Обзор от Надежды Назаровой

Временные Хроники
 Надеюсь, что никого не обидела своими замечаниями. Ведь и свои стихи нравятся мне, пока только выходят из-под "пера". А со временем перечитываю, кажется, всё бы переписала, чем, бывает, и занимаюсь не по одному разу, хотя, может, только порчу первоначальный вариант. Но надеюсь – не всегда.
 
1. Озорное летящее стихотворение, как воздушный шарик, описанный в нём. Понравилось:
"Счастье чем измеряют? Улыбками или аршинами?..
Внук пасёт в небе шарик и зорко глядит в облака."
 Хорошие рифмы: «утешим ли – улетевшее», «стихотворение – уверены»,  «псевдохандра – чудо-игра». Нечёткая рифма «счастьице – неудачнику». Междометие «ага» как будто притянуто только для рифмы.
 Уменьшительные слова не очень приветствуются в стихах, а здесь их несколько. Слишком много слов «счастье» для одного стиха – в каждом катрене, а в 3-ем даже дважды. К тому же дважды идёт «Счастьем надо делиться», хотя, может, это для усиления мысли. Тяжело читается «Нам же что-то».
  «Радость» и «осенняя псевдохандра» как-то не представляются рядом, хотя хандра здесь и «псевдо». Идёт слияние «этоММы».
2. Без обсуждения.
3. Лёгкий ностальгический стих. Удачное ёмкое завершение: «Только однажды взял и разбился ёлочный шар...»
 Но какая-то путаница в рифмовке. Первые четыре длинные строки рифмуются в конце: «подростки – блёстки», «вечеринка – картинка». Пятая длинная строка не рифмуется ни с чем. В остальных длинных строках рифмуются слова внутри и в конце строчек.  «В новогодье – вспомнить» – рифма натянутая. Неточные рифмы «мерцал – шар» и «пропал – шар». У детей-подростков «в сердце - пожар» – такое ощущение, что «пожар» просто притянут для рифмы со словом «шар».
 Школьная вечеринка – почему-то «царственный дар», как-то «царственный» не вяжется с обычной школой.
 «Радости-беды, взлёты-победы» – если идёт противопоставление в первой части фразы, то и во второй напрашивается так же противопоставление «взлёты-падения». Видно, «победы» притянуты в рифму к «бедам».
  Сбой ритма: в трёх первых длинных строках – по 11 слогов, в остальных таких же строчках – по 10.
4. Стих читается сначала легко, привлекает внимание. Интересно использована в стихе «треугольная рифмовка» шестистишия (abcabc). Только не очень точная рифма «друга – старуху». Нечёткая, как будто недописанная фраза «И урезана квота». «Квота» чего – веселья, жизни?..
 Не очень приветствуется в стихах разговорное «уж» вместо «уже». «Просто жизни окружность» - инверсия.
 Немного сумбурная концовка: окружность, которая «качнётся» (это как?!), «станет музыкой  песни» и
 улетит словно «шарик» – накручено...
 «окружность вдруг, качнётся слегка станет музыкой  песни» – запятая должна стоять не после «вдруг», а после «слегка». «Словно  шарик воздушный, улетит в облака» - здесь, наверное, запятая не нужна. (В каких-то источниках пишут, что перед сравнительным союзом «словно» и после слов сравнения с чем-то  запятая ставится всегда. Но чаще пишут, что в подобной фразе запятая не нужна, т.к. «не выделяются запятыми сравнительные обороты с указанными союзами, если они входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу», и «если сравнение с этим союзом можно легко заменить творительным падежом существительного» – «улетит шариком».)
 В двух соседних шетистишиях идут слова «песням», «песни».
5. Моё.
6. Стих написан с любовью и теплом к дочери. Он про взросление, но такое ощущение, что для матери дочь так и осталась маленьким ребёнком. Сплошь идут уменьшительно-ласкательные слова, как чаще бывает в стихах для детей. И сплошь «шарики» – в стихотворении, два в первом катрене вполне вписываются, но и в третьем они снова идут дважды, в 4-ом катрене снова присутствует слово «шарики".
 Неточные рифмы «синее – милые», «шарики – маленькой».
«Год еще прибавился - но еще не плакала» – дважды «ещё» в одной строке не украшают её. Может, лучше – «целый год прибавился» или «год уже» (хотя второе тоже не очень).
При прочтении получаются какие-то «днИЗАДНИ», может, заменить на более привычное «дни за днями»: «Вяжет дочка кружево: дни за днями – годики». Хотя здесь имелось ввиду, видимо, что дни цеплялись за дни; но и уменьшительное «годики» выбивается из фразы.
 Наречие «вмиг» (быстро, в одно мгновение) пишется слитно. «Ни гостей
не хочется» – напрашивается продолжение фразы «ни... (кого-то или чего-то ещё)». Или, может, после «не хочется» поставить многоточие, а затем уже про слёзы писать.
 Вроде бы есть прямая речь в тексте (дочери к матери и наоборот), но никак не выделена.
 Не очень понятна фраза «Дочь, зачем кручинишься: нет свечей на тортике». То ли дочь кручинится от того, что нет этих свечей, то ли мать спрашивает: «почему их нет?» или «где они?» (как про шарик в тексте).
 Сбой ударения «Где же твОи шарики».
7. Тёплый, добрый ностальгический стих. Хорошее завершение стиха «Шар, хранящийся  с  восьмидесятых, я для внука на елку повешу…»
 Только рифма «коробку – неловко» не очень удачна. Больше бы подошло «коробку – робко», но тогда пришлось бы и над текстом поработать. Рифмовка "«Снежинки» приклеим – волшебною «Феей»" звучала бы лучше
так: "«Снежинки» наклеим – волшебною «Феей»". Тем более, что: ПРИклеить (к чему-то), НАклеить (на что-то) - здесь «НА платье».
Идёт слияние «разныХХлопот». И сливается при чтении «САнтресоли», приходится нажимать интонационно на «с», чтобы как-то разделить.
 «И ты будешь красивою самой! Или будешь волшебною «Феей»?» – тяжело читается в начале "ИТы бУдешь", тем более, здесь дважды идёт «будешь». Может, лучше написать: Будешь точно красивой самой! Может, даже
волшебною "Феей".
 «Перламутровый шар с  поздравленьем - (Наверху шапка снега искрится)  -
Привязала за ветку с терпеньем.» Перед открывающей скобкой не ставятся знаки препинания, тире не нужно. В скобках законченное предложение, нужна точка перед закрывающей скобкой. А т.к. в основном предложении «Перламутровый шар с  поздравленьем привязала за ветку с терпеньем.» не предусмотрены знаки препинания, то после закрывающей скобки тире тоже не нужно. Ещё здесь, конечно, имелось ввиду, что привязывали игрушку терпеливо, но выглядит так, как будто это сама «ветка с терпеньем».
8. Интересный стих. Чёткость ритма, который придают стихотворению короткие строки словно «гитарным боем» гольпеадо или гольпе (ритмичным постукиванием ногтём пальца по деке гитары во время игры). И хорошие
рифмы отбивают этот ритм. Захотелось послушать этот стих под гитару.
 К сожалению, есть инверсии: «Наполняло меня сладких чувств ассорти густо» (А ведь такая интересная фраза!), «Не вставляет в мозги удовольствия чип водка». И после слова «чип» желательно бы поставить
тире. «А сегодня в душе, хоть шаром покати, - пусто.» – Перед тире запятая уже не нужна. А вот сама фраза ёмкая, хоть и «пусто» в душе.
«Не берутся баррэ и гитара молчит кротко.» - Не хватает запятой после слова «барре» (сложносочинённое предложение), а фраза хорошая. После вводного слова «может» нужна запятая.
9. Легко и душевно написано «Письмо к Деду Морозу». Речь льётся в строчках так легко! Хотя в них есть и боль, но есть и надежда, вера. Рифмы – одна к одной. Удачное завершение стиха вызывает добрую улыбку
. Не умаляет достоинства стихотворения присутствие двух однокоренных слов в одном катрене: «доказательств» и «доказать». Не поднялась рука занизить оценку, хотя есть и слияния («ВФарс», «воТТебе»), и не хватает запятых после слов «может» – "»Может сжалишься, может поймешь…» (Вводное слово со значением возможности,
вероятности выделяется запятыми.)
10. Проникновенный стих. Завораживает фраза словно из рыцарского романа – «Напраслиной чёрной Любимый мой ранен». А в конце – нераскрытая тайна, надежда... и догадки, догадки, что ждёт героиню.. Рифмы все удачные.
11. Интересный стих с лёгкой иронией и философской грустью. Удачное сравнение – «и дни водой из крана по запястьям». Меткие образы – попадание в «десятку»:
«Чужая жизнь бесстыдно, напоказ
мелькает-нерестится килькой мелкой,
зачем-то красит чёрное побелкой,
вываливая в перьях дурака.»
 Понравились лирические отступления, особенно «страна большая выгуливает новых малышей». И просто супер – заключительная часть:
«Земная жизнь до святости грешна.
В ней каждый бомж Ганеша или Кришна.
Заблудший странник на дорогу вышел...
Идёт и знает тайну - жизнь одна.»
 Можно даже не заметить слияния «знаеТТайну».
12. Картина Пикассо оживает в этих строках. Веет романтикой, но с философским подтекстом, как и само полотно художника «Девочка на шаре». Особенно проникновенно-образны заключительные строки:
«Светило пустыню жарит,
Как ломтик сухого хлеба…
Девчушка стоит на шаре
И руки возносит в небо.»
 И рифмы удачные.
13. Испытываешь потрясение, читая эти строки. Каждая строка, каждое слово дышит, живёт жаркой, шумно-базарной, песчано-чинарной чужбиной. Здорово!!! Чтобы отметить особенные образные находки, придётся повторить весь стих от слова до слова. И как соединились эти образы с таким, кажется, обычным каждодневным бытом ! – «в женских склянках царствовал сандал», «Протяжный крик слепого муэдзина в окно, как шар бильярдный залетал», «всё шатко, зыбко — жизненный бархан терялся из-под ног», «туча на закате гнула спину, как будто буйвол шёл на водопой», «перистые плыли
 оригами»...
 Заключительные строки замечательно завершили повествование. Рифмы все удачные.
 Слияние «оТДувалов» и инверсию «и неба полинялый парусин» даже не хочется замечать. А стих так и хочется читать и перечитывать.
14. Так, кажется, просто – посмотреть в звёздное небо и написать прекрасный стих. Но эта простота даётся умением, трудом и талантом. Ведь в этом стихе точным образам сопутствует философский подтекст. Рифмы подобраны удачно. И заключительный строки достойны:
«Минуют века – так же будут качаться Весы
И резво бежать за Медведицей Гончие Псы…»
15. Легко, с юмором. Как, оказывается, можно обыграть тему високосного тяжёлого года, в котором «Шалит все время неуемный космос, порой планеты посылая вспять», когда и «Марс попятный», и «Меркурий-ретроград». Отличные образ Солнечной системы, как и хороший вопрос звучит в тексте стиха:
«Зачем в бильярде Солнечной системы
Туда-сюда катаются шары?»
 Рифмовка не подкачала. И «доверчивая» Земля понравилась.
16. Оказывается, как поэтично можно даже погонять шарики на экране. Улыбнуло. Тем более, в чём-то знакомо. И ведь сколько есть людей, для которых «Жизнь в реале кажется химерой!» Удачная фраза – «День ползёт к унылому закату». Что ж, и концовка соответствует замыслу:
«День прошёл бездумно и впустую.
Но без страхов перед новостями!»
 Рифмы отличные.
17. Всё на месте и соблюдено. Жизненно для кого-то. Но так не хочется, чтобы беременность такие вот перебежчики от одной женщины к другой, как в этом стихотворении, называли «шар, увы, легко зашедший в лузу». Хорошо, что женщина в этом стихотворении решила оставить ребёнка:
«Призванье женщины, быть может, высшее -
Я вопреки всем испытаниям исполню!»
 Рифмовка удачная, но есть слияние «ССарказмом».
18. Какой хороший добрый стих, пусть и с лёгкой грустинкой! Хорошая зарисовка:
«Когда я выглянул в окно, то снега не было в помине,
Один подтаявший сугроб чернел с ведром посередине…»
 И то, что с годами вспоминаешь с грустью, в детстве, наверное, вызывало горечь, поэтому и конец стиха такой:
«Немало лет прошло с тех пор, но вспоминается теперь мне:
Унылый в лужах старый двор и чувство горькое потери.»
 Рифмы есть удачные, но есть и неточные: «нормальной – скатали», «перерыва – счастливым», «в помине – посередине». Идёт слияние «оННе  в шутку».
 После фразы «для глаз нашли ребята уголь» сразу идёт «С ним было весело играть» – получается, что весело было играть с углём, хотя имелся ввиду снеговик.
19. Злободневно. Ритмично. Точные слова о Земном шаре: «Раненый в разных войнах,
топтаный сапогами», «он ведь больной и старый». И предостережение в самую точку:
«Если под слоем пыли
Всё подлежит забвенью,
Значит, не заслужили
Божеского прощенья.»
Рифмы, в основном, удачные, но есть не совсем точные по звучанию «забвенью – прощенья», «орбите – извините».
20. Грустно, лирично. Ёмкая фраза «Зал, где моё одиночество множит так равнодушно толпа…» И точно написано, как же всё меняется с годами:
«Тот, чьё лицо и не вспомню, пожалуй,
Был целым миром моим…»
 Очень понравилась последняя фраза о том, что мог бы насочинять дискотечный шар:
«Сказку, в которой с ударом последним
Я опоздала на бал.»
 Удачная рифмовка. Но идёт двойное слияние «целыММироММоим».
 
 Никак не могла определиться, какие стихи мне понравились больше, читала и перечитывала. В результате решила отметить и больше стихов, чем делала это обычно:
От меня по 200 баллов - авторам стихов №№ 9,10,11,12
и 300 баллов – автору стиха № 13.