Величие великих

Николай Колос 2
ВЕЛИЧИЕ ВЕЛИКИХ

Я, по современным меркам, старое, трухлявое, но еще скрипучее дерево. -- Мне перевалило за девяносто.  Я смотрю на Мир и мне еще хочется, или уже хочется, скажете вы из за моего маразма, скрипеть и иногда очень неприятно, даже, для самого себя, потому, что некоторые вещи мой старый рассудок отказывается понимать. Наверно сам виноват -- зачем так долго жить?! Поэтому и воспринимает немного гипертрофировано.

У меня, на моем небольшом предприятии, в трудные девяностые годы, работали вместе в одной бригаде, даже в одной упряжке азербайджанцы и армяне. Они помогали друг другу зарабатывать свой нелегкий хлеб, чтобы кормить многочисленные семьи. За застольем пели, иногда даже русские песни, и друг другу улыбались!

Иногда, во время обеденных перерывов, когда заходил вопрос о каких-то далеких временах, о воспоминаниях рассказов своих дедов и прадедов, у каждого из них загорались глаза, и где-то из глубин, из самых далеких глубин души, появлялись молниеносно, но лишь на одно мгновенье, вспышки гнева, но не на своего визави, а на что-то непонятное, очень туманное и умом неосознанное. -- Работали инстинкты. Эти вспышки тут же затухали толи из-за проявление здравого рассудка, (я так надеюсь), то ли из за разумной неизбежности жить в мире, то ли они тушились ленивым бегом славянской крови, сидящих рядом. И главное -- эти вспышки были связаны не из звеньев их собственной жизни, а из какого-то прошлого великого события, из за какого-то великого героя древности, или недалекой современности, к которой каждый из них был причастен, ни чем другим- а своей национальностью, или своей ориентацией религиозной веры.

Но если мы присмотримся к анатомии любой героической эпохи азербайджанского и армянского народов, да не только к ним, а и ко всем другим народам, то вся героика, большая героика, состояла в удачных грабежах и массовых убийствах ни в чем не повинных людей. Вся героика состояла в том, чтоб в горниле мести и наживы, скорее наживы, сжигая своих единоверцев, или единоплеменников, предводителю героики удавалось сжечь гораздо больше других единоверцев и легко разграбить их достояние и твердой ногой стать на их земли, на их дворы и поместья. И стоять рядом с огромной горой еще кровоточащих трупов и ползающих калек. Ведь сами герои, сами авторы компании оставались живы и довольно счастливы, за немногими исключениями. Чем больше трупов — тем больше славы и героизма! И вся его, оставшаяся в живых загипнотизированная чужими смертями, военная челядь ликовала и танцевала, растаскивая награбленное, и разрушая чуждое им наследие культуры и веры.

Я не стану перечислять исторические факты. Все они сотни раз описанные, прочитанные, и, в какой-то мере всем известны. Я хочу упомянуть лишь одно библейское событие лишь для того, чтобы ужасную современность не воспринимали как какое-то ноу-хау сегодняшнего века и сегодняшнего дня.

Ведь даже в далекие от нас тысячелетия, когда формировалось библейская ново-обетованная земля израильского народа, их предводитель, их герой, герой Старого Завета, святоша и воин, Иисус Навин, обосновывал свое государство изгнанием многих народов с их дедовских и прадедовских земель, путем полного сожжения их поселений, их городов, и полного уничтожения местных жителей. Его святое войско, с благословения их Бога Яхве, отрезало головы и столетним старикам, и только что рожденным детям, не боясь и не жалея их крови. Здесь не было стыда — здесь была гордость. Упование победой! Опьянение от чуть дымящей крови убитых ими младенцев! Во славу и благословение самого ... Господа Бога!

Пусть я это не сказал, пусть я это только старчески проскрипел Я хотел, чтоб мой скрип прочитали мои внуки, и не только внуки по родству, а внуки вообще. Чтоб они увидели и оценили ситуацию сегодняшнего дня. Чтоб почувствовали так, как чувствую я. Потому, что это мое право и мой долг, пока еще живущего человека.

Все видели по телевизору ликование героя нынешнего дня — президента Алиева. Президента победителя! Все видели ликование и рукоплескание ему, его святого войска. А он, такой красивый и счастливый, (а как же иначе?), с любимой женой стоит на земле очищенной от своих врагов. На земле, на которой еще вчера, и сто лет, и двести лет назад жили изгнанные им армяне, может быть даже по соседству и в мире совместно с его соплеменниками — азербайджанцами. Гора трупов - больше четырех тысяч, и восемьдесят тысяч покалеченных не помешали ему счастливо и красиво улыбаться! Боже упаси, я -- жалкий червь, его не обвиняю! Я лишь хочу чтоб без ликования одних, и уныния других, трезво посмотрели на сам свершившийся факт. На сам факт человеческой сущности! Ведь сколько раз в моей жизни, мне приходилось краснеть от стыда за то что я человек!

Все видели по телевизору как армяне покидают свои дома и уезжают со всем семейством не весть куда. Лишь бы спастись! И мне их почему-то жалко и больно за них! Мне было бы так же больно, если бы азербайджанцы оказались в их шкуре! А ведь было и такое!

Видимо все знают, или чувствуют
старозаветную библейскую историю героя — Иисуса Навина.

Гора трупов, выжженная земля, разоренные жилища и мучения многих оставшихся в живых — таков итог этой победы! Как, в прочем, и других подобных побед.

Ладно, пусть сегодня, как и раньше, убивать --  это святое дело -- ведь слово человек звучит гордо! Пусть, чем больше убийств -- тем круче ты герой! Человеческое общество согласилось с такой постановкой жизни и  ее общественным уставом! Убитые -- то уже трупы, и им все равно, они приемлют уже любые уставы ...

Но есть же еще и живые, зачем издеваться над ними?! Зачем изгонять из насиженных мест, и причинять им страдания?

  Если ты такой умница и светлая голова, а президенты все умницы со светлыми головами, (как же иначе?), то ассимилируй их в завоеванной тобой стране, сделай их своими, и пусть они трудятся на процветание твоего общества, даже со своей религиозной верой.

Но!.. Нет страдания побежденных, значит и значение героизма будет занижено! Нужна не только кровь, нужны еще и слезы! Не так ли?

А что же армяне? Ну если вы пошли по своей воле, или по воле вашего героя сегодняшнего дня, так стойте насмерть, или снесите вашего героя с его пьедестала! Не допускайте позора быть  изгнанными из отцовских насиженных мест! А лучше всего бдите, не допускайте такой ситуации. Не допускайте своим умом, своим умением, чтобы проливалась хоть одна капля вашей армянской, и по вашей вине, не армянской крови и горькой слезы. Я не советую. Я высказываю свое мнение.

Я хорошо отношусь и к одним и другим. Я часто бывал и в Баку, и в Ереване. В советское время они мне были родные, как и другие народы моей страны. Но сейчас, я украинец, на стороне армян, на стороне побежденных. Их боль поражения -- и моя боль поражения. Я переживаю вместе с ними. Но я переживаю и за тех погибших азербайджанцев, что положили свои головы ради того, чтобы герой мог уверенно стать на выжженной им земле. Вечная память вам, и тем и другим, что сложили свои головы за то, чего можно было достичь без крови. Но!.. Тогда не было бы героя! Не так ли?

Кстати -- в моей стране России сейчас живет два миллиона армян и два миллиона азербайджанцев. И я задаю себе вопрос:  где больше Армении -- в Ереване, или Москве? Или где больше Азербайджана -- в Баку, или Москве? Пока нет ответа на этот вопрос. Но он будет. На такой вопрос ответят наши внуки и правнуки. И, надеюсь, правильно. А пока что ...   дай Бог им ума и терпения, чтоб жили в мире и процветании.

Я проскрипел для внуков.

Еще мне хочется сказать пару слов о турецком шахе. Он молодец! Он знает свое дело и готовит его.! Он умница! И знаете почему он так осмелел и кричит на весь мир? Потому, что он знает, что в каждом российском анклаве ислама есть свои навальные и они ждут. Они жаждут развала! И чем хуже стране -- тем лучше для них. Им нужна мутная вода, чтоб хапать! И они в своих темных углах черными чернилами чертят свои черные карты -- Азербайджан, Каспийское море, река Волга и так далее ... Будьте бдительны!

Будьте бдительны мои внуки -- мусульмане, христиане, иудеи, и другие конфессии и национальности моей и вашей родной Страны! Думайте, умнейте, чтоб не допустить крови ... Величие великих не в том, чтобы пушки стреляли, а в том, чтобы на них были одеты чехлы!!!

Ваш старый дед.