Духи Леса

Дима Пучков
Рецензия на «лесной Царь...» (Елена Талленика)

Короны крона,
ночь земного зипуна,
надвинула на грудь
листву
Плутает снег,
в прокуренном зобу!
кто гостя
на постой зовет!
безбрежная Тайга
открой сикрет!
у вьюги близорукой
в ставнях
Барсучий жир
в стокаду тел вотрем!
поборы духа,
в тени от «кулем»
пускай они не мыты
в этот раз!
как и сорказм
лесного подояния
короны кроны скинул
на показ
брезгливый призрак
ледянного извоянья
руби его!
из льда и темноты
сокамерный испуг
пред неизбежным
сегодня больше
слуги не зовут
в земельный гул
где кашля ад кромешный
всех за собой
в низины потянул
Но Царь лесной
воображенья ради
черкнул еще одну
строфу в тетради!
блестяще напивая на ходу,
в сосульки
с ветки сорванной трубу!
и все решили
что пришла зима,
носы попрятавши
в причудные дома!
зачем Царя лесного
торморшит?
Спеша остаток
дней седых дожить
как та листва, что
дремлет по утру.
и ждет влюбленную
отшельницу Весну!

Средний Урал: легенды о Кокле-Мокле и кулеме
Сейчас Кокля-Мокля воспринимается как персонаж из детских стишков-потешек, а кулемой принято называть неуклюжего, нерасторопного человека. А между тем оба эти слова связаны с верованиями коми-пермяков — одного из коренных народов Среднего Урала.
Кокля-Мокля — мифическое существо, которое обитает в лесных избушках и избегает людей. Если верить мифам, один охотник встретил в лесу духа, который попросил передать некому Кокле-Мокле, что у него умер сын. Охотник не понимал, о ком речь и как ему исполнить это поручение. Но когда он зашел в лесную избушку, из отверстия в полу выскочило существо с огромными кривыми ногами и с плачем убежало в лес. Это и был Кокля-Мокля.

Еще одна интересная история связана с происхождением слова «кулема» — оно произошло из мифологии коми-пермяков. Именно так называли дух человека, который не смог покинуть свой дом. Он может показаться близким людям в виде маленького зверя или птицы или привидеться во сне в человеческом облике. К кулеме можно обратиться за помощью в особых случаях. Кроме того, его принято ежедневно поминать преломлением хлеба.

Иногда кулема может общаться с близкими в человеческом облике. Например, мать-кулема может на время возвращаться, чтобы покормить ребенка, а муж-кулема — приходить в гости к своей жене. Можно сказать, что это посредники между миром живых и мертвых.

https://russia.travel/journals/331962/