Богослужебная утварь Православных Церквей

Православные Праздники
Галина Храбрая

«ВЕРА СОВЕРШЕННАЯ»

Мысленно притронусь я –
К утвари блаженной,
И не подползёт змея –
К вере совершенной!

Крест церковный вздёрнет нам
Немощи духовные,
Всюду слышится: «я сам!»,
Требоньки греховные…

Огляжусь… кругом Голгофа!
Бичевание Христа!
БОГА РАСПИНАЮТ – плохо!
Капля крови в край перста…

Ямка на челе осталась –
Сколько тыркалась я в Крест!
С бесами ни в жизнь не зналась,
Нет для них свободных мест!

Разойдитесь – расступитесь –
Путь Христу разгородите,
Друг пред другом извинитесь,
И потом за Ним идите!

Первый Спас везде и всюду,
ОН решает, что к чему,
Сердца скорбь, души остуду –
Всё мы отдаём ЕМУ!

Для того и утварь в храме,
Чтоб напомнить о БЫЛОМ…
КАЖДАЯ ИКОНА В РАМЕ –
Приложитесь к ней челом!

«БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»

Богослужебные предметы — это предметы, используемые при совершении Богослужения.

АГНЕЦ ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ – четвероугольная частица, вырезаемая из просфоры
и пресуществляющаяся во время литургии в Тело Христово для причащения
Православных Христиан (названа так в честь Агнца Божия – Иисуса Христа).

АНАЛОЙ (греч. «подставка под книгу») – высокий, вытянутый вверх
четырёхгранный столик с пологой доской для удоб­ства читать стоя
Богослужебные Книги, или прикладываться к иконам, положенным на него.

АНТИДОР (греч. – вместо дара) – части просфоры, из которой был вынут Агнец
Евхаристический для совершения Таинства Причащения. Раздается верующим
по окончании литургии.

АНТИМИНС – (греч. – вместо и лат. престол) – четырехугольный плат из шёлковой
или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия.

АРТОС (греч. – хлеб) – хлеб, который освящается с особенной молитвой
в день Светлой Пасхи Христовой.

Всю Светлую Седмицу он хранится в храме, а в Пасхальную Субботу раздробляется
(разрезается на небольшие кусочки) и раздаётся как святыня.
Артос напоминает верующим о том, что Спаситель Воскрес и пребывает с нами.

Богослужебные Книги – Книги для совершения Богослужений, содержащие все
чинопоследования служб и Богослужебные (уставные) указания. Подразделяются
на Священно-Богослужебные и Церковно-Богослужебные.

ВЕНЦЫ – короны из цветного металла, возлагаемые на жениха и невесту
во время Венчания – Таинства Брака.

ВОЗДУХ – прямоугольный плат, который возлагается на Дискос и Потир
во время Божественной Литургии. При чтении Символа Веры священник поднимает
Воздух и колеблет его над Святыми Дарами. Это Священнодействие совершается
в знак веяния над ними Святого Духа.

ДАРОНОСИЦА – один из малых священных сосудов, металлическая шкатулка,
в которой переносят Святые Дары для причащения больных в домах и больницах.

ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА – металлический напрестольный священный сосуд, в котором
хранятся запасные Святые Дары для причащения умирающих и тяжелобольных или
для Литургии Преждеосвященных Даров. Изготовляется в виде часовни Гроба Господня.

ДИКИРИЙ (гр. – двухсвечник) – переносной подсвечник с двумя свечами,
употребляемый при Архиерейском Служении.

ДИСКОС (гр. – круглое блюдо) – один из главных священных сосудов,
употребляемых при литургии. Небольшое по величине блюдо на подставке,
на котором приготовляется, освящается и раздробляется Агнец, то есть, часть
главной просфоры, пресуществляющаяся в Тело Христово в Таинстве Евхаристии.

ЕЛЕЙ – освящённое оливковое (или другое растительное) масло,
используемое в некоторых церковных обрядах.

ЖЕЗЛ – богато украшенный посох, который Архиерей носит во время Богослужения.
Жезл является Знаком Высшей Пастырской Власти. Посох даётся также Архимандритам
и Игуменам, как Начальникам Монастырей.

ЖЕРТВЕННИК – четырехугольный стол, находящийся в северо-восточной части алтаря
(слева от престола), облачённый в такие же, как и престол, одежды – Срачицу
и Индитию.

ЗВЕЗДИЦА – один из священных предметов церковной утвари. Представляет собой
две крестообразно соединенные дуги, скреплённые на вершине. После окончания
Проскомидии ставится на Дискос над Святым Агнцем. Символизирует собою Чудесную
Звезду, за которой Волхвы шли в Вифлеем на Поклонение Родившемуся Спасителю.

КАДИЛО – 1) металлический сосуд на цепочках, предназначенный для совершения
каждения; 2) курящийся ладан (Пс.140:2).

КАФЕДРА (др.-греч. седалище; сиденье) – кресло для Архиерея, устанавливаемое
в храме.

КОПИЕ – короткий нож с лезвием треугольной формы, с помощью которого совершаются
над просфорами действия проскомидии. Символизирует собою, то самое Копье,
которым один из воинов пронзил Грудь Спасителя, Умершего на Кресте.

Копие, которым вырезаются частицы из просфор символизирует Орудие Промысла Божия.

КРЕСТ НАПРЕСТОЛЬНЫЙ – Крест с изображением Распятого Господа,
полагаемый на Престоле рядом с Евангелием.

КРОПИЛО – Богослужебный предмет, представляющий собою пучок из водостойкого
эластичного растения или искусственных волокон, с рукоятью, используемый
священником для кропления (т.е. крестообразного обрызгивания) святой водой.

ЛАДАН – благовонная древесная смола, иногда с добавлением масла душистых цветов
или ароматических растений, употребляемая в храме для каждения.

ЛАМПАДА (греч. «светильник») – масляный светильник, зажигаемый перед иконами,
на Престоле и Семисвечнике.

ЛЖИЦА – удлиненная ложечка с крестом на рукоятке, применяемая для Причащения
Мирян.

ОРЛЕЦ– круглый коврик с изображением орла, на котором стоит Архиерей
во время Богослужения.

ПАНИКАДИЛО – большой светильник, подобный люстре с множеством свечей
(или лампочек), свисающий из купола в центральной части храма.

ПЛАТ – принадлежность для вытирания священных сосудов, находящихся на Жертвеннике.

ПЛАЩАНИЦА – четырехугольный плат, обычно из бархата, с живописным или вышитым
изображением снятого с Креста РАСПЯТОГО Тела Христа Спасителя. Также Плащаница
с изображением усопшей Божией Матери.

ПОКРОВЦЫ – крестообразные матерчатые покрывальца для Дискоса и Потира,
введённые в употребление ещё в древности для предохранения Святых Даров.

ПОТИР (греч.) – чаша, из которой Православные Христиане
Причащаются Тела и Крови Христовых.

ПРЕСТОЛ – четвероугольный стол, утверждённый посреди Алтаря,
особенным чином освящённый и облаченный в священные одежды (Срачица и Индития).

ПРОСФОРА (греч. – приношение) – небольшой круглый хлебец, состоящий из двух
соединенных частей, символизирующих две природы Иисуса Христа: Божественную
и Человеческую.

На верхней части Просфоры специальными печатями делают оттиски изображений
Креста, Божией Матери или святых.

РИПИДА (греч. – веер, небольшое опахало) – принадлежность Архиерейского
Богослужения, представляющая собой серебряный или золочёный круг
на длинной рукояти, внутри круга – изображение Лика Шестикрылого Серафима.

СЕМИСВЕЧНИК – особый светильник из семи ветвей на одной подставке,
с чашечкой и лампадой на конце каждой ветви.

ТРИКИРИЙ – переносной подсвечник с тремя свечами, используемый
во время Архиерейской Службы.

ХОРУГВИ – священные знамена церкви, с изображением Спасителя, Божией Матери,
особо чтимых святых и Православных Праздников.

* Х *
http://stihi.ru/2020/12/01/5805
«Церковный календарь Православных Праздников 2021г»