Расцвет его совпал с наивысшим подъемом чартистского движения в 40-х гг. Именно в это время были созданы такие...
Роль Стендаля и Бальзака в мировой и французской прозе XIX века Творчество Стендаля относится к первому этапу в развитии французского критического реализма. Стендаль вносит в литературу боевой дух и героические традиции только что отзвучавшей революции и Просвещения. Связь его с просветителями,...
Неоромантизм на рубеже XIX — XX веков Неоромантизм возник па основе неприятия буржуазной действительности. Писатели-неоромантики (Р. Л. Стивенсон, Дж. Конрад) в своем творчестве противостояли, с одной стороны, прозаическому бытописательскому натурализму, упадничеству и изысканной изнеженности эстетов, а с...
Жанр новеллы в мировой литературе 19 — 20 вв Оригинальность По как новелиста выступает в блистательном их построении (которое с первых строк и до конца как бы замыкает читателя в неповторимой атмосфере каждого  рассказа), в сочетании скульптурной рельефности с...
Развитие драматургии в мировой литературе 20 века «Новая драма» началась с реализма, с которым связаны худо­жественные достижения Ибсена, Бьёрнсона, Гамсуна, Сгриндберга, Гауптмана, Шоу, но впитала в себя идеи других литературных школ и направлений переходной эпохи, в первую...
Модернизм в мировой литературе начала ХХ в Модернизм — эстетическая концепция, которая складывалась в начале ХХв., как в следствии пересмотра философских основ и творческих принципов культуры XIXв, которые продолжались на продолжении нескольких десятилетий. Модернизм сформировался в условиях...
Своеобразие немецкого Просвещения Исторические рамки немецкого Просвещения весьма широки. Собственно худ просветительская литература зарождается в 20-е годы 18 века и исторически сменяется романтизмом в конце столетия. Период интенсивного распространения романтических теорий  и романтического...
Классики литературы Великобритании ХХ века С одной стороны, Великобритания считается консервативной страной, но все европейские веяния касались ее. Не было гармоничного развития родов литературы. В основном — эпос, драма Эпос считается небольшим яатением английских (Диккенс)...
Основные подходы к анализу урока литературы Урок литературы является процессом творческим, и работа учителя сродни деятельности композитора, живописца, актера, режиссера. На всех этапах урока значительную роль играет сам учитель,...
Требования к конспекту урока 1. Текст конспекта урока пишите на листах, с одной стороны, оставляя большие поля для внесения дополнений, замечаний, исправлений. Такой конспект можно использовать несколько лет. Конспект урока можно...
Изучение произведений разных жанров Пути реализации интегративного подхода к изучению произведений разных жанров на уроках литературы: — в процессе восприятия и интерпретации текста необходимо опираться на сенсорику...
Роль внеклассных занятий в изучении литературы По данным социологических исследований, чтение художественной литературы перестало быть отличительной чертой наших современников. Более 50% населения сообщают в опросах, что в последние годы они перестали читать художественную литературу....
Практикум по решению методических проблем в литературе Учащиеся должны придумать и записать воображаемый диалог. Работа может проводиться в парах. Темы для диалога соотносятся с изучаемым произведением: О чем могли бы поведать друг другу розы,...
Рекомендации к подготовке курсовой работы Цель курсовой работы — формирование у студентов элементарных навыков самостоятельной исследовательской деятельности....
Тематика курсовых работ по методике литературы 1. Научно-теоретические основы урока литературы в трудах ученых-методистов XIX — начала XX века. 2. Личность учителя литературы в трудах методистов XIX века. 3. Типология уроков литературы в истории развития методики...
Цели литературного образования Раньше имевшее место литературное образование основывалось на единомыслии, классовом подходе, социалистических стереотипов и партийных идеях. Художественные произведения были дополнением для изучения исторических пособий. В настоящее время это система образования является...
Героический эпос Средних веков Героический эпос — вид народной поэзии.  жанр — большая поэма, слагались певцами из среды дружинников, клерикальной среды, исполнялись — хугларами.· состоят из серии строф неравной длины, связанных ассонансом (как французский),...
Народные песни, их жанровое своеобразие Нет народа, у которого не было бы песен. Замечательными худ достоинствами отличаются славянские народные песни. Еще до возникновения государства Киевская Русь песни восточных славян привлекали своей красотой внимание иноземных историков...
Миф как форма художественного отражения действительности Слово «миф» заимствовано из греческого языка, где оно обозначало «сказание», «повествование», «вымысел», «басня». Мифы-создания коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевл. существ, которые мыслятся первобытным...
Эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» Сюжеты знаменитых поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», полностью сохранившихся до нашего времени, как и ряд других поэм, не сохранившихся, взяты из обширного цикла сказаний о Троянской войне. Каждая из двух...
Античная лирика и отражение ее мотивов в русской литературе В 7 в. до н.э. героический эпос потерял руководящее значение в литературе, первое место стала занимать лирика. Это явилось результатом серьезных изменений, совершившихся в экономической, политической и общественной жизни греческого...
Зарождение и развитие древнегреческой трагедии На празднике «Великих Дионисий», учрежденном афинским тираном Писистратом, выступали, помимо лирических хоров с обязательным в культе Диониса дифирамбом, также трагические хоры. Античная трагедия называет первым своим поэтом Афин Эврипида и...
Зарождение и развитие античной комедии Термин «комедия» восходит к древнегреческому слову comoidia, буквально обозначающая «песню комоса», т.е. песню участников праздничного деревенского шествия, посвященного прославлению животворящих сил природы. Другим ее источником послужила элементарная и столь же...
Античная литература и ее особенности Латинское слово antiquus значит «древний»(древнюю литература Европы, которая включает в себя литературу древнегреческую и древнеримскую.) Периодизация античной литературы:...
Литература Древнего Рима Литература Древнего Рима представляет собой новый этап в истории единой античной лит-ры. Римская литература сохраняет систему жанров, возникших в Греции, ее проблематику, однако римские писатели развивают по-своему ряд проблем, выдвинутых...
Литература эпохи Средневековья, ее главные особенности, проблематика, жанры, выд произведения Термин «средневековье», введенный в 1667 г. немец­ким историком Горном, в классической (христианс­кой) схеме периодизации культурно-историче­ского процесса обозначает эпоху между древностью и новым временем. IV-VI — переход от античности к средним...
Сказки народов мира. Развитие мышления на уроках литературы Сказки — это коллективно созд и коллективно хранимые народом устные худ эпические повествования в прозе с таким сатир или романт содержанием, которое требует использования приемов неправдоподобного изобр действительности и в...
Общая характеристика литературы эпохи Возрождения Начиная с четырнадцатого столетия итальянские художники и поэты обратили свой взор к античному наследию и попытались возродить в своем искусстве облик прекрасного гармонически развитого человека. В числе первых, кто взял...
Методика работы над изучением биографии в средних и старших классах В 5 — 6 классах используется биографическая справка, которая состоит из элементарных сведений о писателе (дата рождения и смерти, известные произведения). Биографическая справка должна быть простой, понятной, без лишних подробностей....
Особенности драматургии эпохи Возрождения Наряду со старыми драм жанрами к сер. XVI в. в Испании вырабатывается новая, ренессансная система драматургии, кот. произошла из столкновения двух начал в театре — средневековой нар традиции и учено-гуманистических...
Общая характеристика литературы XVII века Общая характеристика литературы XVII века: эстетические системы и их представители (подробное рассмотрение творчества одного из них). Италия. Перемещение новых торговых путей губительно сказалось на внутренней экономике Италии. В XVII Италия,...
Оригинальность английской литературы XVII века Английская литература XVII столетия — это литература эпохи революционной ломки. Она развивается в обстановке ожесточенной идеологической и соц борьбы, в тесной связи с событиями своего времени. В литературной жизни Англии...
Классицизм XVII века Классицизм — художественная направленность в искусстве и литре 17-го века — начала 18-го, для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение правил и норм. На Западе классицизм формировался в борьбе...
Человек и его судьба в литературе 17-18 вв В 17 в широкое распространение получает новое идеологическое течение Просвещение. Писатели, критики, философы- Дидро, Бомарше, Свифт, Дефо, Вольтер и др. характерной чертой Просвещения являлось своеобразное обожествление разума