Белые снегири 29 - 11 -

Владимир Остриков Белые Снегири
ВАЛЕРИЙ ИВАНОВ
(Московская область, г. Ногинск)

8. Клуб "Звучание" Богородского округа представляет историю Антонио Сальери

Кто такой Антонио Сальери, что вы о нём знаете? Одни скажут, что ничего не знают об этом  человеке.  Другие, более просвещённые, ответят: «Этот человек отравил Моцарта смертельным ядом». Третьи расскажут, что Сальери композитор низкого уровня, завидовал Моцарту и поэтому он его отравил. И лишь немногие знают, каким человеком был Антонио Сальери. А между тем о нём  написаны художественные произведения, созданы музыкальные сочинения, сняты фильмы… Много публикаций о Сальери и в интернете, в ютубе помещены фильмы о нём и видеозаписи с его музыкой.

     Антонио Сальери родился 18 августа 1750 года в итальянском местечке Леньяго, недалеко от Венеции. Он родился в многодетной семье состоятельного торговца. Когда Антонио было 13 лет умерла его мать, отец разорился и через год тоже умер. Его взяли на воспитание друзья отца – богатое аристократическое семейство. Глава семейства был любителем музыки и меценатом. Антонио имел редкое трудолюбие, незаурядные способности, хотя и не был вундеркиндом. Он имел красивый голос, пел в хоре в соборе в Венеции. Музыке вначале обучался у своего старшего брата-скрипача. Затем учился играть на клавесине у соборного органиста. На Сальери обратил внимание Флориан Леопольд Гассман – австрийский композитор и дирижёр оркестра императора Австрии Иосифа второго.

       В июне 1766 года Гассман взял Сальери с собой в Вену и занялся не только его музыкальным образованием, но нанял ещё учителей иностранных языков. Проявляя большой интерес к наукам, искусству, Сальери стал одним из самых образованных австрийских музыкантов. Гассман считал его самым способным своим учеником и называл своим преемником. Он рекомендовал Сальери императору Иосифу второму – большому любителю музыки и музыканту: он хорошо играл на клавесине. Иосиф второй проводил демократическую политику, освободил крестьян от крепостничества. В его оркестре играли лучшие музыканты Австрии. В Вене началась музыкальная деятельность Сальери, он быстро завоевал расположение императора.  Гассман познакомил его со знаменитым оперным композитором Глюком. В конце жизни Глюк говорил, что только иностранец Сальери перенял от него его манеры «ибо ни один немец их изучать не хотел». Идеи немецкого композитора Глюка определили дальнейшее развитие оперного театра.  После смерти Гассмана Антонио принял на себя заботу о двух малолетних дочерях своего учителя, был их воспитателем и педагогом.

       Став придворным композитором и музыкальным фаворитом Иосифа второго, Сальери обязан был сочинять оперы.  Первую оперу «Весталка» Сальери написал в 1768 году. Эта опера не сохранилась, но вскоре за ней последовали оперы «Образованные женщины» и «Внецианская ярмарка», которые имели успех в Вене. Большой успех в Вене и других городах Европы имела его барочная опера «Армида», написанная в 1771 году. В 1774 году она была поставлена в Петербурге. Первые оперы Сальери унаследовали некоторые черты реформатора Глюка, но в дальнейшем сказался незаурядный талант итальянца и его оперы стали совершенно особенными и музыкально и драматически. В Париже поступил заказ Глюку на оперу «Данаиды», но он в то время перенёс 2 инсульта, заказ выполнить не мог и передал его Сальери. Сальери написал эту оперу в 1784 году, она имела большой успех в Европе и не была простым подражанием Глюку. Она продержалась на сцене до 1828 года – ещё 3 года после смерти Сальери. В 1786 году в Париже Сальери сблизился с великим Бомарше – писателем, поэтом, драматургом, большим любителем музыки.

      За два года до Великой французской революции, в 1787 году, в Париже была поставлена опера Сальери «Тарар» на либретто Бомарше. Текст оперы – своё либретто Бомарше посвятил своему другу Сальери. В посвящении Бомарше написал: «Если наш труд будет иметь успех, я буду обязан почти исключительно Вам. И хотя Ваша скромность заставляет Вас всюду говорить, что Вы только мой композитор, я горжусь тем, что я Ваш поэт. Ваш слуга и Ваш друг». Бомарше написал и обращение к слушателям и зрителям оперы. Особо подчеркнув достоинства музыки Сальери, он написал: «Но что ещё менее является моим – это прекрасная музыка моего друга Сальери. Этот большой композитор, гордость школы Глюка, усвоивший стиль великого маэстро, от природы получил утончённое чувство, ясный разум, драматический  талант и исключительную плодовитость. Он имел мужество отказаться ради меня от множества музыкальных красот, которыми блистала его опера, единственно потому, что они удлиняли сцену и замедляли действие; но за эту жертву его вознаградит мужественный и энергичный стиль и стремительность и гордость всего произведения». Революционный пафос оперы имел большой успех на долгие годы. В Европе эта опера называлась «Аксур» и шла с большим успехом. В музыке этой оперы – сплав трагедии и пародии, сатиры и философии. Опера «Тарар» в России впервые была поставлена в Петербурге в 1803 году, в Москве в 1806 году поставлена опера «Аксур». В наше время эта опера ставится во всём мире.

      В 1788 году Иосиф второй назначил Сальери придворным капельмейстером в Вене, после чего композитор стал главным распорядителем всей музыкальной жизни в этом городе. В Европе Сальери считался ещё одним из лучших дирижёров своего времени. После смерти Иосифа второго в 1790 году на престол взошёл его младший брат Леопольд второй. Новый император любителем музыки не был и он многих музыкантов отправил в отставку, но Сальери оставил. В 1792 году Леопольд второй умер. Сменивший умершего императора его сын Франц второй музыкой интересовался ещё меньше, чем отец. Однако и ему Сальери был необходим: он сочинял кантаты и гимны. Придворным капельмейстером он оставался до 1824 года, когда ухудшилось его здоровье и он ушёл в отставку.

        Последнюю оперу «Негры» Сальери написал в 1804 году. Но успеха она не имела. Сальери сочинил 41 оперу, некоторые из них до сих пор имеют успех и ставятся в разных странах мира. Сальери написал ещё около 100 арий для голоса и оркестра, 3 симфонии, 5 концертов для различных солирующих инструментов. Известны два фортепианных концерта, тройной концерт для скрипки, гобоя и виолончели, концерт для флейты и гобоя с оркестром. В 2014 году Екатеринбургский театр оперы и балета поставил балет «Вариации Сальери» на его инструментальную музыку «26 вариаций на тему «Испанской фолии». Сальери написал более 100 духовных композиций: 5 месс, оратории, религиозные песнопения, гимны.

       В поздние годы своей жизни Сальери отдавал больше времени и сил на педагогическую и общественную деятельность. В 1777 – 1819 годах он был постоянным дирижёром и руководителем Венского музыкального общества. Это общество играло огромную роль в музыкальной жизни Вены и всей Европы. На концертах под руководством Сальери исполнялись сочинения Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена и других композиторов, проводились благотворительные концерты. В фонд вдов и сирот венских музыкантов Сальери завещал часть своего состояния. В 1817 году Сальери возглавил Венскую консерваторию. Во всей Европе Сальери осыпали почестями, его любили как человека и как прекрасного композитора.

        Сальери был одним из самых известных и признанных композиторов своего времени и прославленным педагогом. Его учениками были Бетховен, Шуберт, Ференц  Лист, Гуммель, Черни, Франц Моцарт – сын Вольфганга Амадея Моцарта, ставший композитором, пианистом и музыкальным педагогом. Более 60 человек учились у Сальери, многие из них стали известными музыкантами, композиторами и вокалистами. Он не брал денег со своих малосостоятельных учеников. Бетховен нашёл в Сальери настоящего учителя, занимался у него 8 лет и посвятил ему три сонаты. Шуберт посвятил своему учителю кантату, 10 вариаций для фортепиано, цикл песен на слова Гёте и 3 струнных квартета.   

        В последние годы жизни Сальери в печати, в разных странах, быстро распространилась сплетня о причастности Сальери к смерти Моцарта. Сальери опровергал эту клевету, считал её «злобой» завистников. Клевета сильно повлияла на здоровье невиновного человека: у Сальери происходили нервные срывы и даже он пытался покончить с собой, после чего его поместили в клинику для душевнобольных. Сальери умер 7 мая 1825 года. Вначале его похоронили на католическом кладбище Вены, а в 1874 году его останки перезахоронили на Центральном кладбище Вены.

       Александр Сергеевич Пушкин, находясь в 1824 году в Одессе, читал среди прочего и французские газеты. Из них он узнал, что Сальери отравил Моцарта. В то время эта сплетя уже распространилась, и никто не сомневался, в том числе и Пушкин, в её правдивости. В 1826 году Пушкин сделал первые наброски своей будущей маленькой трагедии «Моцарт и Сальери». Завершил это произведение он в «Болдинскую осень», в 1830 году. В одном из своих монологов в этой трагедии Моцарт называет Сальери, Бомарше и себя гениями. он считает, что «гений и злодейство две вещи несовместные», спрашивает: «Не правда ль?» и сразу же получает яд в стакан от Сальери. Знаменитый просветитель, музыковед и культуролог Михаил Семёнович Казиник в своей книге «Тайны гениев» посвятил «Моцарту и Сальери» целую главу. В ней он подробно разбирает это небольшое, но глубокое по смыслу сочинение гениального поэта. В 2008 году вышел фильм Михаила Казиника «Моцарт и Сальери» по сочинению Пушкина, состоящий из трёх частей. Этот фильм можно увидеть в ютубе. В 1897 году Римский-Корсаков написал оперу «Моцарт и Сальери». 18 ноября 1898 года опера была представлена публике в Московской частной русской опере Мамонтова. Партию Моцарта пел русский оперный певец, тенор, Василий Петрович  Шкафер, а партию Сальери – бас, Фёдор Иванович Шаляпин.

          Чему мог завидовать Сальери? Положению Моцарта? Но Сальери в этом отношении преуспел гораздо больше. Наоборот, Моцарт должен был завидовать Сальери. Во всяком случае Моцарт не стоял на его пути. Современники Сальери считали его жизнелюбом. Один из них, музыкальный летописец Фридрих Рохлиц писал о нём: «Радушный и любезный, доброжелательный, жизнерадостный, остроумный, неисчерпаемый в анекдотах, цитатах, главный, изящный человечек, с огненно сверкающими глазами, с загорелой кожей, всегда мил и опрятен, живого темперамента, легко воспламеняющийся, но столь же легко примиряющийся, в высшей степени приветливый человек».

      По инициативе Миланской Консерватории в мае 1997 года состоялся процесс над Сальери по обвинению в убийстве Моцарта. Суд, заседавший в главном зале миланского Дворца юстиции, заслушав свидетелей обвинения и защиты (исследователей жизни и творчества Моцарта и Сальери, а также врачей), оправдал Сальери «За отсутствие состава преступления». 

      Михаил Казиник в книге «Тайны гениев» написал, кого в искусстве, в музыке, можно считать гением, а кого сверхгением: «Гений – это тот, кто каждому следующему поколению необходим так же, как и предыдущему. Сверхгений – тот, кто следующему поколению нужен больше, чем предыдущему». По этому определению Сальери – гений, а Моцарт – сверхгений. Музыка Сальери всё же в чём-то не дотягивает до лучших сочинений Моцарта, которые сегодня, возможно, нужны нам больше, чем во время его жизни. В наше время, по большей части после появления фильма «Амадей», примерно с семидесятых – восьмидесятых годов двадцатого века, началась настоящая эпоха ренессанса композитора Антонио Сальери.

      Юбилею Сальери, его 270-летию со дня рождения, была посвящена встреча,  состоявшаяся 16 сентября 2020 года в Ногинском центре культуры и творчества «Глухово». Собравшиеся в зале услышали рассказ автора этих строк о жизни и творчестве Сальери, увидели первую часть фильма Михаила Казиника «Моцарт и Сальери», прозвучала музыка композитора: увертюры к операм «Тарар» и «Трубочист»,  ария и финал оперы «Данаиды», «Венецианская симфония», концерт для флейты и гобоя с оркестром, концерт для фортепиано с оркестром. Члены клуба «Звучание» внимательно смотрели на экран проектора и с удовольствием слушали чудесную, волшебную музыку удивительного композитора. Встречу подготовил и провёл автор этих строк. Слушая музыку Сальери, вы почувствуете её целебный эффект.


__________________

На этом я завершаю компоновку 29-го номера журнала. Надеюсь, что он вышел не хуже предыдущих.

В. Остриков.