5. Проблема самоидентификации...

Владимир Фокас 2
ГЛАВА  ПЯТАЯ -  ПРОБЛЕМА САМОИДЕНТИФИКАЦИИ.
 
Следующей не менее важной проблемой для человека является проблема тождественности, целостности и самоидентификации, т.е. ощущение себя «единым во множестве и множеством в едином». Самоидентификация – это основа целостного «Я», оценка собственных способностей, свойств личности, психических,  физических и нравственных особенностей.
 
Самоидентификация - едва ли не самое основное в психотерапии, то, без чего не решается ни одна психологическая проблема. Однако бывает так, что то, каким человек себя видит, не совпадает с тем, кем он является на самом деле. В этом случае психотерапия может иметь две цели: помочь клиенту понять, принять и оценить себя настоящего либо определить зону развития и помочь стать таким, каким он мечтает.
 
Чаще всего этот непростой процесс включает в себя самопознание, работу с целями и ценностями, обращение к опыту уже пережитых событий и многое другое. Обретение внутренней гармонии напрямую связано с вопросом «Кто я?» и является одним из основополагающих условий счастливой и наполненной смыслом жизни.

Предположим, вы выбрали для себя приоритетной самоидентификацию «Я - Человек». Все события в этом мире, всех людей вы будете оценивать через эту идентификацию. От вас можно будет ожидать действий, направленных на благополучие других людей. Вашими качествами будут надёжность, стабильность, стремление к правде, взвешенная позиция, определённая внутренняя самодостаточность. Вы также будете видеть людей с подобной главной идентификацией и стремиться к общению с ними. Также вы будете видеть тех, кто, прикрываясь человеческими принципами, на самом деле не обладает такой самоидентификацией.

Теперь давайте рассмотрим поведенческую модель людей, у которых главной (приоритетной) самоидентификацией не является самоидентификация «Я – Человек». Очень большое влияние на умы людей во все времена играла религия. То есть у большого количества людей приоритетной в жизни является самоидентификация «Я – Христианин», «Я – Мусульманин», «Я – Иудей» и ещё многие другие, а также их ответвления.

Теперь рассмотрим поведенческую модель человека, у которого приоритетной является самоидентификация, скажем, «Я – Христианин». Соответственно, его самоидентификация «Я – Человек» сдвигается на какие-то более дальние позиции.
В соответствии с этой идентификацией он развивает в себе особый механизм мышления, основанный на том, что провозглашает Библия и авторитеты, которые для него её истолковывают.

На все жизненные ситуации и людей он смотрит только с позиций этих двух составляющих. То есть, соответственно, если какой-то человек в его окружении не имеет точно такой же главной самоидентификации, то первый не считает его равным себе и, по крайней мере, стремится избегать с ним общения.

В более сложных случаях это приводит к глубоким конфликтам, зачастую с серьезными последствиями. Со временем может наступить момент, когда человек  с самоидентификацией «Я – Христианин» будет думать, что он знает ответы на все вопросы (потому как очень хорошо изучил Библию). Такова иллюзия подобных идентификаций, так как человек сам себя загоняя в ловушку, перестаёт развиваться сам и сбивает с толку других.
 
С другой стороны, если у человека с  самоидентификацией «Я – Христианин», ведущей все же остается «Я – Человек», то всё в корне меняется. Такая личность может наладить контакт и взаимодействие со всеми людьми, даже и других вероисповеданий (при условии, что они также имеют приоритетную идентификацию «Я – Человек»). Такая личность может помочь и себе, и многим другим людям.

В этом кроется глубокое понимание того, что все мы, рождённые в человеческом сообществе, являемся прежде всего людьми и наш долг, наша задача, независимо от национальности и вероисповедания, реализоваться прежде всего как люди, а затем уже в соответствии с другими выбранными идентификациями. Гораздо сложнее иные виды самоидентификации, не связанные с социальностью  и социально-ролевыми механизмами.
 
Здесь понятие Я-ЛИЧНОСТЬ замещается понятием Я-ЧЕЛОВЕК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, Я-ОДУХОТВОРЕННЫЙ РАЗУМ, Я-РАСТУЩАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯСЯ ДУША, Я-ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО, Я-ОПЫТ И ПАМЯТЬ, Я-ЧАСТЬ КОСМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И МНОГОЕ ДРУГОЕ. Ни о религии, ни о вероисповедании здесь уже речь не идет, а дух, душа и духовность выступают как надрелигиозные категории.

Эти виды самоидентификации доступны лишь немногим, и то после упорного и длительного обучения. Для этого существуют особые, известные с глубокой древности духовные практики, а в наше  время - соответствующие психотехники. И здесь все может быть очень интересно. Например, медитация на понятии «Я-ЛИЧНОСТЬ практически не вызывает никаких ассоциаций и переживаний. Это нечто «пустое», «неистинное», а во многом и «вообще не Я».

Для процесса самоотождествления с более высоким Я-ЧЕЛОВЕК уже необходимо глубокое погружение с одновременным расширением сознания.
 
Осознание «Я»-ДУША и переживание себя именно душой достигается в случае максимально расширенного сознания и ухода с земного уровня реальности. Здесь происходит множество удивительных вещей, говорить о которых пришлось бы очень долго.

Крайне необычной и трудно достигаемой является идентификация с «Я»-ОПЫТ, Я-ПАМЯТЬ КАК ЧАСТНОГО, ТАК И ОБЩЕГО; Я-ЖИВОЕ ОТРАЖЕНИЕ МИРА И САМ МИР. Достигается при максимальном погружении в глубины личностного «Я» и выходом  за пределы этого «Я». Переживается это как поток сложно организованного пространства и времени жизни, за пределами которого отчетливо чувствуется такое же «Живое пространство и живое присутствие».

Именно чувствуется, а не мыслится и не угадывается. Или еще точнее - ПЕРЕЖИВАЕТСЯ. Еще раз подчеркиваю: это не имеет никакого отношения к работе разума, пусть даже обладающего высочайшей интуицией. Скорее всего, то, с чем мы здесь сталкиваемся, можно обозначить как чистое сознание.

И именно этим оно отличается от чисто разумного конструирования и моделирования (в психологии и философии обозначаемых как умственная спекуляция), т.е. процесса, в ходе которого ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ МОЖНО ВСЕ, ЧТО УГОДНО, И ИДЕНТИФИЦИРОВАТЬ СЕБЯ ТОЖЕ С ЧЕМ (и КЕМ) УГОДНО.

Возникает вопрос: а кому и для чего необходим подобный опыт? Что с ним делать и что он способен сделать с человеком? Начнем с того, что для пребывающих на еще до-личностных уровнях развития он и невозможен, и бесполезен. На уровне развитой и зрелой личности наиболее важной и перспективной является самоидентификация Я-ЧЕЛОВЕК. Что же касается надличностных (духовных) уровней, то их следует рассматривать только с позиций всеобщей эволюции как поля эксперимента Сверхразума и Сверхсознания. Ибо альтернативе этой точки зрения нет и пока не предвидится.

Тогда как же быть с «нищими духом, которые есть Царствие Небесное»?  Очень просто - оставить их там, откуда они и пришли, т.е. в религиозном пространстве разума и сознания. Хотя и подчеркнуть следующее - подавляющее большинство религиозных представлений и религиозных переживаний реализуются на витальном и весьма редко - ментальном уровне. До истинно духовных доходят лишь немногие, о чем церковь говорит прямо и недвусмысленно.

Не следует и забывать, что новые виды реальности открылись человечеству совсем недавно и до сих пор для большинства являются чем-то исключительно умозрительным. Возьмем ту же психологию. В советской (и не только в советской)  основной акцент всегда делался на понимании личности как продукте СОЦИАЛИЗАЦИИ, вне которой она сформироваться не может в принципе.

Вторая составляющая - производственная деятельность, и только затем уровень нравственных основ и потребностей человека. Цельной считалась личность, при любых обстоятельствах поступавшая сообразно своим нравственным убеждениям, которые (безусловно!) не могли не совпадать с идеологической основой общества.

Под самоидентификацией понималась сумма «ролевых масок» для успешного выполнения определенной социальной роли - отца, матери, ребенка, члена коллектива, специалиста, члена партии, поэта, писателя, военного и т.д.

Философия также была предельно идеологизирована, поэтому таких понятий как экзистенция, духовное развитие, духовная личность, Дух, Бытие, Мир, Логос, Пустота и полнота, метафизический и религиозный акт для нее просто не существовало.

Восточная же философия (буддизм в частности,считавший само существование личности продуктом всеобщей иллюзии) не принималась к рассмотрению вообще. Прошло совсем немного лет, и ситуация изменилась в корне. В этом легко убедиться, ознакомившись с работами современных молодых ученых. Вот короткая выдержка из статьи В.П. Макаревича  «Целостность личности как философская проблема».

«Собирая себя в целостность, личность не совпадает сама с собой. Несовпадение внутри человека себя эмпирического и себя идеального ведет к образованию экзистенциальной пустоты, которая является стимулом для личностного усилия, устремляющего человека к собственной целостности.

Обретение такого рода целостности происходит через ощущение личностью экзистенциального одиночества. Осуществляется это через поиск метафизической основы. Целостностью человек может обладать лишь устремившись к ней. Таким образом, целостность всегда будет ускользать, постоянно требуя нового собирания.

П. С. Гуревич пишет: «Человек по определению не может быть целостным. Он постоянно находится в поиске своей сущности. Можно сказать, что целостность является некоторым идеалом. Этот идеал по определению не может быть достижим, но к нему необходимо стремиться. Целостность воплощена в идеале, приобщившись к которому личность обретает полноту бытия. Идеал может выступать как точка собирания человека.

Он всегда находится впереди человека, в будущем, тем самым представляет собой структуру проекта. Такое проектирование имеет онтологические основания. Только благодаря онтологическому основанию проектирование не может быть произвольным. Таким образом, единичное «я» становится причастно к сфере духа. Через дух человек может собирать себя в некотором осознанном пути, следуя от себя как сущего к себе как бытию.

В сфере духа человек слышит голоса всех людей, живших до него, которые стремились к воплощению в себе идеала человечности. Этих людей зовут Людьми Мира. Попадая в сферу духа, мы попадаем в некоторый порядок, но не можем надолго удержаться в нем. И поэтому постоянно приходится постигать этот порядок заново. Только дух, воплощенный в человеческой личности, является органом постижения порядка бытия. Следовательно, только человек, существующий в сфере духа, воплощается во всей своей целостности как духовная личность».

Каждый человек сам для себя определяет, насколько он способен к выполнению той или иной деятельности, достижению определенных целей, проявлению чувств или физических качеств. На основе этих данных личность может причислить себя к той или иной группе: религиозной, спортивной, интеллектуальной и другим.

Например, человек, осознающий свою способность к рисованию, может причислить себя к группе художников, а тот, кто видит в себе отличные физические данные, самоидентифицируется как спортсмен. Единственный способ самоидентификации личности – рефлексия: лишь глубоко поразмышляв о самом себе, человек может понять, кто он такой, чего он желает и куда движется.

В процессе жизни и обязательно - в ходе личностных кризисов, человек буквально застывает перед судьбоносным для него вопросом: «А Я ЛИ ЭТО? Или во мне что-то настолько серьезно изменилось, что мое нынешнее «Я» совсем не то «Я», к которому я привык за предыдущие годы? Или наоборот, несмотря на огромный и самый разнообразный опыт, я остаюсь все тем же, что и был»?

Достаточно вспомнить слова Карла Ясперса (1883-1969) – одного из крупнейших представителей немецких экзистенциалистов, философа, культуролога  и психиатра: "Тот, в качестве кого себя я знаю, отнюдь не тот, кто истинный я сам"…

КАК ЭТО? ЧТО ЭТО - РЕАЛЬНОСТЬ ФАКТА ИЛИ НЕКОЕ ТРУДНООБЪЯСНИМОЕ САМООЩУЩЕНИЕ? Весь парадокс данной ситуации в том, что мы до сих пор НЕ ЗНАЕМ НИ ОТВЕТА НА ЭТОТ ВОПРОС, НИ ПРЕДЕЛОВ СВОЕГО ПОСТОЯНСТВА И СВОЕЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ…

Почти невозможно представить себе, чтобы человек в 30 и 70 лет серьезно считал себя одним и тем же. Просто потому, что ТАК НЕ БЫВАЕТ. Тогда, может быть, это внутренняя самоидентификация означает неизменность некоего "внутреннего человека", центрального либо психического существа супраментальной йоги,  целостного ядра личности, не подверженного никаким влияниям и изменениям?

В  таких случаях принято говорить о душе или духе, однако религиозная философия и психология развития уверены - только душа и исключительно она дана человеку для роста, созревания, обретения опыта и продления себя в будущее. В идеале душа и человек (личность) идут по этой жизни рука об руку, будучи едины и в жизни, и в смерти, и в счастье, и в горе, во здравии и в болезни.
 
Однако и здесь есть свои сложности: каждый человек воспринимает (или не воспринимает!) образ собственной души по-своему. Чаще всего под душой понимают  эмоциональную составляющую («эмоциональное существо», «душа желания») или сформированный нравственно-этический комплекс. И тогда говорят о совести либо «нравственном законе в нас».

Есть понимание души как принципа Божественной Эволюции; есть и еще одна, достаточно сложная конструкция. Согласно ей, душа - это единственный, самый любимый и значимый для человека РЕБЕНОК, по отношению к которому он всегда должен выступать как ОТЕЦ или как МАТЬ, если человеку дано понять, а еще лучше - получить опыт соприкосновения с СОБОРНОЙ ДУШОЙ ВСЕГО ЖИВОГО.

Именно этот необычный и чрезвычайно редкий опыт помогает понять суть Бога Отца, Бога Сына, а также отражения их взаимосвязи в самом центре человеческого устроения. Если этого нет, человеку предоставляется альтернатива - семья, где тоже есть и "вторая половина (ибо сказано "Негоже человеку быть одному") и дети. Однако у последних иная задача - продление рода человеческого. Душа же остается с человеком навсегда и с ним же вместе идет в новую реализацию, приключение, скитание…

Тогда как человек может осознавать ИЗМЕНЕНИЯ или их отсутствие? Все от того, идут ли они, эти изменения, по "горизонтали" или "вертикали. Легко отследить изменения физической составляющей, но уже гораздо труднее - переход в "тонкофизическое" восприятие, а также постепенную трансформацию витальных и ментальных уровней.

Легко отследить изменение социального, профессионального и семейного статуса, уровень материального благосостояния, особую удовлетворенность, проистекающую от ощущения осмысленного присутствия именно в "своем мире, своем времени и на своем месте".

А вот проследить и осознать более глубокие изменения - изменение представлений о себе и мире, изменения в восприятии системы пространства-времени, эволюцию системы приоритетов и ценностей, рост морально-этического комплекса, религиозного и духовного чувства куда как сложнее. А ведь здесь даже самые малые, с виду незаметные, но неотвратимые изменения и определяют в конце концов вектор движения человека в духовном и психическом пространстве-времени.

Будем честны - правильно понять то или иное изменение, не видя всей полноты происходящего и не владея общей концепцией (в религии подобное именуется  Промыслом Божьим) практически невозможно... Причем не только в отношении всего человечества как расы разумных существ, но и каждого человека в отдельности.
Скажу больше: большинство богословов, философов, социологов, психологов, исследователей социально-исторического процесса как особой формы всеобщего движения уверены:

ИСТИННЫМ МИКРОКОСМОМ ВСЕГДА ЯВЛЯЛСЯ НЕ СОЦИУМ, НЕ ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И КЛАССЫ, НЕ ОБЩЕСТВО СО ВСЕМИ ЕГО ИНСТИТУТАМИ, А ИМЕННО ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ, первичный атом  разумного и духовного мира.
 
Однако образование это всегда будет неустойчиво, несовершенно и непредсказуемо, если не будет обладать душой и подчиняться духу. А душа, так же, как и личность, всегда была и будет ареной самых кровопролитных и ужасающих войн, противостоянием самых разнонаправленных сил...

Поэтому любая серьезная борьба всегда начинается за душу и происходит в душе, лишь затем захватывая личность и общество, которыми, кстати, гораздо легче управлять и манипулировать. Боюсь, здесь мне придется прерваться, ибо при взгляде "сверху" на проблему души-личности-общества открывается столь невероятно сложная, противоречивая, а во многом и ужасающая картина, что охватывает неудержимое желание бежать от этой реальности как можно дальше. И попробовать понять мир, вглядываясь в самого себя...

Единство связанных мгновений и движений
И медленность неотвратимых изменений
Все ускоряется, и медленным касаньем
Ложится истинным и новым пониманьем

На полотно сражений и побед,
Где Я, прошедший чередою лет,
Где много "Я"… Где тихо проступает
Не жизнь моя, а жизнь совсем иная…

Вода и Воздух – без конца, без края,
Тронь отраженье – исказится, замерцает,
Нашепчет, наиграет, напоет,
И сложит песню, вовлекая в хоровод...

Я здесь живу… Здесь жить  разрешено,
И видеть то, что прочим не дано…