78. Тетради-отклики

Марина Артюх
     "Вещество как образец послушания".

       С. Вейль. Тетради.


      Если я его толкну - оно начнёт двигаться. Если я его обойду с другой стороны, оно покажет себя с другой стороны. Если я его покрашу, разобью - оно покрасится, разобьётся. С человеком так невозможно. Человек очень податлив снаружи, говорит с тобой, отзывается, воспринимает тебя, но безусловно крепок, непоколебим внутри - так называемый результат его изменений это не моё действие. В гораздо большей степени это его желание со мной согласиться.
     Чтобы изменить вещество достаточно узнать метод его послушания. Мы это называем техниками, а подарок частицы своей души этому веществу - искусствами. Чтобы изменить человека - что нужно сделать - непонятно никому. Не только я, другой, фактически не в состоянии изменить человека, но и он, близкий самому себе - не знает как себя изменить, даже если бы захотел этого. Это проблема.

     Быть послушным как вещество - одна из практик одухотворения и медитации. Учиться у вещества.
     Но когда человек действует по способу вещества, он ощущает себя рабом? Но это если его вогнали в "зависимость" и обрабатывают или используют, скажем, как какой-то камень. Тогда такое функционирование выдавливает силы человеческие сначала внутрь, где они тяжелеют и накапливаются (гнев, сопротивление), а затем, если они не находят разрядки, вещество их "перетирает" на более мелкие дисперсные частицы (человек ломается, крошится, сдаётся, покоряется) и приготавливает из этой смеси нечто похожее на клейкий пластилин, через который человеком орудуют. В последней стадии раб уже радуется, что он - раб, и воспевает, и восхваляет своё рабское состояние - даже клейкое вещество его души исчезает и место души занимает сухая пыль - дунь на неё и она летит во все стороны.
     Очень опасно человека превращать в вещь. Зачем же тогда существуют добровольные практики?
     Они существуют для тех, кто понимает, что девиз "стань самим собой" фактически означает "стань всем миром". Но человеку оказывается легче подражать любому животному, любому живому существу, чем камню. Вещество - последний предел, последняя стадия. Монах, сидящий на вершине горы неподвижно целыми сутками подобен камню, молчаливо лежащему при дороге.
    Настолько послушен в своём согласии, что равен веществу - по добровольному желанию. Это не превращает душу в пыль, а укрепляет её на самых элементарных уровнях. Потому что власть человеческая начинает простираться до этих самых элементарных уровней. Власть же обычного человека по существу всегда спорит с вещами, спорит с миром, людьми и всеми живыми существами вокруг, это бесконечный нескончаемый спор, на который растрачиваются колоссальные энергии.


    "Труд и страдание. Посредством труда всякий человек подчиняется материи, распинается ею. Страдание это или нет, во всяком случае, это подчинение. Отказ от собственной воли. Отказ без компенсации.

В труде всё становится посредством, всё — орудием: вещество, инструмент, тело и душа.
«Основное условие, чтобы труд не был рабским»."

       С. Вейль. Тетради.


     Добровольное распятие, символ креста, который манифестируется в истории значительно позже, но может быть появляется очень рано - свастика, коловрат, самые различные формы крестов, символизирующих встречно-противоположное движение.
Первые шаги человека, гоминида - добровольны? Самый древний человек разве выбирал? Очень может статься, что он попал в невыносимые условия, которые и мы повторяем раз от разу всю нашу историю, и эти невыносимые условия и вынесли его "над самим собой".

     У Христа уже цивилизованный крест, практически духовно-обработанный: вертикальный подъём над миром и собой выражен чётко и однозначно, и горизонтальный распинающий его. Древние же кресты совершенно иные по своей природе, они ведут нас не к точке "свершения" правого дела, где дух превозносится над материей ценой своей смерти, а "кружат вокруг себя самих". Коловраты, свастики явно демонстрируют "вращение" - по часовой или против часовой стрелки. Древний крест - это вихрь, мировой вихрь.
     Христианский крест - средоточие - к которому пришли или которого достигли, или которого необходимо достигнуть для спасения.
     Древний крест - мировая полнота, он не выделяет превалирующей точки, но убеждает нас в том, что перед нами нечто самодостаточное.

     История развития самого Креста. Символ, сопровождающий нашу историю. Два типа противоположностей: вертикально -горизонтальный (христианский) и лево-правый вращательный (древний). Первый тип противоположностей, вертикально-горизонтальный потерял свою значимость для современности, сегодня уже больше никого не интересует верх и низ - тут установилась полная относительность, мы переходим в эру право-левых вращений. Поэтому своевременно поставить вопрос: можно ли их мыслить? И как?

     Если концы свастики или концы коловрата превратить в огненные факелы и раскрутить их по тому направлению, на которые они указывают, то мы увидим, что их противоположные линии исчезают, как исчезают собственно и сами концы, и перед нами остаётся только один горящий круг. Древний крест - это символ огненного мирового шара. Его пары противоположных линий - одинаковы по длине, потому что они - только диаметры для катящегося огненного круга. Иногда такие кресты рисуют сразу же в круге, их обводящем и обнимающем.

     Тогда можно предположить, что христианский крест - это крест человеческий - асимметричный; а древний крест - это крест мировой, всеохватный - симметричный. Можно предположить, что человек появляется в мире как некая кардинальная асимметрия.

     Крест на крест... Или просто "накрест"...
Когда-то в пору моей юности были в моде вопросы так называемого "армянского радио" (что-то типа анекдотов про Ходжу Насреддина), и вот у "армянского радио" был такой вопрос: "что означает крест на крест?" И был вульгарный ответ: это поп на медсестре.
     Но я думаю, человеческий крест, вошедший в общемировой, это нечто гораздо более страшное и таинственное, чем только "поп на медсестре" и всё, что нам тогда остаётся так это смеяться и издеваться над собой. Внутри мирового круга, мы кажется впервые нарисовали его центральную точку, а может быть всё ещё пытаемся её нарисовать, дорисовываем.