Жан Жак Руссо от сентиментализма к гильотине

Оскар Хуторянский
ЖАН ЖАК РУССО

Люди злы, но человек добр.
                Жан-Жак Руссо

Есть принципы, что мы сейчас
Так дорожим и бережем,
Не окружали всегда нас.
Иначе жили все кругом.

Свобода, равенство и братство -
Руссо туманный идеал,
В Европе странными казались,
А, где-то, странны сейчас.
 
Руссо нас звал назад "к сохе" -   (1)
Он в этом видел всех спасение.
Он говорил "в цепях мы все",
А это Век был Просветления.

Его “Контракт” был искрой той,   (2)
Что Революцию зажёг.
Вольтер сказал что: "Я другой,
Не буду жить на четырёх."

Европа старая распалась -
Не ядрами поражена,
Один философ сделал малость
И это был совсем не Маркс.

Напомню, был Вестфальский мир:
Границы стран все суверенны!
И принцип Ришелье был жив:
Что государству нужно - первым!

Но, появляется философ,
И говорит, что всё не так -
Что воля большинства всё может,
И пишет "Social Contract".

И в том контракте от цепей
Он хочет всех освободить.
А кто не хочет - "Мы его -
Свободным силой, иль убить".

Тут якобинцы вдруг решили,
Что есть они народа глас,
Его Руссо лишь изучили -
Есть гильотина для всех нас.

Сентиментальный, как писатель –
На чувства больше налегал.
Сильнее чувства к восприятию,
Чем разум.  Это Руссо знал!   (3)

Ему должны быть благодарны
Все якобинцы, Робеспьер -
Его "... Контракт" был той "приманкой",
Что породила "беспредел".

Вестфальский мир был перечёркнут,
Все поменять, к чему границы?
И Ришелье идею в омут,
Руссо идеи – со страницы.

Как человек – Жан Жак Руссо,
Философ прошлой революции,
Сдавал детей в приют, в село...
Но новой он морали учит.

Руссо - религию создал:
"Мы братья все.  Даёшь свободу!"
Он - знамя был для баррикад
И гильотине дал дорогу. 

Идею эту подхватили
Социалисты всех мастей.
Мы на себе всё ощутили…
Руссо - философ иль злодей?


(1) Жан Жак Руссо (1712-1778)  - философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник. Виднейший представитель сентиментализма. Его называют предтечей Великой французской революции.

(2) Главные философские общественные и политические идеалы Руссо изложены в «Общественный договор» ("Social Contract"

(3) Сентиментализм — направление в философии и литературе, где особый акцент делается на чувственность.



ЧУВСТВА И РАЗУМ

Убеждения — это чувства. Чувства не анализируются, о них не рассуждают.
           О. де Бадьзак

Все наши чувства - роль инстинкта,
Что жил в нас миллионы лет,
Он шлифовался и слоился,
И в генах он оставил след.

Наш разум - молодая поросль
Лишь на поверхности его.
Ни обьяснить, ни успокоить
Инстинкта, чувства торжество.

Глубины моря - вот инстинкты
А разум - волны, рябь, прибой...
Шторм - где эмоции все вскрыты
Вздымают вал крутой волной.

Бессилен разум коль глубины
Бушуют бешено в крови...
И ураганы чувситв сравнимы
С безумной яростью толпы.

Перевороты, революции,
Все войны, ненависть и кровь -
Остатки древней эволюции,
Работа чувств, а разум - ноль.

Потом, когда утихнет буря
И разум взглянет на разгром
Он объяснит и успокоит
И совесть усыпит. Потом.




ГИЛЬОТИНА

Закон должен быть похож на смерть, которая не щадит никого.
            Шарль Луи Монтескье

Не равны все пред правосудием
И в те далёкие века
В мучениях умирали люди
Простого звания без числа.

Сжечь на костре, четвертование,
Повесить - казнь была тогда.
Аристократам же иначе -
Им отсекалась голова.

Настало равенство и братство -
"Всех уравнять” - кричит народ.
Их вопли были не напрасны
И гильотины стал черёд.

Нет, он её не изобрёл
Тот добрый доктор Гильотен, (1)
“Гуманнее” он её нашёл!
И эффективней казни нет.


(1)  Жозеф Игнас Гильотен (Гийотен) — профессор анатомии, политический деятель, член Учредительного собрания, друг Робеспьера и Марата. Его именем названа гильотина — машина для обезглавливания, — хотя он не был её изобретателем и в принципе выступал против смертной казни: просто 10 октября 1789 года он предложил использовать гильотину как более гуманное орудие казни.

(2) Площадь Согласия (фр. Place de la Concorde) — центральная площадь Парижа, выдающийся памятник градостроительства эпохи классицизма. Является второй по величине во Франции (после площади des Quinconcesв Бордо). Носила имя короля Людовика XV, после свержения монархии называлась Площадью Революции; своё нынешнее наименование получила в знак примирения сословий по окончании революционного террора в 1795 году.



ред