2 тур. Обзор от Надежды Назаровой

Временные Хроники
1. Ох, как жизненно, как знакомо! Видела и «двуглавых драконов», принимающих только свою правоту, которые никогда не попросят прощения, и их теряющих себя жертв. О последних точно подмечено:
«Стою я в своём углу без гордости да без имени.
В обидах, как в сером инее, стерильную жизнь леплю.»
 Каждая фраза выверена, в небольшом тексте — целая история драмы, когда: «Жестокость рождает страх. Любить никого не хочется.» Но тяжело поставить точку на этих отношениях даже будучи загнанной в угол, как будто «мёдом в углу намазано». Хорошо, что в этой истории героиня решает, что «достаточно» это терпеть.
 Написано отлично.
2. Оказывается, об обычной пыли можно написать так поэтично. Хотя под этим кроется такой философский подтекст. Но, наверное, каждый читатель додумает уже что-то своё. Ведь у многих в укромном углу есть своя «пыль», «невидимая в штиль», что ждёт, когда «лёгкий сквознячок над полом пробежит», чтобы взвиться «голографическим Кащеем» и снова осесть в уголок до срока. Даже самая первая фраза как будто идёт с подтекстом: «Огромный дом, углов не счесть, и в каждом дремлет пыль». Стих читается легко, на одном дыхании, но есть одна инверсия —  «пылинок бархатная взвесь».
3. Как здорово написано про отчий дом, который помнится всю жизнь и манит вернуться в невозвратное. Всё так и оживает перед глазами: и спящий «блохастый» кот, и «самотканый коврик», и пирог к чаю на столе, и то, как «в чугунках томятся щи и каша»... Очень точные проникновенные фразы: «Сон тревожит сердце до мурашек», «Сорок лет, как отчий свет погас». А заключительные строки всколыхнули столь близкое и мне, и, наверное, многим:
«Знать бы, в чьём углу сейчас иконы?
Помнят ли и молят ли за нас?"»
  Но есть слияния «ВВечность», которого избежать было бы сложновато, и «тоТДом», но не хочется даже замечать такие мелочи. А рифмы все отличные.
4. Моё.
5. Стих-воспоминание детства улыбнул, навеяв такое знакомое... Заключительная фраза интересна тем, что можно вложить в неё что-то своё, ведь «счастье в школьном рюкзаке» могло быть у каждого своё, и можно просто пофантазировать или вспомнить это «своё». Рифмы хорошие. Но текст немного сумбурен, пришлось перечитать несколько раз, чтобы понять некоторые моменты. Так как глаголы кое-где упущены, то мысль
выглядит скомканной. Вот эта фраза сначала совсем в тупик поставила: «И угол, частый домик. где мы* В момент, когда ты виноват.» Точка — это, вернее всего, опечатка, должна быть запятая. Но сначала смутил «частый домик», решила, что, может, это «частНый домик», но тоже что-то непонятное. Наверное, этот самый «угол» бывал для друзей часто «домиком». Может, тогда лучше так бы и написать «И угол — часто домик, где мы...", а тире здесь вместо отсутствующего глагола. А ещё лучше бы: «И часто угол — домик, где мы...» (т.е. «угол —  это домик» для детей). Но и дальше фраза скомканная, снова не хватает глагола (ссылка на «мы, ты» не упростила понимания смысла фразы), может, тоже добавить тире. Тогда всё будет выглядеть так: «И часто угол — домик, где мы — в момент, когда ты виноват». Хотя, конечно, понятно, что и эта фраза очень урезана.
 «И память от слезы набухла» — как-то «набухшая» память не представляется.
 «Мы вспОмнилИ углы, углы» — сбивается ударение больше на последний слог. Может, лучше написать: «Когда мы вспомнили углы».
 После слов «Краеугольные проблемы,» лучше поставить двоеточие, а не запятую. Или ещё лучше так: «Краеугольные проблемы, когда характер угловат». Иначе в тексте  идут близко слова «вспомнили» и «помню».
 «Как мы кота ложили спать» — лучше заменить на «Кота укладывали спать.» (Слово с корнем –ЛОЖ- пишется всегда только с приставкой, т.е. положу, приложи, заложил, положите...) Идёт слияние «ССестрёнками».
 И многовато «углов» для одного стихотворения – почти в каждом катрене по два, а есть и три однокоренных слова в одном катрене.
6. Сложно оценивать стих, посвящённый врачам, которые выполняют свою работу ответственно, милосердно, с добрым сердцем, ещё и в лечебном центе для «особых, обделенных жизнью» людей. Хотя это повествование
больше похоже на очерк о добросовестном труде врачей, только в рифму.
 Сами рифмы удачные, кроме «уникален — благодарен», «назначает — ломая». «Убирая негатива боль» —  инверсия. Идёт слияние «ЗАЗАботу».
 «Из коляски выбраться помогут, и уложат бережно в кровать» — запятая не нужна.
 «Профи-врач леченье назначает,
А затем - внимательный контроль,
С добротой, стереотип ломая...» — имеется ввиду, видно, что врач назначает лечение, а затем идут уже действия остального медперсонала, но читается так, как будто «а затем» и всё остальное — просто назначения врача. Все действия так же в стихотворении в основном идут в настоящем времени, но в предпоследнем катрене — уже в прошедшем («делали», «украшала»). «Галерея из картин из шерсти» — с этими двумя «из» фраза читается так, как будто галерея из картин и она же из шерсти, и только отсутствие запятой как-то помогает понять, что это не так.
Может, лучше написать «Галерея же картин из шерсти украшает подоконник наш!» Или как-то ещё... Только зачем в этом катрене восклицательный знак?
7. Целая жизнь вместилась в стих, но как здорово это всё закольцовано от девочки с зайкой и мишкой, который «не пробовал мёд» (из всем известных детских стишков) до уже её дочери и разбившейся банки мёда. А между этим —  «обыденной жизнь» женщины, в которой ей приходится крутиться как белка в колесе. Но стих, всё таки, добрый.
Написано очень хорошо. Каждая фраза выверена, точна. Каждая строка — законченная мысль. Рифмы отличные, кроме одной: «бутерброд – нальёт».
8. Превосходно! И даже постоянное повторение фразы «Я в угол поставлю...» только усиливает впечатление от стиха. Каждое слово, каждая рифма отточены, наполнены смыслом. Ничего лишнего и в то же время, всё так
объёмно, полно.
9. Красивое, образное, тёплое стихотворение. Как трепетно описаны родные с детства места, дом, семейный уют. Так и видится эта картина:
 «Где прокалывают небо пухлые стога
И всю ночь в прохладной речке плещется луна.»
 И рифмы удачные.
10. Своеобразные мысли в этом стихе притягивают, но хочется бОльшего раскрытия. «Остались сном без пробужденья, в тени слепящей полосы» — не совсем понятно что это за полоса (полоса чего?). «В плену слепого
окруженья» — какого окружения, чего именно?
 «И страшно милости просить» — у кого? ( у Бога, судьбы, подруги?..)
 «Мы обескрылены друг другом
И в дырку загнаны в полу
Крылом к крылу.» —
 Если уже «обескрылены», то почему тогда — «крылом к крылу». И идёт слияние «ККрылу». Для такого небольшого стиха идёт повторение в одном катрене однокоренных слов «слепого» и «слепящей».
11. Стих написан с юмором, озорно. Очень повеселил, хотя речь идёт о непогоде. Обычно жаргонные словечки и слова из просторечья не очень украшают стих, но здесь они, наверное, вполне уместны. Правда, на фоне других стихов этот не так притягивает воображение, но это только моё мнение. Понравился образ: «каждый пеший чебурашка». Рифмы очень удачные.
12. Красивое начало стиха. Картина завораживает. Но сразу идёт инверсия: «На прозрачные дали осени жёлтой грусти насыпан ворох.» А дальше почему-то ёлки «от ненастья не в настроении» и тучи на небе,
хотя изначально в стихе были «прозрачные дали» и «ворохи жёлтой осенней грусти». Переход от одного к другому поучился не однозначный. А «грустная осень» сразу вдруг оказывается «гордой»: «Осень гордая – пальцы веером!» Но раз «Надоело ей быть художницей», то возможна, наверное, и такая метаморфоза. Только «пальцы веером» как-то не украшают стих.
 Неточная рифма «веером –- лелеяло». Многовато местоимений в последнем катрене: «ей», «ей», «она».
13. Какой хороший добрый стих со счастливым концом. Пусть и «персональный рай», но так хочется порадоваться за литературных героев этой истории. Их уют описан вроде бы простыми словами, но по-доброму, от души. Рифмы все удачные.
14. Хорошее светлое стихотворение. Читаешь и улыбаешься. Кратко, талантливо. Пусть даже героиня и лежит как «горка вялых овощей», но «в углу алькова... живёт... улыбчивое детство - большой, лохматый, плюшевый медведь».  Концовка тоже хороша:
«Одна любовь в моей душе - по центру,
Другая мишкой прячется в углу...»
 Пусть, наверное, не всё просто в жизни у ЛГ, но после прочтения такого стиха надеешься на позитив. А рифмы здесь просто отличные.
15. Стих как сама ссора — краткие хлёсткие фразы. Рифмы хорошие. Точно подмечено, что чаще в ссорах родных людей здравый смысл не может достучаться до них: «Права я или не права - мне трын-трава.» И как хорошо, что в конце ЛГ говорит: «Прости, родной!» (Хотя, если бы её любимому не стало плохо, то... неизвестно, чем бы обернулась ссора.) Нам многим так не хватает порой этого слова «прости!»
16. Тяжёлые ощущения от этого стиха. Такое детство, описанное в стихотворении, оставляет не лучший отпечаток в душе человека на всю жизнь, если ему от «жалящей боли» «просто хотелось оставить неласковый дом»:
«И через годы несла, словно мутную воду,
Детские эти обиды, в пути расплескав…»
 Хорошо, что стих закачивается прощением героиней постаревшим родителям всех обид (любили, как могли, «строптивую» дочь), ведь и без того «в жизни – сплошные углы».
 Стих написан хорошо, замечаний почти нет. Есть только небольшая инверсия — «Сердца комочек сжимался».
17. К сожалению, не сразу поняла этот стих — какой-то сумбур. Если герои переезжают в новый дом, то для чего им дружба нового и старого домов, хотя и обещается ремонт последнего. Сначала совершенно не поняла и что это за «медвежонок белый», которого зовут «Снег», пока не дошло, что это снег медвежонком назван. Может, надо было взять в кавычки слово «медвежонок» или поставить тире перед словом «белый», или после него, а также после слова «Снег». Тяжело читается текст из-за удлинённых третьих строк катренов и от того, что идёт постоянный сбой ударений в четвёртых строках катренов: «маленькИй», «прОщаемся», «над крышЕй», «сдружатсЯ».
 В первом катрене  — однокоренные слова «Медвежонок» и «медвежьем», в последнем катрене — «старичка», «старый», ещё и в третьем катрене — «старенький». Не точные рифмы: «дом — заживём», «Домовой — озорной»,
«не впервой — молодой», «старичка — наверняка».
18. Вроде стих «геометрический», но какой философский! Написано отлично. Совсем с другой стороны открылись углы — прямой, острый и тупой. Какие жизненные наблюдения характеров, конечно же, людских.
 Особенно понравились заключительные строки:
«Ну, почему считается тупым,
Кто перед всеми открывает душу?!»
 Только есть неточные рифмы: «важнее — прямее», «неразрешим — тупым».
19. Превосходно! Так описать в стихотворной форме разрыв людских отношений — просто здорово! Очень образные фразы: «Лайнер любви в небесах потерял управление. В зону посадки не выйти красивой глиссадою», «Угол падения – плоский, когтистый, как молния…», «наш домик соломенный», «Физика чувств…  Сгусток  боли, тоски, унижения!», «Лучик души повернется к углу отражения». И ёмкая точная заключительная фраза:
«Как же легко находиться в свободном парении!» Отличные рифмы.
 Можно читать и перечитывать стих снова и снова и открывать в каждом слове столько вложенного смысла, сердца, души.