Привет из прошлого

Павел Клеймёнов
                Привет из прошлого.                Лет пять назад , возвращаясь домой из  «Магнита» , уже на ступеньках магазина, незнакомая, ещё не старая, женщина попросила показать , как пройти в «Пятёрочку». Рассказав, мы пошли практически рядом – нам было по пути. То ли солнечное летнее утро, то ли что ещё заставило мою случайную спутницу разразится слегка раздражённой тирадой, будто продолжая прерванный разговор : - Да, нам пришлось приехать к вам ( Гуково приграничный с Украиной город, а дама скорей всего была из соседнего Свердловска или Луганска) , но вы же тоже раньше к нам за колбасой ездили. Неужели никто ничего не помнит ?  - Не обижайтесь, - ответил я ей . Наоборот, большинство прекрасно всё помнит. Как возвращавшиеся с Украины автобусы и легковушки на границе останавливали украинские милиционеры и оставляя по «палке» колбасы на «нос» , как и  других продуктов питания  в соответствии с их нормами, всё остальное выбрасывали разжиревшим бродячим собакам.  Это было не каждый раз, но частенько. – Не может быть. – За углом ваш магазин.  Всё это было во времена расцвета брежневского социализма. Как и гигантская вывеска из отдельных букв на здании напротив вокзала  станции Дебальцево, где мы оказались в ожидании поезда по пути в Ялту : Хай живе красче и красче вильная  и самостийна Украина !   Мои родственники в Москве и тогда тоже не верили : - Не может быть. Им- то тоже не приходилось ездить за колбасой.  Во времена расцвета правления Л.И.Брежнева был определённый порядок наполнения магазинных прилавков : в столичных магазинах ассортимент был намного больше и постоянно поддерживался, в областных центрах ассортимент был похуже, импорта поменьше, а в районных центрах пустых прилавков не было , но колбаса  в Ростове и все продукты были вкуснее, а таких коробок конфет, как в Москве, не было вовсе. Фирменный поезд Ростов – Москва ( «Тихий Дон» ), так и назывался : Синий с красной полосой, тот , что пахнет колбасой. Даже масло в Москве продавалось в основном в красивых  пачках, а не  нарезалось и взвешивалось от гигантских кусков , как в городах помельче.  С  кубами сливочного , шоколадного масла, маргарина молоденькие продавщицы еле справлялись  .  Ассортимент молочных продуктов, может быть был и поменьше сегодняшнего,  но его весь, без опаски можно было есть !  Когда «натуральное» молоко из сегодняшнего супермаркета не скисает неделями , а хлеб через два дня начинает плесневеть,  социализм перестаёт казаться таким уж никчёмным. Но у небольших городов были и свои преимущества по сезонным продуктам питания. Гигантские по площадям  летние овощные торговые точки , называемые  сетками , осенью  набивались до отказа.  «Машины пришли !». Всё равно с чем.  Обычно они приезжали , прямо с полей ,вечером или ночью . Специальных грузчиков вообще никогда не было , обычно разгружали сами горожане из  «очереди» .  Хотя сами работы , скорей всего, на кого нибудь оформлялись.  Цены на всё были в буквальном смысле копеечные. Помидоры покупали ящиками , десятками ящиков.  Я до сих пор помню ванную с плавающими до верха моющимися помидорами. Кстати, ящики никто не воровал , а добросовестно относили назад в «сетку» . Всё заготавливалось «на зиму» : сок, паста, лечо, соус, сами томаты в  десятках трёхлитровых банках.  Сегодня, покупая килограмм , другой томатов, даже не возможно это представить. Картошка , капуста, арбузы покупались мешками , которые вообще можно было только тащить , не то , что поднять. А зимой появлялись мандарины.  Весь город был усыпан торговыми точками с продавщицами, окружёнными, прямо на снегу, грудами  ароматных ящиков с жёлтым великовкусием.  В магазинах они почему то не продавались. Со временем , повзрослев и поездив по области, я начал догадываться – почему.  Недалеко от Гуково расположена узловая железно – дорожная станция Лихая. Весь собранный скоропортящийся продукт шёл с юга в центральные районы и столицу совсем не в рефрижераторах.  Пока менялась бригада поезда , согласно установленному порядку , осматривалось и состояние перевозимой продукции. Нельзя же везти в столицу гниль и повреждённое морозом. При определённом проценте порчи – выбраковывался и отцеплялся весь вагон. Если проявить некоторую инициативу и лично заинтересовать поставщика , получателя, контролирующие органы ,  слегка превышать процент , заложенный на транспортировку, усушку , утруску, и при этом не наглеть , можно было иметь по вагону ненормированного дефицита, хотя и не с каждого состава. Обожравшаяся столица – не обеднеет. «Если от много взять немножко – это не кража , а делёжка». Такое могли придумать только при социализме. Составов было много.  Так что стенания демократов восьмидесятых годов прошлого века о том , что  социалистическая система сгнила и построена на лжи , были совсем не на пустом месте.  А стоило жителям хотя бы  из  избушек нечерноземья ,панельных одно, дву-комнатных многоэтажек любых городов Союза, попасть в  солнечную Грузию  и увидеть двух , трех – этажные дома   среди чайных плантаций, зарослей мимозы и  мандариновых рощ, принадлежащих «бедолагам», которые признают только работу на себя  любимого и только не самому,  так сразу же точка зрения демократов становилась понятной и получала новых сторонников.  Оставался вопрос времени  и финансирования новоявленных апологетов поиска справедливости. «Что может быть проще времени !» Про пишущих за деньги – благоразумно умолчим.