О Галине Серебряковой и ее книгах

Зера Черкесова Новеллы
У меня ныне довольно напряженный и плотный график личных дел и пишется потому урывками. Всё не соберусь отписать впечатления о погружении в прозу и биографию одной забытой советской  писательницы. Я читала пятитомник Галины Серебряковой лет 12 назад, 10...Потом забыла. Неактуально. Но всё возвращается в жизни, это правда. даже Гуля Королева вернулась из полузабытья детства. Кстати, личность и книги Г.Серебряковой дают неплохой материал для задуманной книги, с неясными пока зёрнами идей и сюжета. Чтобы там была Гуля Королева и все-все-все любимые персонажи детства и отрочества.

А вот ныне из вики статьи узнала, что Серебрякова написала мемуары, изданные в Польше в 60-е на польском языке. На русском языке они увидели свет спустя годы после ее ухода, в перестройку. Они называются "Смерч". Я читала залпом намедни, безостановочно. Так я не прочла ни одно ее произведение при всем уважении к ее перу и благородству тематики. А была она первым писателем, воплотившим в художественной биографии личности Карла Маркса, Энгеьса. Ее "Юность Маркса" была в каждой библиотеке и в списках рекомендованного для чтения в школьных учебниках истории. Я читала ее цикл, которым она очень гордилась, новелл "Женщины эпохи французской революции", весьма увлекательно, остросюжетно даже - о женщинах, сыгравших роль революционерок, авантюристок истории на крутых ее виражах. Читала и ее мемуарную прозу , цикл новелл "О других и о себе" - воспоминания о встречах... Кстати, "Женщин эпохи французской революции" и "Юность Маркса" она написала до 30 лет! Успев к этому же сроку своей биографии дважды выйти замуж за высокопоставленных мужчин Совдепии(Сокольникова и Серебрякова, или наоборот местами?), стать женой наркома(чего я не знала читая тогда ее мемуары. ибо автор прямо не называла всех деталей). Читала главы "Джамбул" - опять же не понимая до конца каким образом автор очутилась в казахской глуши и работала там фельдшером - из блестящей жизни и приёмов у английской королевы и у четы Шоу, уроков вокала у Джильи, после личных воспоминаний о Ленине и Крупской, известных писателях и поэтов и о многих других, и прочее(не понимала и того как в 20-е-30-е она вообще там бывала в Западной Европе). И что за стиль полу-умолчаний, эвфемизации господствовал в советской литературе даже в пору Оттепели  60-х, так что все подавалось приглушенно, утаено, недомолвками...

Читала и ее роман "Из поколения в поколение", названный одной из ее дочерей, чей монолог намедни же прослушала, "неудачным романом о физиках". Нет, это роман об историках! Причем весьма сложный сюжет со множеством параллельных линий повествования и актуально-публицистичный. Но смысл его поймется только теми, кто знает контекст после 20-го партсъезда.
На днях же скачала "Странствия по минувшим годам", мемуарные новеллы, чтобы перечитать.

И все-таки... Ничто из перечисленного не дотягивает по колоссальной силе воздействия до "Смерча"! Всё названное - это добротная проза соц.реализма, и оттого и  ушедшая пока в тень забвенья, о чем сокрушается ее старшая дочь Зоря Леонидовна Серебрякова в статье 2011 года. "Имя Галины Серебряковой ныне нечасто вспоминается. Не потому ли, что она до конца осталась верна убеждениям коммуниста, даже пройдя через всё, что прошла?" - задается она вопросом.

А вот "Смерч" - это не хорошо выстроенная и продуманная проза, с заметным стремлением к стилистическим изыскам, что чувствуется в ее ранней и поздней прозе. "Смерч" - это крик души. Это "Крик" Эдварда Мунка, видели картину?

Солженицын, или Шаламов, как свидетели времени? Так они не были знаком лично со Сталиным и деятелями ЦК. А Галина Иосифовна - жертва не только сталинских репрессий. Она жертва человеческой подлости в последней степени. За что?!! За что ей такое выпало?! Как те, с кем она праздновала октябрьские и майские праздники в Большом театре, сидя с ними в царских ложах, с кем дискутировала, у кого в гостях бывала и у себя принимала, с кем, наверное, чокались рюмками, произносились здравицы и тосты, - как и почему оказалось возможным мучать ее, подвергать немыслимым для человека унижениям, много лет, за что?! Неужели мало было всего, чего она лишилась как "жена врага народа":уже известности писательницы, изъятия из библиотек ее книг, уважения, партбилета, - чтобы заставить ее пройти по мукам Голгофы. Читайте "Смерч" и думайте о цене человеческому доверию.

О стилистике. В ее стилистике есть некоторая нарочитость, на мой взгляд. Если бы ей дали возможность нормально существовать в литературе, она бы, несомненно, усовершенствовала свой стиль и мастерство в разы. В ее поздней прозе после Гулага сохраняются те черты, что были присущи ранней прозе, что говрит о том, что человека вообще изменить радикально сложно. Те же некоторая пафосность, как сейчас сказали бы, оттенок патетики, та же местами выспренность, чуточку переборщенность чертами, свойственными передовицам советских газет. Это моё мнение, субъективно. Но при сем этом - страстная убежденность навсегда верного юношеским идеалам человека своего времени!

И в свете этого я не удивилась, узнав нечто из рассказа Гелианы Григорьевны Сокольской, второй,  и по ее личному, нескрываемому мнению, - нелюбимой дочери Серебряковой( но их разлучили, когда малышке было три года, и в мемуарах Серебряковой она не называется Гелианой, а просто Лана, а интересное имя - Гелиана, как и Зоря, - видимо, дань времени новых имен, революционных!)). Гелиана греческое -  от Солнце. И Зоря, русское - от Солнце.

А рассказала Гелиана Сокольская о том, что всю жизнь, уже и живя еще 18 лет после   всего (ссылок. тюрем, А.Л.Ж.И.Р.а - Акмолинский  лагерь жён изменников Родины)-в Переделкине, вот в этом домике, Галина Серебрякова ни на гран не изменила убеждениям. Но удивительное дело:она стала верующей.  И считала, что обязана своим молитвам вызволению и реабилитации в партии. А партбилет она оказывается - интимная деталь! - носила всегда при себе. Наверное, как и описано в "Джамбуле" - вместе с справкой о реабилитации после 20 съезда.

Партбилет всегда был на ремешке, а ремешок на поясе. Всегда. А сверху - крестик.

Замечательная цельная личность. И пострадала за отказ оклеветать безвинных людей, предать мужа-наркома Сокольникова, вообще за отказ предложения сохранения благ и положения в обмен на подлость.

Хотелось бы несколько выписок из "Смерча". Поучительно. Как человек может оказавшись в нечеловеческих условиях сохранить себя.

Еще мне хотелось бы привести ее воспоминания об  Н.Крупской, наудачу одна из новелл в "Странствиях по минувшим годам". Во-первых, в ней поразительные детали бытописания первых большевистских вождей, так что нам будет стыдно, что мы могли дурно думать о них, какими они были убежденными, и как далеко ушли потом те, ког назовуьт "парт номенклатурой". Во-вторых, поохотиться за погрешностями стиля, как мне представляется, что это можно было написать чуть иначе. Поскольку Галина Серебрякова - из моих ярких лит.впечатлений, постольку кажется уместным показать чему я научилась в том числе у нее.

И послушать колоратуру Бибигуль Тулегеновой - знаменитого казахского соловья,  найденного в казахской глуши и вокально воспитанного Галиной Серебряковой в память о своей несостоявшейся оперной славе...

21/11/2020

Фото, как явствует из надписи, - 1936 года. Здесь она молода и чернява. Одухотворенный взгляд. На других фото постарше - она всё также красива, но уже блондинка и лучезарная улыбка, как ни странно, на всех репродуцируемых фотках, очень открытая, и кажется очень счастливым человеком, если не знать через что ей пришлось пройти.



https://zera-cherkesov.livejournal.com/525975.html