Платон - белый лебедь на коленях у Сократа

Марина Артюх
    К кому ревновал свою философию Платон? К поэтам...

  С Аристотеля же он только посмеивался: молодой жеребёнок брыкается.

  Платон шёл через Пифагора и Парменида к вещей славе, Аристотель его нисколько не задерживал.


   Когда Сократ уходил из жизни, Платон не был способен лицезреть это воочию и срочно "заболел".
   
   Менее чувствительные провожали Сократа в последний путь, беседовали с ним и смотрели как он умирает.

   Платона я обожаю за то, что все его идеи были совершенно невозможными: души обитают на звёздах, а здесь на земле в орудиях времени - телах; было время, когда времени не было, потому что время было создано вместе с миром; молиться можно только о том, чтобы всё, что нам встречается в жизни как можно больше гармонировало с нашим внутренним миром; никто из людей не справедлив, никто из людей не умён, никто из людей не красив, но каждому из людей возможно достигнуть справедливого, благого и красивого; более счастлив любящий, а не любимый; становящееся пусть становится - никогда ему не догнать бытие; если что-то и можно узнать, так только то,что вы уже знаете - эти и другие бесподобные идеи, от которых дрожь проходит по всему телу и голова идёт кругом - самые, самые любимые, самые, самые родные.

    Мы сегодня воспринимаем их как первые сказки и книги, которые читали в детстве.

    Познавший Платона аналогичен впитавшему истины с молоком матери...


    Если бы меня спросили кто более велик Сократ или Платон, я бы не сомневаясь ответила - Сократ, но Платон это любовник Сократа в вечности.

    В Платоне мы зрим любовь Сократа, бесконечно умноженную в бесконечных зеркалах вечности.


    Платон не падал в яму, как Фалес, не сидел в бочке как Диоген, не лазил по горам, как Гераклит и не хохотал по кладбищам наподобие Демокрита - с тех пор как он стал философом он перестал быть и боксёром, и поэтом, а стал по нашим современным понятиям "ботаником" - он даже в диалогах не говорил, за него говорил Сократ, его мы и знаем, но каким же человеком был сам Платон- этот неприметный мистер Икс?

    Всем корпусом своих трудов, увлекающих нас в универсальный Космос, Платон со всей очевидностью показал нам, что когда в дело вступает божественное, не важно какой человек за ним стоит.


    В каждом диалоге Платона чувствуется, что Сократ проницательно видит всех своих друзей и собеседников. Единственное, что невозможно понять из любого диалога Платона так это то, как Сократ видит - Его. Дорого бы я отдала за то,чтобы "считать" хотя бы через одну деталь, как Сократ относился к Платону.

    Существует правда, один образ от Сократа к Платону - белый лебедь - сон, который приснился Сократу, перед тем как встретить Платона - белый лебедь на сократовских коленях.


    Платон не называл своих трудов "О природе" или "О божественном" или"О справедливости" - за исключением "Государства" и "Законов", которым он видимо отвёл сверхсвященное место, он называл свои диалоги - именами людей - такое никогда больше в истории философии не повторится. Зато не в истории философии нечто подобное мы легко найдём - "Электра", "Эдип", "Ифигения", "Медея" - узнаёте на что это похоже?


    По самому Платону первый род познания это имена, а второй род познания это определения, а третий род познания это собственно знание, а четвёртый род познания это незнание, а пятый род познания это божественное. Кажется, все свои произведения он выстраивал "от" и "до".


    Где-то между музыкой и математикой, где-то между трагедией и поэзией, затерялся вместе со своей философией Платон - затерялся или нашёлся?


    Очень скучные современные философы никогда не скучают за Платоном. Они или злятся на то, что у Платона возможно тождество и придумывают вместо этого "концепты", или успокаивают себя тем, что Платон - идеалист. Никому из них даже в голову не приходит, что философия обязана быть не только истинной, но и правдоподобной.


    Если вынуть весь корпус платоновских произведений из древнегреческой философии, то она увянет - это незаменимая деталь. Других, таких же деталей нет - Аристотеля можно вынуть легко - он сам сплошной побег из древнегреческой философии.


    Софисты не доставали Платона так, как они доставали Сократа, но и терпеливый Платон под конец жизни не без ехидства написал: "Пусть у нас мерой всех вещей будет главным образом бог, гораздо более, чем какой-либо человек, вопреки утверждению некоторых".


    Сократом древнегреческая философия делится надвое также решительно, как и Христом всё историческое время на нашу и не нашу эру. Платон, конечно, официально был послесократиком, но если досократики не принимали в расчёт человека с его познанием и с его добром и злом, то Платон, приняв человека из рук Сократа, децентрализировал его всё в том же божественном Космосе. Так что "после" сократик это скорее - Аристотель, выстраивающий целый мир на деятельности субъекта.

    Платон, послушав Сократа, вернулся к корням. А софисты и Аристотель "потеряли голову", считая, что наконец-то её приобрели.


    К сожалению, наша наука стала аристотелевской, но наше сердце осталось платоновским, и этот разлад мешает нам жить. "То, что я утверждаю, я утверждаю и в шутку и всерьёз" - говорил Платон. Но Аристотель никогда не шутил, он не был готов к такому повороту событий)).


    Благодаря Платону философия постепенно стала приобретать, так называемые, собственные места - в начале у философии не было никакого другого места, кроме пира, где она наряду со многими иными искусствами, например, пением и танцами, удовлетворяла человеческие запросы на общность и общение. Потом, когда её верные сыновья-одиночки убегали в горы, место философии стало - нигде. Платон же обустроил для философии Академию - то место, где впервые, те, кто мыслил и искал, могли услышать друг друга "вживую", а не только через книги и устно передаваемые учения.
   
    На пиру всё же главным был пир, а философия была его украшением. И может быть, в этом и скрывается глубокий смысл, потому что, может быть, философия и есть украшение человеческого Космоса. И всё же, она не могла оставаться совершенно бездомной в миру и тогда Платон подарил ей - её место. С этих пор философами стали те, кто учится, беседует и размышляет свободно (у Пифагора - только учились, а говорить свободно могли лишь спустя некоторое время). Только после Академии появились перипатетики (гуляющие) и пребывающие в садах Эпикура - наслаждающиеся.


     Если вы откроете книги древнегреческих писателей, любые, будь то сочинения по математике или же по какой-то другой науке, совершенно не обязательно именно по самой философии, вы увидите с каким восторгом и восхищением все они пишут и обязательно упоминают о Платоне. Словно он некое солнце, сияющее посреди античного Космоса.

     Вообще наибольшей популярностью при чтении философии тогда пользовались труды лишь двух человек - Платона и Демокрита( и никак не Аристотеля). Но, к сожалению, многочисленные труды Демокрита в их подлинном виде до нас не дошли.


    Только один народ во всей истории человечества был философским народом (потому что индийский народ был философски-религиозным) и каждый представитель этого народа есть в некотором смысле - предельный уникум. По каждому можно "не сверять часы", а "сверять души". Но Платон кажется стал главным светилом этой солнечной системы и так будет до тех пор, пока человечество не сможет зажечь для себя новое Солнце.