Школа. Младшие классы. Продолжение следует

Владимир Симановский
Пора о школе вспомнить.
Школа находилась в 2-х - 3-х километрах от наших домов.
(Луганское городское 4-классное училище располагалось по ул. Садовой, рядом с мужской гимназией Здание гимназии построено в 1901 году. Это здание не тронула ни революция, ни вторая мировая война. После войны, а, возможно, ещё до, в этом здании располагалась школа.) 
Первый раз, на торжествееную линейку меня привела мама. Мы шли с мамой с огромным букетом цветов такие счастливые. Цветы нам с мамой пдарила наша хозяйка. Во дворе росло много цветов. Хозяйки выращивали их и для удовольствия  и для продажи для школьников весной и осенью и для влюблённых и любителей цветов, которые цветы любили, но не вырашивали.
Этих кропотливых хозяек, продающих цветы по дешёвым ценам, милиция и администрация городов и весей называла своим любимым словом - "спекулянтки" и, хотя сами покупали у них цветы для своих школьников, преследовали их по "закону" и иногда налагали на них штраф.

Весёлые и счастливые мы с мамой пришли в мою первуя школу. Нас разделили сразу по классам. Мы - новинькие, стояли под крылышками наших новых учитилниц, как и остальные школьники. Родители стояли позади "своего" класса. На всех детях были школьные формы.

После торжественных речей директора, завуча и старшей пионервожатой, после первого разливистого, звонка, в который звонила девочка, будущая выпускница, все дети с цветочками пошли в определённом порядке в свои классы.
Классы пахли свежевыкрашенными партами. Парты были коричневыми, доска чёрною. Краска ещё не везде успела высохнуть. Все дети отдали свои цветы нашей первой учительнице Анне Ивановне.

Потом мы ходили в школу самостоятельно, неболшими группами. Мы жили не далеко друг от друга, я и мой друг-одноклашник, Женя Калюжный. 
Вот мы всегда шли с ним вместе в школу. В школу можно было идти двумя питями: по Садовой или по нашему переулку.

Переулок наш славился тем, что по нему когда-то возили соль чумаки. Так говаривали старожилы. И по нему проходил знаменитый Бахмутский Шлях. Так это было или не так, трудно сказть. Но нам эта история нравилась.

Если это была ранняя осень, мы с Сашей переходили по болшому деревянному мосту на другой берег и шли вдоль нашей любимой реки, Луганки до следущего моста вниз по течению. Луганка впадала в Донец. Донец - в Дон. А Дон, как мне стало известно после нескольких лет учёбы в школе, в Азовское море. Таким образом наша Луганка пополняла акваторию Азовского моря. Я думаю, Азовское море не выжило бы без нашей Луганки.

Кстати сказать, Луганка на самом деле официально называлась Луганью. И даже, говаривали старожилы, была некогда судоходной, например, до Второй Мировой.
А сейчас...

При повороте на мост, который вёл нас в школу, на возвышенности стояла красивая ещё церковь. Нас почему-то тянуло подойти к церкви. Но, во-первых на дверях главного входа висел амбарный замок, а во-вторых, мы могли опоздать в школу.

Зимой и ранней весной в школу ходили по ул. Садовой. Это было дальше на пол километра, но надёжнее. Ходили при любой температуре воздуха. От 10 до 20 градусов мороза была привычная температура, на это мы внимания не обращали. Но почти каждую зиму в те времена, температура воздуха доходила до 30-и - 35-и мороза.  Всё равно ходили в школу. Никто её не отменял. Варежки были тёплые. И шубки, и валенки.

А весной Луганка сильно разливалась, мост сносило острыми как бритва, льдинами
Весна была бурной. Снега зимой выпадало много, до двух метров. Таяли снега бысро. Лёд на реке трещал  и ломался на большие глыбы. Они-то и срезали деревянные быки моста как масло. Каждую весну мост восстанавливали и каждую следущую весну лёд ломал мост.
Поэтому, весной дорога была единственная, по Садовой улице.

Через мост переходили и тогда, когда шли в детскую поликлинику. В поликлинику ходили не так часто, в полгода, в год и на прививки. Болели редко.

Ещё на той стороне реки после того, как павдок спадал и земля подсыхала, устраивали импровизированный рынок. Был один - два ряда прилавков. На прилавках торговали те, кто мог заплатить рыночный сбор.

Там были и мясные, и рыба, и овоши, и колбасы, всё, что выращивали или производили на своих приусадебных хозяйствах так называемые "колхозники". Радом, в стороне от прилавков, на белоснежных простынях хозяйки раскладовали свою сметану, ряженку, творог, подсолнечноеое масло в бутыльках по 3 литра, птица.
Как умудрялись женшины так отбеливать свои простынки, на которых раскладоваи свои продукты? Пользовались маеринскими,  бабушкиными способами. Всё забыли сейчас.

А как-то приехала тётушка Полина. Приезд тётушки полины - всегда  праздник. Когда тётушка Полина приезжала из своего Сочи, где она жила вдвоём со старшей сестрой Сирафимой в подведомственной квартире санатория Искра, в нашей семье устраивали импровизированный праздник. Праздник ни к чему не был приурочен. Только тётушка Полина умела так тонко раскатывать слоённое тесто, только тётушка Полина!
Слоёв было семь. Не знаю почему, всегда семь слоёв.
Однажды мне доверили раскатывать тесто. О, я обрадовался такому доверию и старался изо всех сил. Конечно, всё получилось как надо. Пальчики оближешь!

И вот, мы с тётушкой Полиной, с нашей Полиночкой, несём мою полугодовалую сестру ранней осенью в поликлинику, на том берегу Луганки. Несём в положенный срок для профилактического осмотра. Так было положено. По мосту идём. Тётушка Полиночка несёт мою сестричку по этому деревянному. Тётушка говорит, - осторожно, тут доска поломана, дырка, не попади в неё. И тут же сама, бедалага, оступилась. Её нога соскользнула в этот пролом. Дальше тётушка идти не могла. Она сломала лодыжку. Каким-то чудом мы вернулись домой. Точно не помню, наверное, я нёс мою полугодовалую сестрёнку на руках. 

Вернёмся в школу, однако, господа. В первых классах среднеобразовательной школы, я учился на "хорошо" и даже на "отлично" по всем преметам, кроме каллиграфии. По этому предмету моей лучшей оценкой была "двойка" В основном, я получал, конечно, "единица". Но вот однажды нам было задание написать букву "Л" прописную и маленькую. Что-то меня подвинуло. Дома начал выполнють домашнее задание. Писал, старался, высовывал язык в обе стороны от старания. Написал одну страницу, другую, третию, всё - не то. Ещё и ещё страницу. Не то, не то, не то. Только на тринадцатой странице у меня всё получилось.

На следующий день учительница, Анна Ивановна, раздавала проверенные тетради детям. Ничего чорошего на уроке каллиграфии не ожидал. И, вдруг А нна Ивановна поднимает мою тетрадку и объявляет оценку. Что я слышу? "Пятёрка", учительница показала тетрадь с моей "Л" всему классу и похвалила меня. Я покраснел от радости.

Это был первый класс с высунутыми язычками школеров при письме. А во втором классе мы уже читали и писали лучше, чем в первом. В школу идём и читаем все лозунги на чугунных щитах. Там разные призывы были к советским гражданам и лозунги типа "Догоним и перегоним..." "Собирём... пудов зерна..." "Выплавим... пудов стали" и т. п. Мне это быстро надоело, а Саша читал. Останавливался у каждого щита и всё читал. Когда домой шли, на обратной стороне читал.

Неподалёку от школы находился конезавод. Он был заложен самим Клементом Ефремовичем. Там выращивали тяжеловесов для тачанок Первой конной. Закончилась гражданская война и Великая Отечественная, а лошадей по привычке продолжали выращивать. И брички у завода стояли, как боевые колесницы. А зачем, почему? Никто толком не знал. Традиция такая.
Однажды идём себе сошколы спокойно, о чём-то разговариваем. Учебный наш ден удачно закончился. Всегда из школы шли весёлые, беззаботные. Мы и в школу весело шли и радостно.

Так вот, возвращаемся с радостью. Был уже март. Солнышко грело всё теплей, погода хорошая и на душе хорошо. Вдруг видим, прямо на нас бежит лошадь. Вот-вот настигнет. И деваться некуда. Всё часные домаи надписи на воротах:"Во дворе злая собака" А лошать уже совсем близко! Нечего делать, лошадь пострашней самой страшной собаки. Быстро калитку открыли и во двор. Калитку за собой тоже очень быстро закрыли. Как раз лошадь уже у самой калитки! Ногами топает, фыркает. Страху нагнала. Стоим, дрожим. Потом она потопала дальше, шаги её стихли. Ещё выждали. Открыли калитку и вышли на улицу. А во дворе сабака была, но совсем не страшная.

Ещё интересные события былли в третьем классе. В самом начале учебного года, на самом первом уроке в клас вошла наша учительница с новенькой ученицей. "Дети, познакомтесь, Людочка Токмакова теперь будет учиться в нашем классе, - сказала Анна Ивановна.
В одно мгновение мы, все мальчишки 3-его "Б" класса, влюбились в Людочку.
В школе работали разные кружки. Сегодня начал работать кружок бальных танцев. Я зписался, как и другие дети. Каково же было моё удивление, когда меня поставили в пару с Людочкой. А через три - четыре занятия  в школьном танцевальном кружке мы переехали в новую квартиру. Расстроился очень и горевал больше года.