Про Мишутку

Татьяна Стукова
Это был чудесный лес. Высокие ели росли в нем почти до неба. Ближе к окраине встречались и сосны, и красавцы дубы, и медовые липы.
На опушках и полянах летом было не счесть грибов и ягод, порой встречались заросли лесной малины и смородины. Зверям и птицам жилось в лесу привольно, потому что люди поселились далеко от леса, и никому не мешали.
Пока недалеко не проложили дорогу от города к городу. По ней носились шумные вонючие машины. А люди начали понемногу осваивать лес, каждый раз уходя от шоссе все дальше и забираясь в чащу в поисках грибов или ягод.
*****
В берлоге под вывороченной ураганом елью, зимовали мама-медведица и ее сынок Мишутка. Медвежонок родился в январе и спал на теплом мамином брюхе среди шерсти в тепле, согретый горячим материнским дыханием. А медведица не просыпаясь, кормила его вкусным густым молоком. Ну а когда в берлогу потекли весенние ручьи, пришлось стряхнуть остатки сна и выбираться в большой мир.
Всю весну и лето Мишутка учился добывать еду. Под присмотром матери он грелся на солнышке и подкармливался тем, что можно в это время отыскать в лесу. Медведица переворачивала лапой камни, а под ними прятались вкусные жирные личинки и корешки.
Иногда она приводила Мишутку к муравейнику,запускала в него лапы и слизывала вкусные муравьиные "яйца" и кисленьких муравьев. Глядя на неё и медвежонок лакомился муравьишками. Не часто, но попадались порой птичьи гнезда с вкусными яйцами или сочными птенчиками.
Не думайте, что медведи злые, им просто надо очень много есть, чтобы поправиться после долгой зимней спячки и растолстеть перед новой зимой.
Иногда медведица купала Мишутку в ближней речке. А на мелких местах ей удавалось когтистой лапой подцепить зазевавшуюся рыбешку-другую, и тогда был рыбный день.
К середине лета медвежонок подрос, округлился. Он научился и сам находить еду. Лазал по дуплам за медом диких пчел, загребая его из дупла мохнатой лапой. Было очень вкусно, но сердитые пчелы жалили в нежный нос, губы, глаза. Приходилось удирать со всех косолапых лап.
Мишка даже храбро нападал на маленьких зайчат. В общем, ел все, что попадало на пути, чтобы быстрей вырасти, чтобы стать сильным и крупным, как его папа медведь.
Правда, отца ему никогда не приходилось видеть, но медведица рассказывала ему во время отдыха, какой могучий у него папаша.
Однажды, когда они искали еду далеко от берлоги, медведица показала Мишутке стройную одинокую сосну, а на её стволе следы могучих когтей высоко вверху. Это были отметки лап папы-медведя. Так он "подписывал" границы своего охотничьего района. Конечно, Мишутка попрыгал вверх возле сосны, но дотянуться было не в его силах.
*****
Как и все малыши, Мишутка был очень общительным. Даже с будущей живой едой он старался сначала поиграть, рассмотреть её. Иногда во во время знакомства еда просто убегала от медвежонка, ведь он был маленький и пока ещё неуклюжий.
 Вот наткнулся Мишутка у реки на большую тёплую лужу посреди лесной поляны. Хотел побултыхаться в водичке, пока мамаша отошла. Заглянул в воду, а там полно каких-то странных, тёмных рыб. Головы у них большие, во всё тело, и хвостик тоненький. Запустил медвежонок лапу в воду, разлетелись "рыбы" в разные стороны. Шустрые оказались.
 Мишутка не знал, что это дети лягушек - головастики. Солнышко пригрело лужу, они вывелись из икринок и начали стремительно расти. Скоро отрастут у них четыре лапки, исчезнет хвостик, и поскачут они, кто куда, поближе к речке.
А пока плещутся, ныряют,тину всякую едят.
Мишутка их и одной лапой, и двумя гоняет, а поймать никак не может. Уже и перекусить хочется. Сел возле лужи и заревел от обиды.
Мама-медведица прибежала быстро: - Кто сыночка обидел?
Сразу поняла Мишуткину беду, захватила воду большущей лапой, выплеснула на берег:
- Беги, Мишутка, собирай.
Без воды головастики оказались совсем не шустрые и вкусные. Раз, другой, третий махнула мама лапой. И медвежонок приспособился, тоже научился выбрасывать головастиков на бережок. И тут же ел. Хорошо перекусили.
*****
Все помнят песенку о медведе, который доволен тем,"что остался без хвоста"?
На самом деле хвосты у медведей есть, только короткие. И у Мишутки, конечно, тоже был хвостик.
Любопытным медвежонок был от кончика блестящего чёрного носа до этого самого хвоста. Из-за этого любопытства Мишутка часто попадал в разные неприятности. Коротенькому хвосту доставалось меньше, а вот нос малыш совал везде.
  Чутьё у медведей не хуже, чем у собак, поэтому носом медвежонок познавал мир.
После душной берлоги всё вокруг манило разнообразными запахами, надо было изучить, обнюхать мир, попробовать на зубок.
Всех неприятностей, в которые втянул его любопытный носишко, не пересчитать.
  Однажды Мишутка унюхал прыгающую четырехлапую диковинку, похожую на лягушку. С медведицей они ловили и ели лягушат, это было довольно вкусно. Правда, запах немного отличался, но Мишутка поторопился цапнуть попрыгунью. Ах, какой она была невкусной, горькой, едкой, противной. Пришлось долго отмывать мордочку в ручье, пить воду и отплевываться.
- Это жаба,- сказала медведица, - они несъедобные. Лягушки ловятся у воды, а жабы живут в рыхлой земле. Запомни их запах и не лови больше.
- Не буду,- пропищал Мишутка, - невкусно.
*****
Очень вкусно пах мёд. Мишутка издалека, особенно, в жару, чуял медовые дупла с пчёлами и сладким мёдом.
Сначала мама сбрасывала ему вниз обломки сот с пахучим медом, Мишутка убегал подальше с самым большим куском и лакомился, забившись в густую траву. Но как-то отбежав от медведицы, он сам учуял душистое лакомство и быстро полез наверх, к дуплу. Это были какие-то неправильные пчёлы, они не хотели отдавать мёд, грозно жужжали и жалили Мишутку. Глаза сразу опухли и стали щелочками, нос - шариком. От боли Мишутка завизжал, скатился с дерева и помчался по лесу. А разъярённые пчёлы роем летели за ним и впивались в открытые места.
Хорошо, что на Мишуткиной дороге попалась глубокая канава с водой. В воду пчёлы не полезли. Они сердито жужжали вверху, наверное, бранили Мишутку, а потом улетели.
От холодной воды медвежонку стало полегче. А ещё приятней было приложить к носу полную лапу мокрой глины со дна канавы.
 Грязного, мокрого и опухшего нашла Мишутку по следам мама. Немного побранила, а потом и пожалела, облизав ему пострадавшую мордочку.
  Любопытный нос манил Мишутку к брошенным туристским стоянкам или просто к местам отдыха людей. Там всегда стоял запах очень вкусных нелесных вещей.
Не все люди убирали за собой поляны. Часто они бросали кусочки колбасы, сала, сладостей.
Мишутка боялся запаха людей, но так вкусно пахли брошенные немытые банки из-под сладкого варенья.
И конечно любопытный нос заманил медвежонка в ловушку. Он нашёл сладкую банку с остатками малинового варенья. Лапой, языком вылизывал мишка банку, но пахло еще сильнее. Жаль, что нельзя было залезть внутрь целиком. Но мордочку в горло банки медвежонок засунул так, что уже сам не мог выбраться назад. Он мотал головой, но банка не слетала с головы. Хорошо, что мама крепкими когтями зацепила горлышко и сдернула банку с глупого сына.
С тех пор Мишутка сторонился стоянок людей.
.
*****
Скоро придёт зима,- сказала Мишутке медведица.- Это первая Зима в твоей жизни, надо хорошо приготовиться.
- Зима придёт в гости? - спросил медвежонок.
- Трудно объяснить,- ответила мама. Сначала как будто в гости, робко, неуверенно. Зима  присматривается, морозом пугает всех вокруг, снегом посыпает...
- А что такое снег и мороз? - перебил торопливо Мишутка.
- Снег похож на белых пчёл. Роем вьются они над головой, вылетая из серых туч, падают и устилают всю землю.
Когда тепло, из туч льёт дождь, а зима приносит с собой холодный снег. Вот сегодня ночью ты замёрз и прятался ко мне под бочок. Зимой холодно всегда, а в самые лютые морозы даже птицы замерзают на ветках и умирают.
Хорошо, что мы с тобой спим в теплой берлоге и не выходим из неё до весны.
А ещё от сильного мороза река покрывается толстым прозрачным льдом. По ней можно ходить, как по тропинке.
И вот, когда везде снег, лёд и сильные морозы, Зима становится хозяйкой леса.
Это очень тяжёлое время года для птиц и зверей. Холодно, а главное, голодно.
Нет насекомых, птенчиков, нет ягод, корешков и грибов. Кто спрятался, кто улетел в теплые края. А мы, медведи, ложимся в спячку до самого апреля.
Поэтому к приходу зимы нам надо хорошо подготовиться. Наше спасение - это толстый слой жира под кожей, тёплая меховая шуба, уютная берлога. Ближе к осени мы должны ещё лучше и больше есть, и днём и ночью. А во время отдыха ухаживать за шубой, вычёсывать её когтистой лапой от репьёв и колючек.
Потом мы вместе расширим нашу старую берлогу, ведь ты вырос, и нам нужно больше места. Зато вдвоем мы будем лучше согревать её изнутри своим теплом.
А сверху берлогу заметёт снегом, под ним тепло, как под шубой, и мы не замёрзнем.
- Мама, но ведь ты говорила, что снег холодный. А как же он будет греть берлогу?
- Под снегом всегда тепло. В нём много воздуха, а он не даст теплу наших тел уйти наружу из берлоги. Вот и говорят, что снег греет.
- Давай-ка спать, Мишутка. Завтра у нас так много дел.
- Мама, мамочка, последний вопрос: а откуда ты знаешь про зиму? Ведь мы же спали с тобой до первых ручьёв.
- Мне рассказывала моя мама. Однажды в конце зимы её разбудили собаки. Они отыскали берлогу, лаяли, рвались вниз. Длинными рогатинами тыкали в берлогу охотники. Просто чудо, что ей удалось вырваться и убежать далеко в лес. До самой весны твоя бабушка искала еду в холодном пустом лесу, пряталась от охотников.
Даже в деревню пришлось наведаться, когда стало совсем голодно. Там на окраине была овчарня. Украденная овца помогла дожить до весны, не погибнуть от голода.
Страшно было вспоминать, как суров лес, когда в нём хозяйничает зима.
Поэтому спи малыш, набирайся сил. Мы не будем бояться зимы, мы её правильно встретим.

Так, в подготовке к зиме, закончилось лето, пролетела осень.
Мишутка и его мама стали большими, толстыми.
Перед продолжительным ноябрьским снегопадом они устроили разгрузочный день. Потом наелись сосновых иголок и залегли в берлогу.
Не знаю, какое бюро прогнозов подсказало им, что падающий снег скроет все их следы и подходы к берлоге, но так и вышло. Сладким сном заснули медведи до весны.
Мишутке снились холодные белые пчёлы, которые кружились, порхали над лесом, опускались на поляны и становились снегом.