Сибиряки очерк

Ольга Ковалёва 6
Отрывок. Сибирь... до революции- 1916 год. Илья - мой дед!


         Что-то остается в нас от родины такое,
         что живет в нас всю жизнь, то радуя, то мучая,
         и всегда кажется, что мы ее, родину,
         когда-нибудь еще увидим.
                В. Шукшин

          Крепкое хозяйство Фёдоровых приняло нескольких работников из местных. Среди них выделялся шестнадцатилетний безусый парнишка - Илюшка Анучин, который не отказывался ни от какой работы: пас скотину, чистил конюшню, ловил рыбу, обрабатывал хозяйские угодья. И как-то летом, под вечерок во время празднования Троицы, когда Илья ловко наяривал на гармони, Никита Тимофеевич подозвал его к себе и прямо спросил: - Женишься на моей Грушке? - Илья и мечтать не мог о хозяйской дочери, на которую он ни раз заглядывался, когда гормоны стали тревожить его неведанными ранее чувствами. Груша - красивая, небольшого роста девушка с русыми волосами и приятным голосом, всегда нарядно одетая, привлекала внимание парней. Она была старше Ильи на восемь лет. Отец понимал, что дочери пора замуж и давно пора детишек рожать...

          Но дело в том, что её младшая сестра Лизавета четыре года назад выскочила замуж и уехала к мужу. Как ни просили Лизу повременить с замужеством, но это не поменяло планы молодых, что на долгие годы разделило сестер навсегда.Сколько усилий для примирения дочерей приложила их матушка Авдотья Матвеевна, незаметная и скромная женщина, но результата не было. Это не осталось незамеченным и в своё время наложило отпечаток на характер Агриппины, которая с годами стала властной и строгой, единственной женщиной в своей большой мужской семье.
          Этот факт по местным обычаям наложил клеймо на Агриппину. Женихи не попадались...Но а те, кто могли бы составить ей пару как-то не появлялись в её жизни. А вот Илья - другое дело! Работящий, сноровистый, умный не по годам, красавец с огненным взглядом и черным, как смоль, чубом, выделялся среди батраков. И тут же весть разнеслась по деревне! Малышня -двойня - Сашка и Машка, дети старшего брата Никиты Тимофеевича, которые крутились под ногами, быстро подцепили дразнилку: Илюша да Груша - жених и невеста!
          Семья Ильи Макаровича бедствовала. И главным кормильцем после смерти отца Макара Ивановича, который умер на лесоповале, когда могучий кедр придавил ему грудную клетку, стал старший в большой семье - Илья Анучин. Мать Ильи вскоре скончалась после укуса болотной "крысы" во время сбора голубики.Крысой местные жители называли ондатру, которых в речках и озерах было великое множество, пока они не заразились туляремией.

          Сашка и Машка носились по деревне вместе с другими детьми и буквально не давали прохода и висли на крепких плечах Ильи, напевая хором детскими звонкими голосами:
Жених и невеста объелися теста...
Илюшка да Грушка - жених и невеста!

          Стали готовиться к свадьбе!
В августе, на Ильин день вся деревня Сугот пела и плясала под гармонь и балалайку! Отец Агриппины велел забить двух баранов, запечь гусей и молочных поросят к большому столу на усадьбе! Невеста была в чёрной юбке до пят, в бордовой батистовой кофте, расшитой бисером и бусинками , на груди сверкали украшения плотно нашитыми серебряными монетами, которые, как и серьги, во время танцев издавали мелодичное звучание, когда высокий и статный жених танцевал в паре с невестой, едва дотягивающей ему до плеча. Жених же был в темном кафтане и светлой рубахе навыпуск, подпоясанной красным кушаком. Сапоги, начищенные до блеска, так и взбивали пыль, когда он залихватски плясал барыню вприсядку! А когда гармонь оказалась в руках жениха, в пляс пустились и стар, и мал!

           Молодых Никита Тимофеевич заселил в недавно отстроенную хату из кедрового сруба. Сенцы, сарай для скотины и баньку Илья Макарович отстраивал уже сам.
В годы давние-предавние
Хатку ту с молодожёнами,
Как гласит семьи предание,
Возводили над иконами
Крышу из снопов соломенных...
А родители восславили
Ту избушку, как хоромину, -
Молодёжи в дар оставили.

           Испокон веку на Руси не принято было кричать о любви. Просто жили, уважая, жалея друг друга, с почтением относились к старшим, рожали детишек! У них было крепкое хозяйство: несколько жилых домов, сараи, баня, амбар, яма, корова, овцы, куры, свой огород.
           В семье с детских лет прививали любовь и уважение к матери, женщине. Семеро братьев родились в большой и дружной семье с 1919 по 1933 годы: Андрей, Сергей, Михаил, Григорий, Николай, Иван и младшенький – Владимир! А тут и война... Пятеро ушли на фронт, а трое старших не вернулись... И отец мой погиб в 1953. Из семерых только трое прожили долгую и счастливую жизнь! И Агриппина Никитична прожила 82 года  у сына в Новосибирске.

В сибирское таёжное село
Беда пришла чернее сажи;
Им почтой похоронки принесло -
Родных сынов лишились трижды...
Нет, мой отец погиб не на войне...
Отец живым пришёл, с победой!
Вернулся к мирной жизни на земле,
Солдатский быт и холод - всё изведав.