Обзор библейской поэзии. Царь Давид

Сергей Парахин
     Это вторая статья из серии статей «Обзор библейской поэзии». Они повествуют о шедеврах мировой литературы, включенных в Библию. Хотя человечество почитает их духовную ценность, но, как правило, забывает об их художественной ценности. Эта работа является попыткой устранить эту вопиющую несправедливость, и помочь помнить, что были поэты более гениальные, чем Байрон, Пушкин и Есенин - Соломон, Давид, Христос и другие библейские поэты. На этот раз речь пойдет о произведениях удивительного поэта царя Давида. Он написал книгу «Псалмы», состоящую из 150 духовных песен (около 80 текстов, остальные были написаны в течении тысячи лет царем Соломоном, пророком Моисеем, Асафом, Еманом, Ефаном, сыновьями Корея и некоторыми неизвестными авторами). В древние времена она была настолько известной, что песни из нее исполняли даже Христос и его апостолы столетия спустя.
     В еврейской Библии эта книга называется Сефер тэхиллим, что в переводе означает «Книга хвалебных песен». Данное название является самым подходящим для этой книги, так как в ней придается огромное значение восхвалению Бога. Название «Псалмы» впервые встречается в греческом переводе Библии, называемом Септуагинтой, где используется слово Псалмой, которое означает «песни, исполняемые под музыку». Также в Септуагинте используется другое название этой книги - Псалтерион («Псалтирь»). Оно происходит от названия струнного инструмента псалтири, под игру на котором пели псалмы.
     Если коротко сказать, то Псалом — это духовная песня, восхваляющая Господа и используемая в поклонении ему. Кроме того, эти тексты включают в себя еще и мольбы о помощи и милосердии, а также надежду на Бога и уверенность в нем. Псалмы также отличаются обилием слов благодарности, ликования и радости. Некоторые из них являются историческими обзорами, повествующими о проявлениях любящей доброты и впечатляющих дел Бога. Кроме того, веру читателя укрепляют множество пророчеств, которые сбылись или сбываются прямо сейчас на наших глазах. Помимо всего прочего, эти песни содержат много полезных наставлений, написанных возвышенным художественным языком, трогающими читающих их до глубины души. Некоторые тексты показывают, что отношения царя Давида с Богом были очень близкими и теплыми. Они вселяют веру, что и мы можем приблизиться к Господу и стать его друзьями.
     Интересно, что в девяти псалмах применяется особенный стиль поэтической композиции, называемый акростихом, который подразумевает алфавитное построение текста (например, псалмы 9, 10 и 25). В акростихе первый стих, либо стихи в первой строфе начинаются с первой буквы еврейского алфавита, а;леф, последующий стих (либо стихи в следующей строфе) — со второй буквы, бет, и так далее до конца еврейского алфавита, либо его части. Существует предположение, что это помогало храмовым певцам в запоминании этих песен, так как им приходилось заучивать наизусть довольно длинные тексты, как, например, Псалом 119 (в Синодальном переводе это 118-й Псалом). Примечательно, что в Псалме 96 - м (в Синодальном переводе - 95 - м), 11 - м стихе, находится акростих, составляющий имя Бога - Иегова. Первая половина этого стиха на древнееврейском языке состоит из четырех слов, и согласные буквы, с которых начинаются эти слова, при чтении справа налево образуют так называемый тетраграмматон (дословно переводится как четыре буквы и подразумевает имя Бога, состоящее из четырех еврейских согласных - ЙХВХ, ведь гласных в древнееврейском языке не было).

Продолжение следует.