Привет из прошлого
Привет из прошлого. Лет пять назад , возвращаясь домой из «Магнита» , уже на ступеньках магазина, незнакомая, ещё не старая, женщина попросила показать , как пройти в «Пятёрочку». Рассказав, мы пошли практически рядом – нам было по пути. То ли солнечное летнее утро, то ли что ещё заставило мою случайную спутницу разразится слегка раздражённой тирадой, будто продолжая прерванный разговор : - Да, нам пришлось приехать к вам ( Гуково приграничный с Украиной город, а дама скорей всего была из соседнего Свердловска или Луганска) , но вы же тоже раньше к нам за колбасой ездили. Неужели никто ничего не помнит ? - Не обижайтесь, - ответил я ей . Наоборот, большинство прекрасно всё помнит. Как возвращавшиеся с Украины автобусы и легковушки на границе останавливали украинские милиционеры и оставляя по «палке» колбасы на «нос» , как и других продуктов питания в соответствии с их нормами, всё остальное выбрасывали разжиревшим бродячим собакам. Это было не каждый раз, но частенько. – Не может быть. – За углом ваш магазин. Всё это было во времена расцвета брежневского социализма. Как и гигантская вывеска из отдельных букв на здании напротив вокзала станции Дебальцево, где мы оказались в ожидании поезда по пути в Ялту : Хай живе красче и красче вильная и самостийна Украина ! Мои родственники в Москве и тогда тоже не верили : - Не может быть. Им- то тоже не приходилось ездить за колбасой. Во времена расцвета правления Л.И.Брежнева был определённый порядок наполнения магазинных прилавков : в столичных магазинах ассортимент был намного больше и постоянно поддерживался, в областных центрах ассортимент был похуже, импорта поменьше, а в районных центрах пустых прилавков не было , но колбаса в Ростове и все продукты были вкуснее, а таких коробок конфет, как в Москве, не было вовсе. Фирменный поезд Ростов – Москва ( «Тихий Дон» ), так и назывался : Синий с красной полосой, тот , что пахнет колбасой. Даже масло в Москве продавалось в основном в красивых пачках, а не нарезалось и взвешивалось от гигантских кусков , как в городах помельче. С кубами сливочного , шоколадного масла, маргарина молоденькие продавщицы еле справлялись . Ассортимент молочных продуктов, может быть был и поменьше сегодняшнего, но его весь, без опаски можно было есть ! Когда «натуральное» молоко из сегодняшнего супермаркета не скисает неделями , а хлеб через два дня начинает плесневеть, социализм перестаёт казаться таким уж никчёмным. Но у небольших городов были и свои преимущества по сезонным продуктам питания. Гигантские по площадям летние овощные торговые точки , называемые сетками , осенью набивались до отказа. «Машины пришли !». Всё равно с чем. Обычно они приезжали , прямо с полей ,вечером или ночью . Специальных грузчиков вообще никогда не было , обычно разгружали сами горожане из «очереди» . Хотя сами работы , скорей всего, на кого нибудь оформлялись. Цены на всё были в буквальном смысле копеечные. Помидоры покупали ящиками , десятками ящиков. Я до сих пор помню ванную с плавающими до верха моющимися помидорами. Кстати, ящики никто не воровал , а добросовестно относили назад в «сетку» . Всё заготавливалось «на зиму» : сок, паста, лечо, соус, сами томаты в десятках трёхлитровых банках. Сегодня, покупая килограмм , другой томатов, даже не возможно это представить. Картошка , капуста, арбузы покупались мешками , которые вообще можно было только тащить , не то , что поднять. А зимой появлялись мандарины. Весь город был усыпан торговыми точками с продавщицами, окружёнными, прямо на снегу, грудами ароматных ящиков с жёлтым великовкусием. В магазинах они почему то не продавались. Со временем , повзрослев и поездив по области, я начал догадываться – почему. Недалеко от Гуково расположена узловая железно – дорожная станция Лихая. Весь собранный скоропортящийся продукт шёл с юга в центральные районы и столицу совсем не в рефрижераторах. Пока менялась бригада поезда , согласно установленному порядку , осматривалось и состояние перевозимой продукции. Нельзя же везти в столицу гниль и повреждённое морозом. При определённом проценте порчи – выбраковывался и отцеплялся весь вагон. Если проявить некоторую инициативу и лично заинтересовать поставщика , получателя, контролирующие органы , слегка превышать процент , заложенный на транспортировку, усушку , утруску, и при этом не наглеть , можно было иметь по вагону ненормированного дефицита, хотя и не с каждого состава. Обожравшаяся столица – не обеднеет. «Если от много взять немножко – это не кража , а делёжка». Такое могли придумать только при социализме. Составов было много. Так что стенания демократов восьмидесятых годов прошлого века о том , что социалистическая система сгнила и построена на лжи , были совсем не на пустом месте. А стоило жителям хотя бы из избушек нечерноземья ,панельных одно, дву-комнатных многоэтажек любых городов Союза, попасть в солнечную Грузию и увидеть двух , трех – этажные дома среди чайных плантаций, зарослей мимозы и мандариновых рощ, принадлежащих «бедолагам», которые признают только работу на себя любимого и только не самому, так сразу же точка зрения демократов становилась понятной и получала новых сторонников. Оставался вопрос времени и финансирования новоявленных апологетов поиска справедливости. «Что может быть проще времени !» Про пишущих за деньги – благоразумно умолчим.
© Copyright:
Павел Клеймёнов, 2020
Свидетельство о публикации №120122104536