Ах Вы, батюшка мой, ах Вы, матушка!

Ольга Солодина 2
Ах Вы, батюшка мой, ах Вы, матушка!
Вы зачем моё сердце терзаете?!..
Угасает свечой ваша ладушка,
О страданьях её вы не знаете...

Жениху под венец отдав старому,   
Счастье рвёте, Всевышнем мне данное,
Продаёте меня нежеланному,
Утро, день, за ним ночь - всё туманное!

Ждёт любимый меня за околицей,
Его сердце от боли расколото,
И за нас всей душою он молится,
Ведь любовь не заменит и золото!

Ах Вы, батюшка мой, ах Вы, матушка!
Пожалейте вы дочку родимую,
Дорог'а если вам ваша ладушка,
Пожелайте судьбу ей счастливую!

Я боюсь жениха престарелого,
Моё сердце от страха сжимается...
Мне не нужно и Мира с ним целого,
О любимом душа моя мается...

Ах Вы, батюшка мой, ах Вы, матушка!
Не услышали сердце вы дочери,
Угасает свечой талой ладушка,
Жить со старым, постылым нет мочи ей...

Иллюстрация - картина художника Василия Владимировича Пукирева "Неравный брак" (1862 год).

Подавляющее большинство браков в XIX веке заключалось из материальной выгоды. И в середине века остро встал вопрос положения девушек-бесприданниц, которых против их воли, буквально силком, выдавали замуж за мужчин состоятельных, но вместе с тем старых, если не дряхлых. В живописи мотив неравного брака пришел из литературы, а в литературу - из жизни.
В литературе тему неравного брака освещал и А.С. Пушкин в "Дубровском", и А.Н. Островский в "Грозе", "Бедной невесте", и Н.А. Некрасов в стихотворениях “Свадьба”, “К гадающей невесте”. В живописи же первым дерзнул поднять эту тему русский художник Василий Владимирович Пукирев.