Четверть финала итоги и комментарии

Кубок Стихиры
       
 
1..Полонина Ирина «Листья-письма» vs Елена Толоконникова «Абитуриентка» - 2:3
http://stihi.ru/2012/09/01/2158
http://stihi.ru/2020/08/20/106
( Татьяна Игнатова, Челябинск vs Тимофей Бондаренко, Вячеслав Ильин, Сергей
Скловский)
 
 Татьяна Игнатова:
1:0
В этой паре я проголосовала за «Листья-письма», т.к. нашла сие произведение очень образным, изысканным, написанном на одном дыхании. Его перекрёстная рифмовка как две ленточки гуляющих шагов, переплетаемых друг с другом и почему-то так и не соединившихся под конец. Эта недосказанность говорит о мечтательности, о том, что надежда всегда есть, если есть лирическое настроение и умение потеряться среди шелеста листвы уходящей осени. Переплетение событий судьбы в «Абитуриентке» мне показались несколько путанными, когда непонятно, где воспоминание,  а где настоящее. И это напрягает.
.
Вячеслав Ильин:
0:1

На мой вкус, в стихотворении «Листья-письма» первые восемь строчек – лишние, и последние – тоже. В первых восьми не нравится громоздкая: «Подбросив для синичек хлебных крошек», на фоне предыдущих и последующих строчек в ней слишком много согласных: «Пдбр вдлс чкхлбн». Вроде всё правильно состыковано, но общее впечатление от звукоряда получается не изящное. Плюс к тому, переживания про поиск себе пары нарисованы слишком прямо. Хотя мне и нравится концовка первой части – «но есть ли та чудачка, что захочет?» Красивая фраза, супер, но до этого было малость испорчено впечатление. Возможно, кормление птиц одиноким ЛГ мне кажется слишком шаблонным киношным ходом. Вот вторые и третьи восьмистрочья – это безумная красота. И нет излишне прямого описания, но ситуация совершенно понятна без детальных объяснений. Каждая четвёртая строчка середины – сильная интересная метафора.
Последняя часть – опять слишком прямая картинка, а кульминация мне кажется довольно банальной, про веру в чудо слишком прямое клише.


======================================================


2..Алёна Костина «Марта» vs Апполония «Подай очки» - 3:2
http://stihi.ru/2018/11/15/9133
http://stihi.ru/2018/11/12/5462
( Татьяна Игнатова, Сергей Скловский, Тимофей Бондаренко vs Челябинск,
Вячеслав Ильин)
 
Татьяна Игнатова:
1:0

Жанровая бытовая сценка в стихотворении «Подай очки» несколько уступает подобному по стилю, но весьма цельному и глубокому по сути стихотворению о судьбе простой девочки Марты. Во-первых, сама проблема, вокруг которой строится канва родственных отношений, не столь трагична. Практически все через это проходят ближе к старости – помутнение хрусталика, катаракта, которое приводит к постепенному ухудшению зрению. Всё не так фатально, хрусталики заменяют  в плановом порядке на искусственные и человек живёт и видит дальше. Утренние сериалы с Хосе и Марией, проходящие одновременно с футбольным матчем на одном телеэкране для всей семьи – это уже тоже не актуально, и видимо, мало интересно читателю, ибо описывает бытие несколько десятков лет назад. По форме стихотворение временами выбивается из 5-ти стопного ямба, например, в следующих строках по 6 стоп:

- А я-то думаю - чего вокруг бело?
- О, святый боже, мам! Ну как не надоест?

А также схема рифмовки, принятая в начале как аБаББа, во второй половине меняется на другую: аВаВаВ и дальше на такую: аББааБ. И это нарушает форму строфности, которую принял автор.

Предложения в диалоге несколько путаные и сложно на слух будет разобрать кому из героев принадлежат некоторые реплики. Однако, стоит заметить, что подобные стихи хороши тем, что имеют способность обращать внимание на то, что обычно остаётся иной раз без внимания в семье – на проблему пожилых, которым может быть жить с нами некомфортно. А все люди нуждаются во внимании и любви. А в таком случае- особенно. Поэтому тема нужная.
.

Сергей Скловский:
1:0
Два хороших стихотворения встретились в этой паре. И очень не просто оказалось сделать выбор в пользу одного из них.
Произведение «Подай очки», как мне показалось, описывает несколько искусственную ситуацию: катаракта (помутнение хрусталика глаза) может проявляться по-разному, что зависит от степени помутнения и места его развития – в центральной части хрусталика  или по периферии. И симптомы этого заболевания могут проявляться различно – от усиления близорукости до двоения изображения и повышения светочувствительности глаза. Как правило, усиление катаракты приводит к необходимости часто менять очки. Поскольку описывается ситуация, при которой врач совсем недавно определил наличие катаракты, то о полной потере зрения речь не идёт. Поэтому мне, как читателю, в описанной истории по-человечески не понятно наплевательское отношение сына (или зятя, на что указывает его обращение на «вы») и внучки к бабушке,  которая, судя по всему, при своём зрении способна смотреть телевизор и готовить ужин.
Вот эта малость в данном случае решила мой выбор в пользу визави.
.
Челябинск:
0:1

В данной паре, могу признаться, мне не нравятся оба произведения, но второе не нравится меньше.
В стихотворении «Марта» с самого начала идут рубленые строки, каждая из которых заканчивается точкой – так делают школьники, когда возникают трудности с пунктуацией. В результате произведение представляет собой цепочку фактов с неочевидными связями, прихотливо расставленными автором. В результате семантическая стройность некоторых предложений сомнительна.
Например:
 
Прежде азбуки выучит Марта:
Так у них называют коров, _________ неочевидно, что это относится к имени героини: если бы строчка выглядела «Мартой здесь называют коров», было бы больше согласованности.

У неё не сапожки – резина. _____ эта строка, как мне кажется, существует только для рифмовки с «верзилой».

И нагуляна мамой она,______ зачем использовать точку в предыдущей строке, если следующая начинается с союза?

А отец её – рыжий верзила,
Приезжавший охотник, женат. _____ перечисление содержит разнородные формы, семантически не связанные между собой.

Начинающий с низкого старта
Будет лучше других понимать. ______ Предложение полностью повисло в отсутствии смысловых связей.

Совершенно непонятно откуда взялась в концовке охота.
В общем, если говорить о языковой характеристике, больше понравилось стихотворение «Подай очки».
 


======================================================

3..Мари Гардэ «Пустельга» vs Лана Юрина «Сталкер. Послесловие.» 2:3
http://stihi.ru/2018/02/22/5105
http://stihi.ru/2020/06/12/3507
(Татьяна Игнатова, Вячеслав Ильин vs Тимофей Бондаренко, Челябинск,
Сергей Скловский)

Татьяна Игнатова:
1:0

Не удивлюсь, если останусь в гордом одиночестве, проголосовав за стихотворение «Пустельга».

«Сталкер. Послесловие» сильное произведение, но  по веским двум причинам, нмв, уступает. первому.
 «Пустельга» - такой концентрат образов, что кажется каждое слово на своём месте, ни одного нет лишнего. Прекрасный амфибрахий. (не обращаю внимание на запись сдвоенной строки, потому что на самом деле это 3-х стопный амфибрахий). Образы настолько тщательно и разносторонне представлены, что я прониклась и поверила, возможно, как женщина. «Сталкер» завораживающее своим замыслом, глубокое, и загадочное произведение. Легче согласиться, чем признаться, что не всё понято. А я признаюсь, не поняла, особенно уточнение в скобках. Эти стихотворные пояснения в скобках вообще не желательны. Смутил загадочный глагол «случатся» - буд. время, совершенный вид. Случаться – разговорное, по выпавшему случаю произойти. Случатся – более неблагозвучно звучит, чем убедительно. (2. значение: то же, что спариваться). Амфибрахий не плох. И всё же, отдаю предпочтение первому.


Тимофей Бондаренко:
0:1

Стих "пустельга" проигрывает прежде всего сюжетом. По сути - банальная лавстори. А сопоставление с пустельгой не бог весть какое хорошее.
По сути сопоставление скорее идет со словом "пустельга", в котором видится что-то пустое. А не с тем, что стоит за словом.
Прежде всего пустельга - птица хищная, синиц она кормить и не подумает, клин ей пофиг. И она не павлин - убивать опереньем. Про особую любовь к горностаям ничего не знаю.А вот мыши - самая обычная добыча пустельги и старость тут ни при чем.
Какае-то воздушные бои, соломка для падения. Автор не сумел убедительно состыковать два плана - любовный и аллегорически-птичий. Получается каша. Постоянно выплывает наверх то один то другой. И нафинг тогда вообще эта аллегория, если ее постоянно надо подпирать прямыми отсылками к любовной линии?
Ну и изложение неряшливое с претензией на некую оригинальность, но непродуманное.
"рвать на "есть" и "было"" - бессмыслица. Возьмите фото и попробуйте.
Рыжий шарф - для ЛГ видимо очень важная деталь. Мне абсолютно ничего не говорит. Зачем его то целовать то заплакивать. Причем попеременно.
Летание над городом - это вроде для птицы, а не целовальщицы шарфов.
Мешание чаинок в пустоте - просто выдрюк. Это чай в пустом стакане?
Завешивание пространства лунной пылью о чем это и как сие действо может производить то ли человек то ли птичка?
Кормить синиц, завесив пространство?
Что означает пронзание клина?
Итд в таком же стиле.
"Зацикливай на молодость снегА" - вообще мозготрахалка.
А птичка, пьющая "горстями" - это что-то!
Каша, каша, каша...
Хотя общий смысл понятен, но изложение его хромает на обе ноги. И какое-то абстрактно-невнятное. Что же все-таки происходило и почему...



======================================================



4..Василий Толстоус «Звенит весёлый хохот..» vs Виноградова Мария
«Несказочное» 2:3
http://stihi.ru/2020/08/04/7969
http://stihi.ru/2011/07/28/1011
(Тимофей Бондаренко, Татьяна Игнатова vs Вячеслав Ильин, Челябинск, Сергей
Скловский)

Вячеслав Ильин :
0:1
Не могу оценивать третью пару, я там голосовал за проигравшего. Поэтому беру 4-ю пару. От редактора : абсолютно правильное решение Вячеслава, не подлежащее обсуждению. Его можно только благодарить за проделанный анализ.

Милое стихотоворение «Звенит весёлый хохот», и может быть некорректно сравнивать его со сказочной сагой, но уж раз приходится это делать, то первое для меня проигрывает тем, что в нём нет второго плана, оно плоское. Лирический герой идёт успокаивать детей, хотя ему плохо, этот нюанс мог бы стать вторым планом и сделать плоский характер – объёмным. Как он справился с дискомфортом и раздражением? Можно догадываться, но, если бы автор эту тему хотя бы немного развил – получилось бы красиво. Для меня скорее выглядит так, что «папа» сдержал своё раздражение на детей, стал «правильным и приличным» и пошёл спасать жука от безысходности. Но переживаний лирического героя больше нигде нет. Дочка произносит в конце позитивный лозунг «люблю я всех-всех-всех», который делает сюжет совсем уж картонным, но её папа, встав с кровати «пропал» как личность со своими желаниями и чувствами. В тексте ничего нет про трансформацию его переживаний в этой ситуации, он просто приличный гражданин, выполняющий правильные добрые дела. Плоско и скучновато. А могло бы быть богато и человечно, но не случилось.

Татьяна Игнатова:

1:0
В этой паре представлены мои фавориты и пришлось выбирать одно из двух. Отдала предпочтение не многословному, ясному и понятному, как чистый звенящий поток чувств, которое без всяких прикрас передаёт состояние счастья, какое оно есть на самом деле, проверенное временем. Не выпусти из рук, как жука! Сравнивать оба стихотворения – это сравнивать сказку и жизнь, фантазию и реальность. Как можно? Нельзя. Могу лишь добавить, что образы в «Несказочном» мне показались уместны, ибо они создают нужное настроение реальности, которая также может сказочно растаять в итоге, как трон Снежной…
*

Челябинск:
0:1

«Звенит весёлый хохот…», особенно в сравнении с произведением соперника, мне показалось лёгкой зарисовкой, не лишённой слабых мест.
Слабые места, наверняка, есть почти в каждом стихотворении, но наиболее очевидны они, когда произведение не легло на душу, либо, как в данном случае, показалось слабее.
К примеру, совершенно отдельная строка, не увязанная с окружающими и, как мне показалось, не согласованная внутри себя как отдельное предложение – «Сквозит прохлада ночи». Куда сквозит или откуда? Как, вообще, что-то может «сквозить»? СКВОЗИТЬ, сквожу, сквозишь, несов. 1. безличн. О сквозном ветре. Закройте дверь, сквозит. В окно начинает сквозить.
Ну, а уж когда жук, включивший «жужжало», взмыл «на небо», мой выбор был решён окончательно – стихи для детей жанр очень хрупкий, здесь важно, чтобы дети поверили – мне, если бы я был ребёнком, не захотелось бы верить в существование у жука такого органа как жужжало, да ещё и включающемуся.



            


======================================================
Л.К.))