О Сеньке и шапке

Александр Брыксенков
 
    Советские работники идеологического фронта отличались заметным примитивизмом. В частности они по-страусиному тщательно затушёвывали, смазывали разные негативные проявления, имевшие националистическую подоплёку. Только после исчезновения этих полит-деляг Барсуков узнал, что белорусскую Хатынь вместе с населением сожгли не немцы, а украинцы, что латвийских евреев расстреливали не немцы, а латыши, что роковую роль в разгроме Красной Армии в приграничном сражении 1941 года частично сыграли литовцы.

    Там произошло следующее. Немцы, в соответствии с планом «Барбаросса», наносили основной удар на стыке Северо-Западного и Западного фронтов. Здесь, на ключевом участке, на левом фланге Северо-Западного фронта в оборону (с чьей-то дури) был поставлен 29 стрелковый корпус, включавший в себя 184 и 179 стрелковые дивизии. Личный состав этих дивизий (18 000 человек) состоял из бывших военнослужащих армии буржуазной Литвы. Утром 22 июня литовцы перестреляли командный и политический состав корпуса и, открыв фронт, ударили в спину Красной Армии.

    В оборонительных позициях Северо-Западного фронта образовалась большая прореха, а это как проран в плотине — не заткни его, разметает всю плотину. Основные силы фельдмаршала Лееба, не встречая серьёзного сопротивления, вышли на оперативный простор. Танки Клейста (1-ая танковая группа) двинулись к Пскову,

   Для прикрытия псковского направления командующий Северо-западным фронтом генерал Ф.И.Кузнецов выдвинул против наступающих немецких частей 21-ый мехкорпус. Но поздно. 2 июля главные силы 4-ой танковой группы, сломив сопротивление 21-го мехкорпуеа, нанесли удар в сторону Пскова. 6 июля они заняли город Остров, а 9 июля вступили в Псков.

   4-я танковая группа, двиеаясь к Пскову, одновременно наноссила удары по правому флангу Западного фронта, что помогало 3-ей танковой группе Гота быстро прорвать его и рвануться на Минск, где она встретилась со, смявшей левый фланг Западного фронта, 2-ой танковой группой Гудериана. Все три армии Западного фронта оказались в окружении и были уничтожены. Только пленными немцы взяли более 300 000 человек. После разгрома Западного фронта оголился правый фланг Юго-Западного фронта, и генерал Кирпонос, чтобы избежать флангового удара, стал отводить свои армии в сторону Киева. Вскоре немцы оказались под Ленинградом, Смоленском, Киевом. Об этом роковом эпизоде с участием литовцев Барсуков вспомнил не с проста.

    В восьмидесятые Барсуков часто встречался с немецкими офицерами. Он, возвращаясь из института домой, втискивался в вагон трамвая 53-го маршрута. Очень часто так совпадало, что в этом же вагоне ехали в своё общежитие на Культуре, закончив занятия в военной академии, и офицеры из ГДР. Они, сбившись в группку, всегда весело и громко разговаривали.

    У Барсукова, ещё с военной поры осталось недоброжелательное отношение к немцам, поэтому он сразу же, увидев немцев, протискивался в дольний конец вагона, чтобы не слышать немецкой речи, а протиснувшись начинал брюзжать про себя: «Уроды наши правители. Учат воевать на свою голову и немцев, и поляков, и болгар, и венгров. Ведь эти народы никогда не были союзниками России, а на оборот. И не будут они стоять плечо к плечу с русским воином, хотя и входят в Варшавский договор. Пример тому — предательство литовцев в 1941 году, которые всегда враждовали с Россией. У русских бояр Литва была вечной докукой.»

    Прошло немного времени и переметнулись европейские союзнички СССР в НАТО. Зря учили! Умничка Барсуков, как в воду смотрел. Его с такой светлой головушкой в министры бы, а то и повыше. Но куда там!

   Барсуков давным-давно распрощался с флотской, да и вообще с военной службой, но интерес к людям в погонах остался. Однажды, листая военный журнал, он увидел фотографию Министра обороны в парадной форме. Ну, красава! Особенно живописной была фуражка. Просто чудо как хороша. Только плюмажа не хватало.

    Вообще-то, самые пышные головное уборы у военных африканских стран. Но мы вполне сможем их догнать. Понятно, что в военном деле фуражка не имеет никакого значения. Главное то, что под фуражкой. Правда, иногда и подфуражечная субстанция также не имеет никакого значения. Командовал же Вооружёнными силами гражданский специалист-мебельщик. А ещё раньше — гражданский инженер. У него всё время фуражка сползала на ухо. Этим и запомнился.

    И Паша Мерседес запомнился. Не только как коллекционер, но и как человек веривший в то, что десантным полком можно выиграть войну. Но самое уникальное то, что военным ведомством СССР с 1925 года по 1940 год (целых 15 лет!) заправлял слесарь луганского паровозостроительного завода, который родился в селе Верхнее под Луганском и не имел не только военного образования, но и вообще никакого (в биографии сказано, что он учился в местной земской школе). Во время ВОВ командовал Ленинградским фронтом и докомандовался до того, что немцы дошли до предместий города.

    В 1940 году Ворошилова на посту Наркома обороны СССР сменил маршал С. К. Тимошенко. Выходец из крестьянской семьи бессарабского села Орман, он в Германскую стал полным георгиевским кавалером. Образование — сельская школа + военные курсы.

    Обобщая приведенные примеры, можно сказать, что командовать Вооружёнными силами не трудно. Действительно: сиди в кабинете и приказывай. И вся работа. Да любой справится. А если ещё и африканская фуражка, то вообще — трепет и уважуха.

    Вообще-то нагнать трепет на наших офицеров — это раз плюнуть. Покорные они, безответные. Становились же во фрунт перед Табуреткиным, тянулись перед его пассией. А, что делать? Жена, дети. Выпрут на гражданку, кому он там нужен. Вот и приходится шелковым ходить. Безропотно лезть то в Афганистан, то на Кубу, то в Сирию, то ещё куда прикажут. Возводить в частях часовни, церкви, разводить поросят. Девушек использовать не по назначению.

     Характерно то, что наших министров обороны роднит одна черта: почти все они родились в сельской местности. Кто на хуторе, кто в зачуханной деревеньке, кто в селе. Вот и нынешней министр (2020) родился в Чадане, что в Тувинской АО. Считается городом, но если посмотреть картинки в Гугле — большая деревня.

    И что так тянет крестьян от орала к мечу? Ведь не только военные министры но и большинство офицеров — это выходцы из деревень и небольших городков. Скорее всего крестьянские дети ведутся на гарантированное денежное, хлебное и вещевое довольствие. Ну и фуражка с петухами.

    Хорошо это или плохо, что на высокие командные посты пробиваются выходцы из сельской местности? А ни плохо, ни хорошо, а нормально. Главное, чтобы такой выходец был образован, хороошо знал военное дело и имел опыт командовния крупными соединениями. Пример: адмирал флота Кузнецов, уроженец деревни Медведки — с отличием окончил Высшее военно-морской училище, с отличием окончил Военно-морскую академию, прошел все служебные ступени от матроса до командующего флотом. Вот такому специалисту и карты, в смысле портфель министра ВМФ, в руки.

     Вот всего этого, возвращаясь к теме ВОВ, не имели наши командующие фронтами. У  всех у них базовое образование не выше четырёх классов сельской школы, командные должности  не выше командира бригады, опыта командования крупными соединениями нет. Поэтому были ли предатели-литовцы или их не было , опытные немецкие фельдмаршалы, имевшие большой боевой опыт, все равно переиграли бы наших командующих фронтами.

   Хороша ли теперешняя Российская  армия и её командиры?  А кто его знает. Очень плохо, что в мирное время оценить боеспособность армии очень затруднительно. Только война ставит решительную оценку качеству армии.