Покой вечный дай им, Господи! Сборник новелл

Матвей Тукалевский
«Покой вечный дай им, Господи!»
==================================
                (Из серии "Мой Младший Брат")



                Мой Младший Брат по отцу – Александр – был уникально одарён Судьбой.
                Мощным аналитическим умом, опирающимся на огромную базу знаний, которая содержалась в его большелобой голове. Емкостью этой памяти, схватывающей мгновенно и откладывающей в свои уголки любую интересную для него информацию, с тем, чтобы в нужный момент её использовать.

                Из него бы вышел великолепный артист. Он умел перевоплощаться, любил публику и был довольно тщеславен.

                Из него бы получился результативный разведчик. Он умел контролировать и свои настроения, и свои эмоции. Умел входить в доверие к разным людям, располагать их к себе, влюблять их в себя.

                Из него бы вышел прекрасный альфонс. Он был высок ростом, с буйной гривой тёмных и непокорных волос, с карими выразительными глазами, со степенной и солидной фигурой и обволакивающей завораживающей улыбкой. Все женщины мгновенно становились к нему неравнодушны; от девочек до бабушек. Три минуты и обслуживающая его кассир в супермаркете уже сожалеюще вздыхала, когда он уходил, одарив её на прощание ослепляющей своей улыбкой…

                Из него бы получился хороший производственник. Перестройка, которую наш остроумный российский народ назвал КАТАСТРОЙКОЙ - явно в силу её катастрофических преобразований жизни, застала брата в должности главного инженера Алма-атинского ДСК.

                И в этой круговерти, которая сшибла с ног основную массу граждан Советского Союза, и они плутали в новых правилах жизни, как в снежном буране, и многие не нашли выхода из него, погибнув под его жестокими и непредвиденными порывами, сшибающими с ног.

                И в этом мире поставленным на дыбы, где погибли многие, теплично взращенные по-матерински доброй и защищающей их Советской властью, мой брат нашёл себя.

                Он стал ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ…

                …БСЭ даже не имела такому слову определения.

                Для советских людей, брошенных в этот водоворот революционных преобразований общества это был вселенский житейский потоп.

                А для горстки преступников из административно-партийной номенклатуры СССР, этот потоп был морем разливанным небывалых возможностей мгновенно и бесконтрольно разбогатеть, и они накинулись на имущество СССР, яки волки голодные на стадо овечек, оставленных Пастухом без защиты и присмотра, растаскивая его по своим воровским малинам…


                Составленная по западным лекалам; ненаучности, примитивности и безответственности ВИКИПЕДИЯ, характеризует термин ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ так: «— лицо, имеющее своё дело в целях получения прибыли…» Всеядная капиталистическая википедия даже не уточняет какое «дело»! Будь это грабёж, или производство ширпотреба!? Лишь бы была прибыль!

                За пределами этой характеристики остаются и нравственные, и личностные, и житейские аспекты труда ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ.

                Советские люди не имели реального представления об опасностях «вольного предпринимательства», развернувшегося в 90-е годы в нашей многострадальной стране. А знаменитые романы Ильфа и Петрова, рисовали волчью сущность капитализма, совсем не страшной. Ведь главным образом был образ знаменитого Остапа Бендера.

                Но капитализм, как теперь через потери и горе осознала основная масса моего народа, это не только привлекательная фигура Остапа Ибрагимовича, человека выдающихся умственных и организаторских способностей, фонтанирующего идеями, беззлобного и не жестокого, щедро раздающего окружающим дивиденды своих афер.

                Но и жалкая бесхарактерная с фанатической жадностью фигура отца Фёдора, и абсолютно беспринципная готовая на всё ради прибыли фигура бывшего предводителя дворянства – Кисы Воробьянинова…


                Мой Младший Брат, занял несомненно в этом перечне роль Остапа Ибрагимовича Бендера.

                Эта роль подошла ему и как явно выраженному Лидеру. И привлекла его возможностью быстро и много заработать. Он всегда придерживался точки зрения, что нет равенства среди людей по их способностям, значит не может быть и равенства в вознаграждении за их труд.

                Принцип социалистического общества: "От каждого - по способностям, каждому — по труду", вылившийся на практике в примитивную уравниловку, он считал утопическим в теории и неисполнимым в жизни, потому что ни один философ, ни один учёный ещё не обосновали алгоритма измерения этого самого труда в сопоставимых и справедливых единицах.

                Понуждаемые безвыходностью советские люди осторожно осваивали и познавали сущность предпринимательства, довольно быстро схватывая щедрые рамки вседозволенности - его привлекательную сторону, и очень медленно осознавая его страшную реальность; обман, воровство, вымогательства, пытки, убийства…



                …Предпринимательская сущность моего Младшего Брата, соответствовала морали того времени. Исключая насилие и кровавость. Обман в своей практике предпринимателя, брат, видимо, допускал. Возможно, как плату за легковерие и жадность индивидуумов.

                Мне кажется, что на формирование характера и мировоззрения моего Младшего Брата оказали своё действие кроме требований времени ещё;

                И гены нашего отца, бессребреника, жесткость его морали русского офицера – защитника отечества, прошедшего за свою воинскую службу три тяжелых и кровопролитных войны; с белофиннами 1939г., с немецкими фашистами 1941-45гг и с японскими захватчиками 1945г. , как говорится, от «звонка до звонка».

                И гены его матери, в крови которой господствовала безальтернативная и аморальная мимикрия и допустимость добиваться своей цели любыми средствами, вплоть до самых безжалостных.


                Мой Младший Брат, по разумению моему, унаследовал мощный аналитический склад ума отца и торгашеские врождённые склонности своей матери.

                Видимо, сознавая всё это наследие, он высоко ценил отца и ни во что не ставил свою мать…


                …Как у всяких одарённых натур, в натуре Брата не было скопидомства и накопительства. Он щедро делил со своими родственниками, напарниками по делу, друзьями и любовницами нажитые свои предпринимательские барыши, одаряя их деньгами на автомашины, на квартиры, на медицинские операции и обследования. Делая им другие щедрые подарки в виде оплаты отпусков, путёвок, поездок, круизов и тому подобное.

                Его предавали анафеме облагодетельствованные им родственники, друзья, любовницы. Зачастую, они, забыв о чувстве благодарности за его прошлые одарения, злились на него за неисполненные им новых обещаний и благодеяний.
 
                А пообещать, будучи в настроении, брат любил. И не столько потешая своё тщеславие, сколь жадно впитывая нескрываемую радость людей, которым он пообещал исполнение их мечтаний.

                Я его многократно просил удержаться от таких сомнительных обещаний. Ибо, по моему мнению, они, в случае невыполнения, работали против него, рождая в душах и умах людей, которым он пообещал блага, ярую неприязнь к нему в случае срыва выполнения обещаний.

                Брат со мной соглашался, но не мог отказаться от своей пагубной привычки. Видимо, единственная выгода, которую он получал в ответ на свои добрые дела, и в которую он втянулся как в наркотик, была с трудом скрываемая радость его окружения, которому он что-то пообещал. Он грелся в лучах такой радости, как озябший человек в лучах жаркого солнца…



                …Весь 69-й год своей жизни брат боролся с непонятной болезнью. Его мощный организм постепенно уступал болезни. Его лечили отличные врачи. В отличных клиниках. Но, как я понял, даже они были в растерянности и точного диагноза они так и не смогли установить. Мой хороший друг замечательный врач, которому я показал анализы Младшего Брата и спросил его мнения, сказал мне доступным для меня, дилетанта, языком: «Понимаешь… сказать тебе образно… создаётся впечатление, что одна часть крови твоего брата признаёт другую часть этой крови чужеродной!? И все силы организма уходят на борьбу между ними! А в такой борьбе победителя быть не может…» 
    
                Ну как тут не подумать об антагонистической борьбе генов отца и матери в его организме, смертельной для него?!...

                …Брат умер в Москве в Госпитале Росгвардии 17 ноября 2019 года. На два дня пережив своё 70-тилетие. После него остались только долги…

                …Я до сих пор не могу понять и пережить эту смерть. Мне до этого выпала нелёгкая участь - пережить любимую младшую сестру! А теперь я терял и младшего брата, который несмотря на всю сложность его жизни и неполную нашу родственность успел стать мне и любимым, и дорогим…
 
                …Я постоянно в своих мыслях возвращаюсь к воспоминаниям о Младшем Брате…

                Когда он вихрем ворвался в мою жизнь, он принёс мне немало неприятных минут и в тысячи раз больше минут радостных. Он меня одарил таким количеством подарков и таких дорогих подарков, что моя мудрая мать, которую наша тяжелейшая жизнь без защитника и кормильца приучила к пугливой осторожности бедняков относительно «бесплатного сыра», сказала мне доверительно:
               
                - Такая щедрость, сынок, бывает либо от Бога, либо от Нечистого! Обезопась себя – попроси Сашу в церкви перекреститься на икону Всевышнего! ...
                Я не стал хитрить с Младшим Братом и как-то в церкви ему передал мамину просьбу. Сашка усмехнулся и широко трижды перекрестился на Алтарь…

                А на следующий день повёз маму в Храм и сфотографировал её за церковной кафедрой, это была мечта её, идея фикс, о которой она меня давно и безуспешно просила…

                …Я полюбил своего Младшего Брата и люблю по сей день. Хоть при жизни мы с ним иногда спорили до крика, и я жестко ему выговаривал за то, что считал недопустимым. Наши размолвки длились месяцами. Но приходило время, мы остывали и стремились опять обрести друг друга…

                Бывало, когда я исчерпывал все приличные доводы и в запале переходил на площадную брань, брат вдруг переставал спорить, его лицо теряло жесткое выражение и расползалось в какой-то детской виноватой и доверчивой улыбке, он опускал мне на плечо свою большелобую голову и просительно тихо говорил:               
                - Ладно брат! Ну, прости меня! Прости, а?!

                Ожесточённость моя тотчас куда-то улетучивалась, и я чувствовал новый прилив и любви, и жалости к нему…

                …Потому что я понимал уже к этому времени, что мы такие, какими нас воспитала наша семья и что жизнь любого человека состоит из «повезло» и «не повезло» …

                Мне не повезло расти в достатке и обеспеченности. Зато повезло родиться у моей мамы! В нашей, хоть и усеченной - без отца - семье; мать, я и сестрёнка, да в атмосфере любви, согласия, уважения друг к другу и добросердечия.

                Сашке повезло в детстве не испытать бездомности, беззащитности и вопиющей бедности, но страшно не повезло с самой семьёй, где редко царил мир, где редкими гостьями были радость и согласие…

                Поэтому я не только любил, но и жалел Младшего Брата…


                Были люди, которые остро не любили его. Не могли ему простить обрушение их надежд, неисполненные им обещания.  Мои попытки воззвать к их добросердечию, обидчиво прерывались:

                - Ты подкуплен его подарками! ...

                А я поражался их нелогичности; нельзя ненавидеть человека за неисполнение его добрых намерений!

                Остались на этом свете люди, которые и сегодня полны злобы к моему Младшему Брату. Бывало и мне в интернете высказывали обиды на него…

                Я не могу знать кто в этих спорах прав, кто виноват. Я только знаю твёрдо, что злоба сильнее всего ест того, кто её вынашивает в своём сердце. Оттого злоба в православии считается грехом, оттого Библия призывает к прощению неприятелей своих.
               
                И я продолжаю любить своего Младшего Брата, потому что считаю его глубоко несчастным человеком. И в память о нём продолжаю писать свои воспоминания о нём.

                Потому что пока мы помним человека, он – жив!

Питер. 17 ноября 2020 года.
Примечание автора:
======================
     Этим предисловием, я начинаю публикацию серию новелл о своём Младшем Брате.