Размышления об отцах и детях

Георгий Березов
…И это не о романе Тургенева. Хотя, возможно, немножко о том, что в нём говорится…. Впрочем, вот вам другой жанр.
Анекдот: « - Как к тебе относятся твои дети? 
- Как к Богу.  – Это как? 
  - Меня почти не слушают, мои просьбы толком не выполняют. Порой даже делают вид, что меня не существует.  Но если им что-то понадобится — тут же зовут…».
В этом много правды. Я уже описывал свои взаимоотношения с отцом в раннем детстве в «Размышлениях о любви к Богу», и потому повторяться не буду. Скажу лишь, что у меня очень рано проявилось моё противостояние отцу. Возможно,  у других оно проявляется значительно позже, но в любом случае оно проявляется. По сути – это детская болезнь. Да вот только многие продолжают ею «болеть» вплоть до старости. И это данность. Приходится это принимать. Увы, далеко не все способны осознать что  барьер, разделяющий «мир взрослых» и «мир детей» с определённого возраста тает как прошлогодний снег. (Ну не будем же мы всерьёз воспринимать высокомудрые   законоустановления наших депутатов, «продливших» молодость до 35 лет!) Понятно, вне зависимости от  возраста  детей, родители будут  относиться к нему как к «маленьким». И это естественно. Естественно и отношение детей к родителям как «старшим» по факту. Но старший отнюдь не означает – «иной». Просто старший  -  на n-ное количество лет. И количество здесь не переходит  в качество. (Не тот случай!).
Рассмотрим, пожалуй, стадии этой «детской болезни».
0-я стадия («младенец»): «Я ребёнок («маленький») – он взрослый («большой»)». (И здесь противопоставления ещё нет: только констатация факта.)
1-я стадия («маленький  ребёнок»): «Да, я «невзрослый», но это я, и я тоже имею право, я хочу….»  (По сути это стадия начальной самоидентификации. И это следует принять.)
2-я стадия («ребёнок»):  «Да, я – ребёнок, а не взрослый, и именно потому я имею право не быть взрослым. Вот  вырасту  тогда и…. А сейчас мне простительно….»  (И это следует понять.)
3-я стадия («подросток»): «Я - личность. Я  - другой, не такой как он (взрослый). И хотя я знаю, что он (взрослый) прав, я буду делать (вести себя) иначе, чем он, потому что это  - я….» (И это следует простить:  просто очередная стадия идентификации.)
4-я стадия («юноша»): «Я – взрослый!!!.. Я знаю, что я хочу! И никто не вправе «навяливать» мне свои взгляды….» (А  вот здесь начинается проблемка: несоответствие амбиций с реальными возможностями….)
5-я стадия («молодой человек»):  «Я взрослый самостоятельный человек. Я знаю, как поступать (делать) правильно, чтобы мне не говорили «старшие…»  (Заключительная стадия идентификации. Но по факту инфантильное поведение продолжается, поскольку продолжается противостояние «старшим». В идеале здесь должен быть постулат: «Я (взрослый) -  они (взрослые). Я такой же, как они, они – такие же, как я. Их точка зрения, по крайней мере, приемлема для рассмотрения.)
6-я стадия («зрелый человек»): Я – не мальчик (не девочка), чтобы они («старшие») меня учили!.. Да и чему они могут меня научить?.. Они же – «отстой», прошлый век…. Они ничего не понимают в сегодняшней жизни…. (Болезнь запущена. Отсутствие критического взгляда на самого себя и неприятие чужого мнения, поскольку оно – «чужое». И это печально….)
Возможно, кто-то из читающих воскликнет: «А они («взрослые») что?.. Белые и пушистые?..»
И будет прав. «Отцы» - это вторая сторона медали. И, точно, зачастую они не белые и пушистые. Давайте, «для чистоты  исследования» рассмотрим поведение «отцов» в рассмотренных стадиях «детской болезни»:
0-я стадия («младенец»): «Делай, сынок!.. Хоть что-нибудь делай….». (Противопоставление не оформлено – проблемы нет.)
1-я стадия («маленький  ребёнок»): «Делай, сынок…. Проявляй «характер», но помни, что «старший» - я….»
2-я стадия («ребёнок»): «Делай - хочешь ты этого или не хочешь. Как я делаю свою работу, так и ты имеешь свои обязанности. То есть, делай как я.» (Здесь начало «конфликта интересов»: интересы «взрослого мира» противопоставляются интересам «детского мира»).
3-я стадия («подросток»): «Делай. Ты уже взрослый. Но не на столько взрослый, чтобы делать что хочешь». (И это самая опасная стадия: со стороны «подростка» начинается противопоставление контролю «взрослого». Тому бы проявить доверие!.. Но это, к сожалению,  случается очень редко….)
4-я стадия («юноша»): «Ты хочешь делать то, что ты хочешь?.. Что ж, делай…. Если у тебя есть возможности…. (Контроль со стороны «взрослого» продолжается, но вынужденно носит уже ограниченный характер….)
5-я стадия («молодой человек»): «Я ничего уже не могу поделать с «ребёнком». Он вырос. Но вырос не таким как я хотел. Я могу осуществлять только «поверхностный» контроль, который, по сути ничего не решает….»
(Контроль по факту утрачен. Методы воздействия (экономического и внеэкономического) «взрослых» на «ребёнка» исчерпаны.  Взаимопонимание отсутствует.)
6-я стадия  («зрелый человек»):  «Жизнь  моего «ребёнка» проходит  мимо меня…. И проходит она во многом не так как мне бы хотелось….» (Фактическая утрата общения. Говорить не о чем. Не точек соприкосновения. Как результат  - отсутствие преемственности поколений, утрата традиций, семейного единства….)
«Косяки» поведения «взрослых» видны невооружённым взглядом. Если  в течение 2-й и 3-й стадиях усилиями «взрослых» не выработан «механизм»  синергии  (сотрудничества, соработничества)  с «ребёнком», а на последующих «ребёнок» не был постепенно «отпущен» - пиши пропало!.. Имеем то, что имеем. И это действительно печально. Вот так и появляются «иваны, родства не знающие», по факту сиротами не являющиеся…. Если бы беда была только в этом!.. Ведь и последующее за ними поколение сохранит данный императив поведения. Потому что ничего иного их родители предложить им не в состоянии. Вольно или невольно они будут копировать поведение своих родителей, хотя формально отрицают их жизненный опыт….
Конечно же, не мне судить кого-либо, поскольку я и сам в этом плане далеко не идеал…. И я буду молить Господа:
Боже! Дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу и мудрость отличить одно от другого! Да исполнится воля Твоя, а не моя!