Доживем до понедельника. Диалог в актовом зале

Зера Черкесова Новеллы
Ещё по этому фильму:
http://stihi.ru/2023/07/02/5064
Будут ли они вместе? Хф Доживем до понедельника.
(дискуссия о любви Наташи к Илье Семеновичу).

Доживем до понедельника, и Ключ без права передачи

Пересмотрела между прочим знаменитый фильм "Доживем до понедельника". реж. С.Ростоцкого, 1968 год.

Впервые получила цельное впечатление от этого фильма, поняв его возможно более прежнего. Захотелось почитать переписку лейтенанта Петра Шмидта с той. с которой познакомился в поезде. Образ учителя истории, созданный Вячеславом Тихоновым,- превосходный. В коротком эссе невозможно охватить все грани разом. Давайте вспомним один эпизод, литературный. Смотрите иллюстрацию:кадр из фильма, где учитель истории Мельников(между прочим, Мельников по-немецки Мюллер...)и учительница литературы, в него влюблённая(как все, впрочем)после уроков, вечером, случайно встретились в пустом актовом зале и произошел между ними примечательный диалог.
Учитель истории Илья Семенович играл на пианино "Одинокого путника" Э.Грига.

Затем читает стихи:

Не властны мы в самих себе,
И в молодые наши леты
Даем поспешные обеты,
Смешные, может быть,
Всевидящей судьбе.


На процитированное им четверостишие учительница литературы и завуч Светлана Михайловна (актриса Нина Меньшикова) пытается угадать автора.

-Кто это? Некрасов, Тютчев, Фет? - гадает Светлана Михайловна, учительница литературы.
-Это не из школьной программы. Баратынский, - отвечает Илья Семёнович.

– Ну, знаете! Баратынский! Никто не обязан помнить всех второстепенных авторов, – раздражилась вдруг Светлана Михайловна.
– А его уже перевели, вы не слышали разве? Перевели недавно, да. В первостепенные.
 
Скрытая ирония.

Фильм заодно послужил и рекламой возрождения имени забытого поэта, Баратынского. С Надсоном же вышло наоборот: его перевели из первостепенных во второ-третьестепенные, и окончательно забыли.

 "Не сравнивай, живущий несравним".

А почему вдруг перевели на градацию выше старинного поэта? Это всё тонкие материи, почему те или иные"забытые"-вдруг становятся востребованы, переводятся с задворок - в первостепенные...И связано с цайтгайст(нем.)-духом времени. Е.Баратынский тонкий лирик, его очень ценил Пушкин, но в силу именно своей камерной лиричности  не пришелся бы ко времени великих переломов, когда востребована другая литература - от Маяковского до Демьяна Бедного и прочее, в таком духе.

Каждый человек - заслуживает быть первостепенным, если заслуживает. О Надсоне нет-нет и думаю, о  его судьбе, странной капризной поэтической фортуне, а вот подобрать ключик к статье по не получается, но слово дала написать.

Переврав название пьесы Грига "Одинокий странник" - "Одиноким пешеходом" - Светлана Михайловна снова садится в лужу, наряду с незнанием поэта Баратынского. А учитель Мельников, по идее обязанный воплотить образ благородного педагога, нетактично поправляет её, и здесь уже завязывается зерно их взаимной неприязни и конфликта. И вообще в диалоге постоянно сквозит его скрытое презрение к ней, потом нарочито исправленное букетом цветов, занесенным утром в учительскую, чтобы при всех коллегах-учителях поздравить ее с 20-летием работы в школе, и наслаждаться громом восхищенных его поступком аплодисментов. Какой педагог с большой буквы! А там наедине в актовом зале можно было и поглумиться над недостаточной образованностью и безапелляционностью суждений коллеги. Да покрасоваться своей импозантностью - игрой на фортепиано классического произведения, да без нот, по памяти, и цитированием малоизвестных поэтов пушкинской поры.

А ирония учителя истории не совсем ирония. Е.Баратынского долго не знали, считали за второ-третьестепенного, а поэтом первой величины стали признавать примерно в те времена, когда сняли фильм. И учитель истории спрашивает ее, не слышала разве. То есть в этом ёмком диалоге много скрытых смыслов. "Не слышали разве?" - означает намёк на то, что учительница литературы еще и не следит за периодикой, литературными толстыми журналами, а тогда интеллигенция следила за публикациями в толстых журналах, они были на пике востребованности, задавали тон и атмосферу в обществе.

Это мой взгляд, необязательно его разделить. Всегда ощущала некоторое, трудно объяснимое недовольство этой сценой в актовом зале. Как там у Чехова:"Хорошее воспитание не в том, что ты не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой"("Дом с мезонином").

Кстати, песню учила когда-то из этого фильма, но в фильме его нет, только музыкальная тема в титрах. А стихотворение, на которое композитор Кирилл Молчанов написал музыку уже после фильма("Журавлиную песню"), - Г.Полонского:

Может быть, пора угомониться
Но я грешным делом не люблю
Поговорку, что иметь синицу
Лучше чем грустить по журавлю...

Его с пластинки пела красивым прочувствованным голосом солистка Большого детского хора, но не очень ребенок, а скорее из старшей группы.

О Кирилле Молчанове как-то забыли, а это был интересный и причем академический композитор, писавший не только песни к фильмам, но в академических музыкальных жанрах(опера "А зори здесь тихие", например, возрожденная к юбилею Победы на нашей сцене в виде оперы в концертном исполнении, после чего снова благополучно забыли).

А вы смотрели фильм, когда-то резонансный: "Ключ без права передачи"? В нем учительница литературы устраивает неформальные отношения с десятиклассниками, обсуждает с ними разные темы за пределами программы. Собирает у себя на день рождения ученицы и по другим поводам, дискотеку устраивает и обсуждает учителей. Хорошо ли это, не берусь сказать. Если вот так, позволить себе сократить дистанцию, с учениками.

А поскольку это молодая учительница(Елена Проклова), сама с разницей в несколько лет с 10-классниками...то возникают и некие такие эротические струнки...
Двойственное впечатление от того фильма("Ключ без права передачи"), как и вообще от кино 70-90-х, новый декаданс...
Той чистой ауры, хотя и некоторого налёта патетики и пафоса, что в 30-60-е, уже не было, если просуммировать впечатления. Нарастают цинизм, безверие, пустота...


У каждого времени свои заморочки, свои, кажущиеся потом абсурдными моды. Как и этот шиньон,  см фото, столь модный в 60-егг 20в.причем повсюду, в том числе на фотокарточках жительниц Кавказа, Закавказья и отчасти Средней Азии - те же короткие юбки, тот же костюмчик что на учительнице, с такой же узнаваемой отделкой, тот же шиньон, закрепляемый кучей шпилек, что натягивало волосы на голове и часто жаловались на головную боль к концу рабочего дня. Сейчас, пожалуй, ни за какие коврижки не напялят снова такое на голову массово, разве отдельные чудачки. Это еще можно на концерт, если уж такая охота покрасоваться, но работать каждый день, наряжаясь на целый день(!)в такие неудобные сооружения на голове - ну не имеет смысла мучаться... Вон ведь, все равно мужчины смотрят свысока, женский пол всегда недооцениваемый, и никакие ухищрения не помогут, так что не лучше ли последовать совету из другого фильма. На вопрос гостей-мужчин, удобно ли в гости прийти вот так запросто, в тапочках, интеллигентная хозяйка мило ответила: "Что удобно, то и прилично". Истинно так. А в древней Греции все ходили в тапочках типа лаптей, что не помешало  взлёту культуры, для нас недосягаемому. А туфли на шпильках нашего времени это издевательство над слабым полом, пронзительная боль в ногах и где-то в висках, -  не оправдывается ничем. Ну а высоченные шиньоны. Неожиданное ретро из Серебряного века и Барокко, эпох, когда дамы столько возились с корсетами и шиньонами - красота, поистине, страшная сила...

Хотелось бы указать авторов и исполнителей саундтрека-музыкального ряда фильма.
В 1969 году фильму вручена Золотая премия Московского кинофестиваля, а в 1970 году фильм был удостоен Государственной премии СССР.

Песню «В городе дождь» (стихи Евгения Евтушенко — музыка Эдуарда Колмановского) напевает Светлана Михайловна;
Песня «Иволга» («В этой роще берёзовой…» — музыка Кирилла Молчанова на стихи Николая Заболоцкого) звучит в исполнении Вячеслава Тихонова;
Романс «Я ехала домой» напевает Рита Черкасова;
К основной музыкальной теме фильма Георгий Полонский позже написал стихи, и «Журавлиная песня» с 1972 года  часто исполнялась детскими хорами.

Да-да, замечательная певица, это Рита Черкасова. Солистка Большого детского хора ЦТ и ВР СССР. Ее я слушала на миньоне-пластинке фонохрестоматии "Музыка" для школы, на пластинке были песни и музыка титров из этого фильма, особенно запомнилась песня Кирилла Молчанова "Журавлиная песня".


04/03/2019г., 05/12/2020

Эдвард Григ - Одинокий странник ( из цикла "Лирические пьесы". Соч.43, № 2)
Edvard Grieg - Liric Pieces ( Op.43, № 2 ) Для скрипки и фортепиано, но есть переложения для ф-но, часто исполняется учениками ДМШ, как несложное лирическая пьеса.
------------------------

Остальные эссе по кино-театральным впечатлениям, с замахом на кинокритику, см в папке "Мои театральные и кинорецензии".

http://stihi.ru/2020/12/05/2266
О х/ф  "Доживем до понедельника".Диалог в актовом зале.

http://stihi.ru/2014/12/22/4228
О х/ф "Служебный роман. Откровенно".

http://stihi.ru/2016/12/30/9664
О х/ф "Тучи над Борском".
Антирелигиозная пропаганда Оттепели. О механизмах образования сект.

http://stihi.ru/2021/01/09/8347
О комедиях Эльдара Рязанова "Гараж" и "Ироония судьбы"

http://stihi.ru/2021/01/29/1662
Ушёл Василий Лановой

http://stihi.ru/2020/11/06/7303
Вера Пашенная в роли Вассы Железновой. Великие старухи Малого театра".

http://stihi.ru/2018/12/09/4959
Ретро. О х/ф "Одиноким предоставляется общежитие".

http://stihi.ru/2020/12/01/3571
Кусочки эпистол. Ревизор и Тартюф.

http://stihi.ru/2020/11/06/203
"Весна на Заречной улице" - кино на все времена

http://stihi.ru/2016/07/25/7766
Любовь Орлова навсегда. О сеиале "Орлова и Александров".

http://stihi.ru/2021/02/07/558
Фильм  Г.Александрова и Л.Орловой "Весна". Тайные знаки будущему.



http://stihi.ru/2020/09/18/6072
О мультипликации оперы "Снегурочка" Римского-Корсакова

http://stihi.ru/2021/02/19/294

Мистика цифр в советском кино. "Сердца четырёх".

http://stihi.ru/2021/01/18/3207
О х/ф "Сердца четырёх" и о ностальгии

http://stihi.ru/2014/10/17/722
Путешествие к властелину колец. "Cassini" док. фильм.


https://zera-cherkesov.livejournal.com/120979.html