Остановись, мгновенье! Магия импрессионизма

Андрей Александрович Гребенкин
Импрессионизм – стиль, совершивший переворот в искусстве. Он родился в период господства академической живописи, когда все художники, не хотевшие умереть в нищете и одиночестве, подражали старым мастерам. Точнее, подражали подражателям античности. Библейские, героические, мифологические, батальные сюжеты, парадные портреты – да, в строгом соответствии с каноном. Отход от канона, взгляд не в прошлое, а настоящее – недопустимое вольнодумство, шок и скандал.

Импрессионизм не появился на пустом месте. Как минимум двое удивительных художников по праву считаются предтечами стиля.
Первый (по времени) – англичанин Джозеф Тернер. В чопорные викторианские времена, будучи уже стариком, он отошел от академических традиций. Отошел не в сторону, а вверх. Завистники объявили его сумасшедшим, королева отказалась возвести в рыцарское достоинство, критики и «коллеги» топтали как могли. Но он все равно писал свободно и по-своему. Невиданные ранее комбинации цветов, смелый рисунок, элементы абстрактной живописи за сто лет до ее появления. Две картины дают представление о позднем (и лучшем) Тернере: яростная «Вьюга» (67-летний художник велел привя¬зать себя на 4 часа к капитанскому мостику в шторм) и умиротворяющий «Восход на Люцернском озере».

Второй – француз Оноре Домье. В его «Дон Кихоте» нет ничего от академизма. Всего четыре цвета. У Дон Кихота нет ни глаз, ни носа, ни ушей. Но образ есть. Если каждый сразу узнает, кто нарисован – не значит ли это, что картина удалась? Рисовать Домье умел, поскольку был крупнейшим мастером карикатуры 19 века. Некоторые даже полагают, что Домье был первым импрессионистом.
«Импрессионизм» («импресьон» – впечатление) – изначально слово пренебрежительное, насмешливое. Импрессионист – тот, кто хочет произвести впечатление, и только. Позёр, выпендрёжник. Никто не мог подумать, что это слово будет первой ассоциацией со всей французской живописью, лучшей ее частью. 

Можно сказать, что на появление импрессионизма оказало влияние изобретение цветной фотографии (1861 г.). Сразу стали высказываться мнения, что фотография убьет живопись (сколько подобного говорилось и потом! Кино убьет театр! Телевидение убьет кино! Интернет убьет телевидение! Все пока живы).

В любом случае, перед художниками встала задача отстоять свое искусство, научиться изображать то, чего не может дать фотоаппарат, доказать, что десятилетия, потраченные на овладение мастерством, не могут быть перечеркнуты техническим прогрессом.
Им это удалось. Глядя на «Голубых танцовщиц» Дега, забываешь, что балет – это изнуряющий труд и постоянные травмы. «Бульвар капуцинок» Моне – небольшая картина (60 на 80 см), необыкновенно точно передающая течение жизни. Многие современники признавались, что слышат говор толпы и шелест деревьев...

Импрессионизм – стиль революционный, полностью противоречивший  вкусам салонной публики. Импрессионизм – это:

– жертва деталями ради передачи настроения;

– жертва чем угодно ради передачи цвета и движения (у Моне это привело к утрате
интереса к изображению реальных предметов, погоне за ускользающими солнечными пятнами и цветовыми эффектами);

– убеждение, что простой человек может быть красив, как античный герой;

– ощущение, что поэзия разлита повсюду;

– запечатленное настоящее, ибо лишь оно – реальность;

– множество технических находок (цветные тени, разложение сложных тонов на чистые цвета, которые сами смешиваются при взгляде издали – по законам оптики и т.д.). Многие импрессионисты имели и свои личные секреты и приемы. Например, Клод Моне был известен серийными пейзажами, он быстро-быстро (иногда за полчаса) писал ряд изображений одного объекта, меняющегося вместе с освещением.
Жаль, но серии его работ (например, знаменитый «Руанский собор» – 19 картин – от рассвета до ночи) сейчас невозможно собрать и выставить вместе, как задумал художник. Картины, составляющие единое целое, разошлись по многим коллекциям (две – в Пушкинском музее).

И, наконец, импрессионизм – искусство мужественных людей. Бесконечные нападки властей, «академиков», прессы, смех публики (наслушавшись ослиных отзывов, многие зрители начинали смеяться, еще не войдя в галерею).

Отсутствие спроса, картины продаются с огромным трудом и по бросовой цене. А ведь художникам нужно было на что-то жить и сделать какие-то сбережения на старость, потому что этот стиль требует усилий, как никакой другой. Нечеловеческое напряжение зрения, нависшая угроза слепоты.

Любой из мастеров импрессионизма был лучше или, по крайней мере, не хуже мэтров салонной живописи, но они предпочли новое искусство гарантированному доходу. И конец многих импрессионистов был печален. Домье ослеп и умер в нищете. Дега ослеп и умер, всеми забытый. Полуслепой Ренуар сражался до конца, привязывая кисти к пальцам, пораженным артритом. Мане был измучен болезнями, потерял ногу и не дожил до признания. Самая благополучная судьба – у сына бакалейщика, Клода Моне. 86 лет жизни, слава, дружба с сильными мира сего, прекрасный дом в Живерни, удачная операция на глазах, после которой он смог работать.

Большое действительно видится на расстоянии! Удивительно, но даже гении искусства далеко не всегда понимали импрессионистов. В Россию как-то привезли работы импрессионистов. На выставку зашел Достоевский и оставил следующий отзыв о картине Мане «Нимфа и Сатир»: «Картина выставлена, конечно, с намерением показать, до какого безобразия может дойти фантазия художника, который написал самую плоскую вещь и дал телу нимфы колорит пятидневного трупа… Слабее этой картины нет ничего на выставке. Рисунок, расположение фигур, колорит – все до такой степени неверно, что невольно дивишься смелости художника. Но остроумнее всего то, что Мане назначил за свою картину 1000 рублей серебром». Даже Достоевский мог ошибаться в вопросах искусства.