Кому нужен Якоб Фрошаммер?

Зера Черкесова Новеллы
М.Шагинян о философе Фрошаммере и его нужности нашему времени

На последних страницах мемуаров "Человек и время. История человеческого становления" (которые она писала много лет и вышел солидный том)Мариэтта Сергеевна Шагинян называет одно имя и обращается к читателям:я готова предоставить материалы, которые собирала по крупицам в европейских библиотеках и архивах, потому что сама уже не справлюсь с этой работой. После окончания философского фак-та Высших Бестужевских курсов искала тему магистерской диссертации. Мой профессор предложил мне напрочь неизвестное никому имя немецкого философа Якобе Фрошаммера. Но потом грянула революция. Я забыла и оставила все эти давнишние дореволюционные дела. И уже в старости, сидя в читальном зале, мне вдруг, неведомо откуда, на страницах открытой книги - Якоб Фрошаммер! Как привет из юности.

Я встрепенулась и стала спрашивать в поездках в европейские библиотеки, а библиотекарши снуют туда-сюда в поисках "какого-то допотопного Фрошаммера", которого требует русская писательница.

И вот М.С. предлагает на предпоследних страницах взять у нее собранный материал по Фрошаммеру, кто заинтересуется. И я давно думала:взял ли кто? как проверить? погуглить есть ли написанное по нему?

 
Тема же была такая:"Роль фантазии в мировой истории". Именно это у Фрошаммера,  сокурсницы М.Ш. ее высмеяли за столь нелепую тему.
А степень доктора филологических наук(не философских) М.Ш. получила в зрелые годы в советское время за монографию о Тарасе Шевченко. Но скажу вам, что вiрши Кобзаря, много изученного, - все же не так оригинально, как неведомый и неизученный никем Фрошаммер, и роль фантазии в истории. Тарас Шевченко был коньюнктурной темой, а Фрошаммер никому не нужен, и вспомнила она юношескую тему лишь "на пороге вечности".

М.Ш. написала статью к 200-летию Гегеля о природе времени, как становления, самостоятельно переведя с немецкого тексты Гегеля на эту тему.

Я написала статью на ту же тему, она выложена давно. "Предвосхищения у Гегеля достижений физики 20 века о природе пространственно-временного континуума".

Почему я так с давнего времени со-настроена на творчество Мариэтты Шагинян, когда-то очень известную писательницу и увенчанную всеми лаврами, а ныне основательно забытую, хотя она этого точно не предвидела - как и крушения Советской власти и с ней всего, что она сделала.
Но так проходит мирская слава...


Читаю "Человек и время, История человеческого становления", мемуары М.Шагинян в третий или четвертый раз с 1 курса, и думаю:а стоит ли ждать мафусаиловых лет, чтобы тоже оставить миру свои мемории? Лёва Федотов писал фактически подробнейшие мемуары, запечетлевая следы на песке времени, словно зная, что времени у него нет. И это будет всё, что он успеет.

И вопрос:а какое духовное наследство, что доделать за меня я бы оставила, как М.Шагинян Фрошаммера готова была отдать в хорошие руки? А вы? Пусть еще долго продлится активная творческая жизнь, но есть то, что должно сделать, а почему-то не делается, как бы нет того тонуса к этой работе и др. А?

Эти заметки я писала корр. Тут личное...
Позвольте не удалять эту ленту. Вы Сюлли-Прюдомом увлеклись с подачи Мариэтты Шагинян через мои рассказы о прочитанном у нее. А так могли бы пройти мимо, не заметить. А все ж, это интересный поэт со всех сторон и философ. Будем считать это приношением имени Мариэтты Шагинян, незаслуженно забытой.

Ну конечно:еще долго будет активная творческая жизнь у вас и у меня, зачем такое настроение. Но вопрос интересный и неожиданный? Что отдадите в хорошие руки? А как сформулируете, так сразу и не захотите отдавать:)) А сами всё и сделаете.

Если бы Мариэтта Сергеевна в активные годы, которые у нее продлились очень долго, знала, что на пороге вечности она предложит миру:возьмите моего бедного Фрошаммера, что явился мне - словно укор - однажды в глубокой старости в читальном зале, и ждал меня так долго, с самой моей юности - то она бы всё отставила и сделала сама. А так лишь горечь невозможности, когда уже слишком поздно... Вот в чем мой вопрос:представить себе эту ситуацию, для себя - о позднем сожалении.

Спасибо. Не помнила этой вашей переписки с Ю.Лифшицем. Мое обещание ему написать статью о философе Мих.Лифшице - так и не осуществлено еще. "Прочту, буде она появится", - сказал он мне, а статьи все еще нет...Все мы таковы.

См мои публикации о М.Ш. в папке "Мои публикации о Мариэтте Шагинян", я давно учусь у нее, читаю и перечитываю - невзирая на то, что ее никто не помнит. Причины тому политического свойства, а писатель, и даже поэт, она была превосходный, рекомендую. А публикации периодически мной выкладываемые, по мере очередных вдохновений ее пером, - сами собой оформляются в книжку о писательнице. Может быть, получится. Пока о ней по книжке написали два автора:Людмила Скорино и Константин Серебряков, последний друживший с ней долгие годы.
Мои заметки - это читательское, отстраненное от таких личностных аллюзий, и с дистанции - временной.

10122018, 08122020

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Далее скопирую вики статью о Якобе Фрошаммере из русской Википедии - из которой видно, что на русский язык не переведено НИЧЕГО.
И это ответ на вопрос:польстился ли кто на материалы М.С.Шагинян, доктора филологических наук между прочим, а, значит, собирала материалы научно, документированно и т.д. - о Якобе Фрошаммере. Нет! Увы. Последнее, что о нем написано на русском языке - это статья в Брокгаузе и Эфроне, то есть в дореволюционном издании академического словаря. И то, что о нем написала Мариэтта Шагинян несколько страничек в мемуарах.

---------------

Статью из Википедии для удобства читателей скопирую в рецензию к этой статье, дабы не нарушать правила об объеме цитирования.

Процитирую заключительный абзац, уничижительный к философу Фрошаммеру:
-----------
"Развитая Ф. теория мировой фантазии не может быть признана вполне оригинальным мировоззрением. Самый принцип фантазии, являясь новым более по термину, чем по содержанию, мало чем отличается от понятия творчества вообще и во многих пунктах системы оказывается совпадающим с основными понятиями философии Шеллинга и Гегеля".
------------

Мой комментарий.
 Решительно несогласна!

Фантазия не может быть поставлена в знак равенства с творчеством вообще. Фантазия лишь компонент такого всеобъемлющего понятия, как творчество, творческий дух.
А даже если бы Фрошаммер писал о творчестве вообще, то и в этом случае он никак не может копировать Шеллинга и Гегеля. Концепции Шеллинга и Гегеля не обязаны быть истиной в последней инстанции - каждый имеет право высказаться по вечным вопросам самостоятельно, не считая окончательным словом то, что сказали утвержденные авторитеты. Тема воображения, фантазии и ныне, в 21 веке, также таинственна, как и во времена Фрошаммера, Шеллинга, Гете, Гегеля и далее. А уж что такое творчество - тем более тайна за семью печатями и поныне. И напрасно трансгуманисты мнят, что раскрыли тайну человека и могут создать его из микросхемы-чипа, эти наивные новые утописты, мечтающие о создании гомункула, новые доктора Фаустусы, заключающие договор с Князем мира сего, мечтая заполучить безграничную власть и бессмертие. Из века в век повторяются одни и те же мотивы. А роль фантазии в мировой истории велика.
Перевести же с немецкого хоть что-то из Фрошаммера, видимо, придется уже мне.

Пока читаю заголовки соч., интригует.

10122018, 08122020

Моя статья:
http://stihi.ru/2015/05/20/3894
"Предвосхищения у Гегеля достижений физики 20 века о природе пространственно-временного континуума".

https://zera-cherkesov.livejournal.com/117315.html